Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



Проходят марши безработных, с требованием от властей принятия экстренных мер.

На президентских выборах 1932 года побеждает Рузвельт. В день энагурации 4 марта 1933 года, крупнейшие банки США перестали выдавать деньги по причине их отсутствия.

Совокупность мер, направленных на государственное регулирование экономики получило название «Новый курс» Рузвельта. Представлял с тобой систему экстренных мер, законов конгресса и распоряжений президента.

По чрезвычайному банковскому закону от 9 марта 1933года, президент получал исключительные права на золотые резервы, на осуществления всех международных сделок, контроль за рынком ценных бумаг.

Все промышленные предприятия согласно закону «об оздоровлении национальной промышленности» разделялись на 17 групп, в каждой из которых вводились кодексы частной конкуренции – принудительная монополизация. По отраслям устанавливались правила регулирующие продолжительность рабочего дня – не более 44 часов, уровень з/п -1$за час, цены на производственную продукцию, распределение рынков сбыта, условия кредитования. Контроль возлагался на специальную организацию – Национальная администрация восстановления промышленности.

Вводилось государственное регулирование аграрного сектора,

К социальным мерам по борьбе с безработице относилось: Организация массовых общественных работ(дороги, мосты), получали низкую з/п = 30$ в месяц, но во премя работ обеспечивались едой, для молодых безработных создавались лесные лагеря. В 1935 создавалась система соц. Страхования.

Появились пособия по пенсии, безработице, для лиц достигших 65 лет.

+Новый курс Рузвельта официально закрыт в 1929, но фактически полностью преодолеть последствия кризиса США до начала войны так и не смогли.

Вопрос 101. .Развитие права США в Новейшее время.


Конституционный строй в США в Новейшее время заложен старейшей в мире конституцией 1787 г. По словам 32-го президента Франклина Делано Рузвельта, Конституция США настолько практична, что можно каждый раз приспосабливать ее к чрезвычайным нуждам путем изменений акцентов и методов применения без утраты существенной формы. Американская Конституция внешне действительно остается юридически стабильным документом, во многом благодаря знаменитому институту поправок к ней, общее число которых 27 (на сегодняшний день еще 7 поправок находятся в процессе ратификации).

Содержание конституционных новелл, именуемых поправками к Конституции США, принятых в XX в., таково. XVII поправка 1913 г. установила прямые (взамен косвенных) выборы населением штатов сенаторов федерального Конгресса. XVIII поправка 1919 г. ввела «сухой закон», что почти сразу вызвало широкое появление мафиозных структур в сфере алкогольного бизнеса, и эта поправка впоследствии была отменена XXI поправкой 1933 г. XIX поправка 1920 г. признала неконституционными ограничения в избирательных правах по признаку пола. XX поправка 1933 г. зафиксировала новые сроки вступления в должность, а также начала первой сессии вновь избранного Конгресса. XXII поправка 1951 г. ограничила возможность пребывания одного лица на посту президента двумя сроками. XXIII поправка 1961 г. наделила жителей федерального округа Колумбия (столицу Вашингтон) правом участия в выборах президента. XXIV поправка 1964 г. объявила неконституционными ограничения избирательных прав граждан изза неуплаты ими налогов. XXV поправка 1967 г. установила порядок преемственности поста президента в случае импичмента, смерти или отсрочки. XXVI поправка 1971 г. снизила возрастной ценз избирателей до 18 лет (тогда электорат сразу увеличился на 11,5 млн человек). XXVII поправка 1992 г. постановила, что закон об увеличении вознаграждения конгрессменов вступает в законную силу только после проведения следующих парламентских выборов.

Вопрос 102.Четвертая республика во Франции. Государственный строй Франции по Конституции 1946 г.

После окончания войны сразу же началась острая политическая борьба вокруг вопроса о характере будущей конститу

ции. Центральным стал вопрос о новом государственном строе. Все политические силы были едины
 в одном – не воссоздавать режим Третьей республики, на котором лежит ответственность за катастрофу 1940 г. Однако относительно будущего государственного устройства они существенно расходились. "Новые консерваторы", и прежде всего сторонники генерала де Голля, склонялись к учреждению республики президентского типа с сильной исполнительной властью, способной противостоять "режиму Собраний", "абсолютному парламентаризму" Третьей республики. Причем правительство должно наделяться полномочиями от главы государства, избранного нацией. Напротив, левые партии и центристы, среди которых выделялась крупная католическая партия – "Народно-республиканское движение", явно опасаясь установления авторитарного режима "личной власти" генерала де Голля, выступали за сохранение верховенства парламента и его контроля над правительством при большей сбалансированности двух ветвей власти.

Временное правительство Франции в августе 1946 г. утвердило положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание будет проведен референдум с вопросом о возобновлении или отклонении Конституции Третьей республики. В ходе референдума 96,4% избирателей высказались за принятие новой конституции, 66,3% – за последующее утверждение конституции народным голосованием. На выборах в Учредительное собрание 1946 г. компартия получила 152 мандата, социалисты – 139, Народно-республиканское движение – 145. По итогам выборов было сформировано трехпартийное Временное правительство, которое добилось выработки проекта конституции на основе своей программы. Первый проект Конституции 1946 г. предусматривал однопалатный парламент и ограничение власти Президента, он был лишен традиционных прерогатив: права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т.д. Конституционно закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности. В ходе референдума первый проект был отклонен: против – 106 тыс. избирателей, за – 9300 тыс. Второй проект был разработан новым составом Учредительного собрания. Он был утвержден на референдуме 13 октября 1946 г.

Конституция 1946 г. Она была конституционным актом нового – второго поколения (40–50-х гг. XX в.), принятым в условиях второй волны демократизации, которая существенно расширила перечень неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека и изменила тип государства. В Конституцию были включены статьи об 
экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, закрепленных в преамбуле Конституции. С одной стороны, она подтверждала права и свободы человека и гражданина, провозглашенные в Декларации 1789 г., с другой – был включен новый блок экономических, социальных и культурных прав: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности; право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки; коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями; право на всеобщее бесплатное светское образование и т.д. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, "престарелым труженикам", инвалидам. Причем всеми этими правами наделялись граждане независимо от пола. Расширялся перечень политических прав: право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания. Государство обязалось не вести завоевательных войн: "не употреблять силы против свободы какого-либо народа". Конституционно закреплялось право на национализацию: "...всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества".

Конституция 1946 г. закрепила переход от либерального государства к "социальной Республике", способной гарантировать столь широкий перечень прав путем проведения активной социально-экономической и культурной политики. Провозглашение в качестве конституционного принципа "социального государства" означало, что государство берет на себя ответственность за социальное обеспечение и благосостояние своих граждан.

Государственный строй Четвертой республики, закрепленный в Конституции 1946 г., можно охарактеризовать как парламентскую республику в ее классической, законченной форме. В основу организации государственного строя Франции была положена идея верховенства парламента, парламентского правления. Парламент состоял из двух неравноправных палат: нижней палаты – Национального собрания и верхней – Совета Республики. Причем нижняя палата сосредоточила в своих руках главные властные функции, поскольку именно Национальное собрание считалось воплощением национального суверенитета.

Конституция 1946 г. наделяла нижнюю палату – Национальное собрание – достаточно широкими полномочиями в законодательной и судебной сферах (провозглашая его единственным законодательным органом), в области контроля за деятельностью правительства. Национальное собрание 
избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Оно являлось верховным законодательным органом. Кабинет не мог быть сформирован, пока нижняя палат абсолютным большинством голосов не одобрит кандидатуру премьера и его программу. Правительство обязано было уйти в отставку, если абсолютное большинство депутатов Национального собрания голосовало за резолюцию недоверия. При собрании находился Верховный суд, который должен был разбирать судебные дела политического характера. В тех случаях, когда между верхней и нижней палатами парламента возникали разногласия, окончательное решение принадлежало Национальному собранию. Если Президент в установленный срок не обнародовал закон, то это мог сделать председатель Национального собрания.

Верхняя палата – Совет Республики – являлась законосовещательным органом. Он избирался на основе косвенного избирательного права выборными должностными лицами местных органов. Он имел право законодательной инициативы, в двухмесячный срок он мог делать поправки к актам, принятым нижней палатой, или передавать их на рассмотрение в Конституционный комитет. Совет участвовал в избрании Президента. Фактически он осуществлял конституционный контроль. Его полномочия по сравнению с полномочиями прежнего Сената были урезаны.

Главой государства был президент. Он избирался парламентом сроком на 7 лет, мог один раз переизбираться. Президент имел право просить парламент пересмотреть принятый закон. Однако повторное решение парламента было окончательным. Всякий акт президента нуждался в подписи соответствующего министра (контрассигнатура). Президент исполнял функции главы государства, но его полномочия были ограничены: он был лишен права роспуска нижней палаты, назначения по своему усмотрению высших должностных лиц и т.д. Исполнительная власть вручалась Совету министров, чья деятельность была под контролем Национального собрания. Конституцией впервые определялся статус председателя Совета министров: он обеспечивал исполнение законов, непосредственно руководил всем госаппаратом, а также вооруженными силами. По существу к нему перешла вся правительственная власть. Если же нижняя палата свергала Кабинет два раза в течение 18 месяцев, то Конституция разрешала распустить парламент и назначить новые выборы. Конституция фактически сохранила прежнюю систему