Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



Вопрос 94. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
Конституция Германской империи 1871 г. просуществовала с некоторыми изменениями до начала 1919 г. Она юридически закрепила процесс образования единого германского государства – Германской империи. Это была договорная федерация, т.е. союзное государство, возникшее на основе договоров между королями и князьями, как сказано в преамбуле, это был "вечный союз для защиты союзной территории... и обеспечения благосостояния немецкого народа". В состав империи входило 25 союзных государств: 22 монархии (среди которых четыре королевства, 11 великих герцогств, семь княжеств) и три вольных города, а также имперская провинция Эльзас – Лотарингия, аннексированная у Франции.

Имперская конституция 1871 г. была копией Конституции 1867 г. Северо-Германского союза с известными дополнениями. Она учреждала империю в форме асимметричной федерации, в которой полномочия субъектов были неравными. Доминирующее положение во второй Германской империи занимало самое крупное и сильное государство – Пруссия. В верхней палате парламента – Союзном совете (Вundesrat), который был органом представительства интересов субъектов, входящих в федерацию, Пруссия имела 17 мест из 58. Пост председателя Бундесрата занимал прусский министр-президент. Делегация Пруссии в Союзном совете могла провести любое решение. В главе II "Имперское законодательство" Конституция жестко разграничила предметы ведения федерации и субъектов. К ведению общеимперских органов было отнесено: законодательство об армии и флоте, о налогах и таможенных сборах, системе мер, весов, чеканке монеты, о железнодорожных и водных путях сообщения, почте и телеграфе. Она включала общее законодательство по гражданскому, уголовному праву, судопроизводству, о прессе и союзах; общие определения о банках, патентах на изобретения, охране авторской собственности и др. Неуказанные сферы были отнесены к ведению земель. При этом Конституция предписывала, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II ст. 2).

Государственный строй Германской империи, согласно Конституции, – конституционная монархия в дуалистической форме. Ее особенность состояла во всевластии императора и канцлера
 и слабости парламента. Конституция наделяла кайзера – германского императора – широкими полномочиями, причем этот титул наследственно принадлежал прусскому королю. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера, был верховным главнокомандующим. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и Рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.

Фактически вся полнота исполнительной власти была сосредоточена в руках имперского канцлера. Особенность конституционной модели власти Второй империи состояла в отсутствии правительства и общепринятой системы министерств. Высшие имперские чиновники именовались государственными секретарями. Канцлер, которого назначал император, не был ответствен перед Рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия. Канцлер был также министром иностранных дел, его ведомство выполняло функции министерства торговли и финансов, а также управляло "имперской провинцией" Эльзас – Лотарингией. Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов. Кроме того, имперский канцлер был председателем Бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате парламента при равенстве голосов.

Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Верхняя палата – Союзный совет (Бундесрат), орган представительства интересов земель, не избирался, а состоял из представителей, назначаемых правительствами земель. Нормы представительства субъектов зависели от размера земель, территории, численности населения, военной мощи. Доминировала в Союзном совете Пруссия. На ее долю приходилось 17 мандатов (чтобы заблокировать либеральные законопроекты нижней палаты, достаточно было 14 голосов). Нижняя палата (
Палата депутатов) – Рейхстаг избирался путем всеобщих выборов тайным голосованием только лишь мужчин, достигших 25-летнего возраста, исключая военных и лиц, живущих на пособие. Один депутат избирался от 100 тыс. населения. Срок легислатуры вначале был три года, а с 1878 г. – пять лет. Каждый депутат имел свободный мандат и не был связан наказом и инструкциями своих избирателей, не получал жалования. Компетенция Рейхстага была незначительной. Законотворческая функция нижней палаты была ограничена Бундесратом: любой закон, принятый Рейхстагом, должен получить одобрение Бундесрата и кайзера. Полномочие 11алаты депутатов утверждать бюджет также подверглось ограничению: под давлением канцлера О. Бисмарка депутаты разрешили самому правительству определять смету военных расходов. К тому же нижняя палата могла досрочно распускаться простым постановлением верхней палаты (Бундесрата). Конституция 1871 г. не содержала раздела или главы, посвященной правам и свободам. Конституция установила единое для всех подданных право заниматься ремеслом, право доступа к общественным должностям, приобретения недвижимости, гражданской правоспособности. "Ни один немец не должен быть стеснен в пользовании этим нравом ни властями его родины, ни властями другого союзного государства", – записано в ст. 3 Конституции.

В целом Конституция 1871 г. закрепила новый тип государства – буржуазную монархию, которая возникла вследствие незавершенного характера буржуазной революции 1848 г.: политическая власть в ней принадлежала не крупной промышленной или финансовой буржуазии, а высшему прусскому дворянству – юнкерству и генералитету. Однако, уступив политическую власть юнкерству и военным, буржуазия получила право свободного предпринимательства при поддержке государства. Закрепив политический союз юнкерства и крупной буржуазии и учредив эффективный конституционный механизм реализации их интересов с помощью военной силы, Конституция 1871 г. сохранила многие черты прусского полицейского государства, создала авторитарную систему правления, концентрирующую реальную власть в руках кайзера и канцлера, опирающихся на армию. Специальная XI глава была посвящена "военному делу империи". Закреплялась всеобщая воинская повинность (каждый немец с 20 до 28 лет приписан к составу армии), на всей территории империи вводилось прусское военное законодательство и создавалась единая армия, подчиняющаяся приказам императора. Закреплялось право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угрожает общественной безопасности" (ст. 68) и пр.


Вопрос 95. Общая характеристика права Германии Нового времени: источники, правовые памятники и специфика.

Буржуазные революции и основные принципы права.

Право нового времени возникло в результате буржуазных революций, целью которых было упразднение средневековых ограничений (феодальной собственности, сословного деления людей, цеховой системы и т.п.) и создание простора для личной инициативы. Сохраняя некоторую преемственность с феодальными правовыми системами, буржуазное право стало тем не менее правом нового типа, т.к. было построено на совершенно новых принципах, обеспечивших его новые качества. Эти принципы были зафиксированы в основополагающих документах буржуазных революций - "Декларации независимости", "Декларации прав человека и гражданина", "Билле о правах" и др. Основные из них - единство закона, юридическое равенство, законность и свобода.

Феодальная множественность правовых систем создавала препятствия для развития торговли и утверждения неограниченной частной собственности. Отсюда, стремление к унификации правовых систем. Законы, принятые во время революций, обычно распространялись на территорию всей страны. После упрочение политической власти буржуазии стали создаваться единые национальные и даже межнациональные правовые системы.

В эпоху нового времени почти все отношения между людьми строятся на договорных отношениях. Предпосылкой для любого договора является юридическое равенство лично свободных людей и всеобщая правоспособность, которые были установлены во время буржуазных революций.

Юридическое равенство реально существует только в условиях законности, которая проявляется в правомерном поведении всех граждан и юридических лиц. Правомерность, как принцип всеобщего поведения, обеспечивает стабилизацию политических и экономических отношений, необходимую для прогресса общества.

Политические свободы являются основой общественного строя. Без них немыслимо развитие инициативы, творчества, предпринимательства. Основой свободы является собственность.

Наряду с общими принципами каждое государство имеет свою национальную систему права со своими особенностями.

Гражданское право.

В Германском гражданском уложении 1900 г. были отражены новые тенденции в развитии буржуазного гражданского права. Уложение было построено по пандектной системе. В I книге - общая часть, во II - обязательственное право, в III - вещное, брачно-семейное и наследственное право. Всего уложение включало 2385 параграфов. Оно содержит сложные термины и юридические конструкции, тяжеловесный язык, но юридически является более точным и совершенным, чем Гражданский Кодекс Наполеона.


Специальная глава посвящена юридическому лицу и его правоспособности.

В гражданском уложении широко фигурируют моральные нормы: "не допускается осуществление права, если целью такого осуществления может быть причинение вреда другому". Забота о "справедливости" проходит через все уложение. Требование "справедливого" поведения содержится и в обязательственном праве - возмещение вреда, справедливое вознаграждение и т.п. Особенно много морализирующих указаний по договорным отношениям: "Должник обязан исполнять договор так, как этого требует добрая совесть".

Многие параграфы ГГУ сформулированы таким образом, что судьи получили легальную возможность отступать от общих правил, ссылаясь на "уважительные причины и основания". Наличие такого рода особенностей в ГГУ способствовало закреплению за ним специфического свойства, получившего название "каучуковые" нормы права, то есть такие нормы, которые могут применяться судьями по их усмотрению в зависимости от ситуации.

Однако в целом ГГУ обеспечивало прочность гражданского оборота и надежную защиту собственнических прав и интересов. Многие положения вошли в ГГУ из более развитого торгового законодательства. В 1897 г. было принято новое Торговое уложение, в котором центральное место отводилось торговым и негласным товариществам.

Уголовное право

В 1871 г. в Германской империи было введено в действие Уголовное Уложение Северо-Германского союза, действовавшее с 1870 г. Уголовное право Германии находилось под сильным влиянием Франции. Уложение состояло из общей (в двух книгах) и особенной (в одной книге) части. Самыми суровыми мерами карались посягательства на политический строй государства. Как и в гражданском праве, в уголовном уложении встречаются "каучуковые" нормы. Интересно, что смертная казнь по уголовному уложению 1871 г. полагалась только в двух случаях: за убийство главы государства и за убийство по заранее обдуманному плану.

Таким образом, модернизация и либерализация буржуазного уголовного права сами по себе не означали ослабления уголовной политики, но делали ее более социально ориентированной и эффективной.

Вопрос 96. Германское гражданское уложение 1896 г.: принципы, структура, основные институты.

Гражданский кодекс 1896г. стал первой в истории Германии единой для всей страны кодификацией гражданского права. Германское гражданское уложение в значительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой "пандектной" системе. В соответствии с ней общие для всех институтов нормы содержатся в