Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


Вскоре Луи-Бонапарт был провозглашен императором французов под именем Наполеона III. Установилась военно-полицейская диктатура.

Официальное провозглашение Второй империи означало торжество откровенной реакции, окончательное утверждение новой разновидности бонапартистского режима. Бонапартизм Луи-Бонапарта наряду с общими признаками, характерными и для правления Наполеона I, имел свои специфические черты. В новых исторических условиях, характеризовавшихся ростом политического сознания и активности трудящихся масс, правительство Наполеона III было вынуждено постоянно лавировать, изображать из себя некую «надклассовую» и «надпартийную» силу.

Выход из трудных ситуаций в стране империя видела в победоносной войне, которую она начала летом 1870 г. против Пруссии. Однако Франция потерпела поражение, поставившее ее на грань национальной катастрофы. Пруссаки заняли большую часть ее территории. На защиту страны поднялись рабочие, передовая интеллигенция, мелкая буржуазия. Была сформирована национальная гвардия. Крупная буржуазия больше опасалась рабочих, чем пруссаков.

Вопрос 88.Государственно-политический строй Франции Второй империи.

За несколько лет представители промышленной и финансовой буржуазии в значительной степени нашли общий язык и консоли­дировались. Ближе к окончанию срока президентства (в 1851 г.) Луи Наполеон, которого не устраивал четырехлетний срок правле­ния без возможности переизбрания, устроил военный переворот (роспуск парламента, арест депутатов и иных политических деяте­лей, расстрел баррикад), в результате которого Вторая республика была упразднена.

 Через несколько месяцев он провозгласил себя императором Франции и вошел в историю под именем Наполеона III. В стране установился режим Второй империи.

Подготовленная сразу же после переворота Конституция очень сильно напоминала Основной закон 1799 г. и отдавала всю полноту государственной власти в руки президента. Он избирался на 10-летний срок и, будучи главой правительства, мог:

• назначать и смещать всех ответственных только перед ним министров;

• пожизненно назначать всех членов сената (конституцион­ный надзор) и напрямую контролировать выборы в нижнюю палату (местным властям вменялась в обязанность поддерж­ка «официальных кандидатов»);

• исполнять функции высшего судьи и командующего воору­женными силами, руководить полицией и жандармерией.

Таким образом, по Конституции президенту предоставлялись фактически королевские полномочия.


К законодательным органам формально были отнесены назна­чаемый президентом и обсуждавший его законопроекты Государст­венный совет, а также Законодательный корпус, кандидаты в кото­рый выдвигались при непосредственном участии президента.

В первых же сражениях начавшейся летом 1870 г. франко- прусской войны стала очевидной неспособность правительства про­тивостоять интервенции (Германии нужны были Эльзас и Лотарин­гия). Поражение и капитуляция по приказу императора 100- тысячной французской армии под Седаном переполнили чашу на­родного терпения и ворвавшаяся 4 сентября 1870 г.

Вопрос 89. . Государственный строй Парижской коммуны.

Выборы в Совет Коммуны, высший орган власти, проходили 26 марта. Из 86 депутатских мест - 25 достались рабочим, а осталь-ные интеллигенции и служащим.

Аппарат Парижской коммуны как особая форма власти, созданной в восставшем городе, был приспособлен, прежде всего, к то-му, чтобы максимально полно реализовать поставленные перед ним всем ходом событий революционные цели.

Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению.

Таким образом, устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей.

Совет Коммуны состоял из выборных на основе всеобщего из-бирательного права по различным округам Парижа городских гласных.

Стремясь реорганизовать старый чиновничий аппарат, остав-шийся нетронутым со времен империи, коммунары устанавливали на основе радикальной реформы всеобщего равенства максималь-ное содержание в 6 тыс. фр. в год для всех служащих различных коммунальных учреждений независимо от ранга. Вознаграждение членам Коммуны было определено в 15 фр. в день - размер заработ-ной платы квалифицированного рабочего. Коммуна руководствова-лась принципом не только «дешевого правительства», но и неукос-нительной ликвидации всех привилегий и льгот.

Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий: воен-ную, внутренних дел и общественной безопасности, внешних сно-шений, судебную (юстиции), финансовую, труда и обмена, продо-вольствия, просвещения, общественных служб и исполнительную.

Так, Комиссия общественных служб ведала почтой, телегра-фом, путями сообщения. Ей поручалось изучить возможность пере-дачи железных дорог в ведение Коммуны.


Комиссия внешних сношений должна была наладить связи Парижа с другими «коммунами Франции», подготовить условия для создания федерации, а также, при благоприятных условиях, посылать своих представителей в другие государства.

На Комиссию общественной безопасности возлагалось обеспе-чение порядка внутри страны. Следя за всеми «подозрительными гражданами», она должна была заботиться о «неприкосновенности Республики».

Военная комиссия, которой надлежало заменить ЦК Националь-ной гвардии, должна была заниматься вопросами дисциплины, воору-жения, обмундирования и снаряжения Национальной гвардии.

Комиссия продовольствия заботилась о снабжении Парижа продовольствием, вела «самый детальный и самый полный учет всех продуктов», имевшихся в магазинах Парижа.

На Комиссию юстиции возлагалась обязанность «поднять су-ществующее судопроизводство на высоту демократических и социальных учреждений», обеспечить текущее судопроизводство до принятия особого декрета.

Комиссия просвещения должна была подготовить реформу школьного дела. Ей поручалась разработка декрета о введении «бес-платного, обязательного и исключительно светского обучения».

ситуации и в Париже, и вне его поставила перед Коммуной вопрос о создании чрезвычайных органов. Декретом от 5 апреля 1871 г. в от-вет на зверства версальцев предусматривалось создание Обвинительного жюри по делам версальцев, которое должно было выносить приговоры в течение 48 часов в отношении всех лиц, уличенных в сообщничестве с версальским правительством.

Согласно декрету, все задержанные по приговору Обвинитель-ного жюри считались «заложниками парижского народа» и совер-шенная версальцами казнь каждого военнопленного или сторонника «законного правительства Парижской коммуны» должна была немед-ленно повлечь за собой казнь тройного числа заложников.

Этот декрет не выполнялся. Сказывались серьезные разногла-сия внутри Коммуны по поводу применения репрессий.

В связи с этим необходимо напомнить о кровавых майских днях 1871 г., когда тысячи коммунаров были расстреляны без всяко-го суда и следствия или после формального допроса в одном из мно-гочисленных военно-полевых судов, созданных после разгрома Парижской коммуны.

Вопрос 90.Государственный строй Третьей Республики во Франции

Государственный строй Третьей республики в период между двумя мировыми войнами

Основы государственного строя Франции после Первой мировой войны продолжали определяться конституционными законами 1875 г. При этом происходило фактическое ослабление полномочий президента, установление полного контроля парламента над исполнительной властью. В условиях высокой политической поляризации общества, многофракционности в парламенте (около 20 партий в 1930-е гг.) происходили частые политические кризисы и отставки правительства.


Одновременно в межвоенный период возросла роль исполнительной власти. В 1934–1935 гг. юридически оформилась структура правительства, утверждался пост председателя совета министров. К правительству окончательно переходило право издания нормативных актов как на основе делегирования полномочий парламентом, так и на основе собственных прерогатив. Формально акты правительства должны были конкретизировать законодательство и носили подзаконной характер, но на практике правительство часто принимало декреты, отменявшие или подменявшие законодательство. Парламент неоднократно, например в 1934, 1938–1939 гг., предоставлял правительству чрезвычайные полномочия и исключительное право нормотворчества в форме "декрет-законов". Так, без санкции парламента в 1939 г. была объявлена война Германии.

В 1930-е гг. в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизировалась деятельность профашистских организаций "Огненные кресты", "Аксьон франсэз" и др. В 1934 г. фашисты предприняли попытку переворота. Более 20 тыс. вооруженных боевиков профашистских организаций направились к парламенту, чтобы разогнать его, но благодаря отпору демократических сил путч провалился. Угроза фашистской диктатуры привела к созданию объединения антифашистских сил под названием "Народный фронт", куда вошли партии коммунистов, социалистов, радикалов – всего 48 демократических организаций. В 1936 г. Народный фронт получил большинство голосов на выборах и сформировал правительство, которое возглавил представитель партии социалистов Леон Блюм. Правительство Народного фронта провело ряд демократических преобразований: была установлена 40-часовая рабочая неделя, повышена зарплата рабочим и служащим, приняты законы о заключении коллективных договоров и введении оплачиваемых отпусков (14 дней в году). Отменялись чрезвычайные декреты, запрещались военизированные формирования правых организаций, была осуществлена частичная национализация военной промышленности, реформа банка Франции, выделялись средства на общественные работы. Однако разногласия внутри Народного фронта привели к его расколу. Пришедшее к власти в 1938 г. правительство правых радикалов проводило политику сворачивания реформ Народного фронта.

Крах Третьей республики во Франции


Военное поражение Франции в 1940 г. привело к оккупации германскими войсками большей части ее территории и краху политической системы Третьей республики. В неоккупированной зоне установилась власть профашистского правительства маршала Пегэна, названного по месту его резиденции "правительством Виши". Петли отменил должность президента и возложил полномочия главы государства на себя. В 1942 г. территория Франции была полностью оккупирована.

В то же время во Франции с первых дней оккупации возникло движение Сопротивления. В 1940 г. в Англии под руководством генерала Шарля де Голля был образован комитет "Свободная Франция" для объединения французов в борьбе за освобождение страны. Вскоре де Голль был признан английским правительством как "глава всех свободных французов".

Летом 1943 г. был создай единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоящая из представителей политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. К концу этого же года Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции. После разгрома фашистского рейха силами антигитлеровской коалиции Временным правительством Франции в августе 1945 г. были утверждены положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 г.; 2) будет ли проект конституции, принятый учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден следующим референдумом.

Выборы в учредительное собрание дали следующие результаты: Коммунистическая партия собрала наибольшее количество голосов – 5004 тыс. и соответственно получила 152 мандата, Социалистическая партия получила 4491 тыс. голосов и 139 мандатов, Народно-республиканское движение (партия МРП) – 4580 тыс. голосов и 145 мандатов. Партия МРП была создана в 1944 г., в ее состав вошло значительное количество членов довоенных, но преимуществу католических организаций и партий, ее поддерживали Ватикан и крупные банковско-промышленные корпорации.