Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



1. 22-18 вв. до н.э. - древнейшая (Индская, Харрапская) цивилизация (возникновение первых городов, образование ранних государств);

2. конец II тыс. - середина I тыс. до н.э. - «ведийский» период (именуется по созданной в это время священной литературе вед).
1) 13-10 вв. до н.э. – ранневедийский (характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии);
2) 9-6 вв. до н.э. – поздневедийский (характеризуется социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (главным образом в долине Ганга).

3. 6-3 вв. до н.э. - магадхско-маурийский или «буддийский период» (время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев).

4. 2 в. до н.э. – 5 в. н.э. – «классическая эпоха» древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии. Южная Азия одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма.

Общественный строй

Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков - следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны (“Варна” — в буквальном переводе означает "цвет" и "качество").


Варны — это 4 сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В одной из священных книг индейцев "Рикведы" (2-е тыс. до нашей эры) говорится о том, что воплощение Брахмы- человека Пурушу разделили на несколько частей: "Его уста стали брахманами, кшатриями сделались его руки, вайшьи - это его бедра, а из ног родились шудры".

Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.

Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность "охранять" подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.

Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье преписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.

Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они небыли рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.

На самой низшей ступени среди свободных людей были "неприкасаемые " (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.

В памятниках древнеиндийского права - Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов.

Основным источником рабства в Древней Индии были:

а) обращение в рабов военнопленных;

б) естественное воспроизводство;

в) продажа свободных в рабство
;

г) долевое рабство;

д) рабство вследствие совершения преступления.

Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не является основой производства.

Государственный строй

В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства:

  • финансовое ведомство;

  • военное ведомство;

  • ведомство публичных работ.

Как учили брахманы - государственная власть имеет божественное значение! В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.

Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем.

При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.

Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.

Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.

Ведомство публичных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды
, то освобождались от налогов на 4-5 лет.

Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1000 селений - тысяцкий. Они выполняли обязанность:

а) сохранение общественного порядка;

б) борьба с преступлениями.

Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших:

  • ремесленно-промышленным производством;

  • торговлей иностранцев;

  • учетом населения города;

  • регулированием торговли и порядком на торговых местах;

  • торговлей текстильными изделиями;

  • сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).


12 вопрос. Законы Ману: общая характеристика

Законы Ману

1. Общие положения Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману 12 глав, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.
13.Вопрос  Институты вещного права и виды договоров по Законам Ману.

Сложное и самобытное учение о собственности. Первоначальное понятие собственности "мое потому что мое" впоследствии было дополнено основанием "мое в силу чего-то еще".

Способы приобретения собственности:



  • собственной доблестью (occupatio)


  • наследование


  • покупка у собственника или при наличии договора комиссии


  • дарение собственником


  • пользование в течение 10 лет (движимость), 20 лет (недвижимость)


Не вели к установлению права собственности:




  • находка (идет в казну)


  • залог - не вещное право в Индии, а основание (подтверждение законности) для пользования.


Особенности залога:




  • отождествляется с поклажей,


  • подтверждает законность договора займа, 1 из необходимых формальных условий его заключения. Обеспечение залога.



Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность.

Объекты вещных прав: движимые (рабы, скот, зерно, домашний инвентарь) и недвижимые вещи. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуального владения землей – захватывающий обрабатываемую землю, владетель обрабатываемой земли, получающий обрабатываемую землю, получающий поле. В последующем индивидуализация – только для необрабатываемой земли, а обрабатываемая земля становится объектом "общинного" вещного права, оборот которого усложнен:

Хорошо известны арендные отношения и сервитуты, например, на общинные оросительные сооружения.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ:Договор купли-продажи. Договор займаДоговор поклажи. Регулировался как залог. Срок хранения не ограничен. Вещи возвращается в полном телесном объеме без изменений депоненту лично. За недобросовестность наказание как ворам. Риск случайной гибели – на собственнике, но депозитарий – ответственность за сохранности вещи. Порок хранения наказывался. Открытая поклажа – право депозитария пользоваться депозитом, напоминала ссуду. Запечатанная поклажа – таких прав не предоставляла.

Договора (личного) найма.

Договор перевозки.

Договор поручения.

Договор дарения.

14. Преступления и наказания по Законам Ману. Организация суда и правила судопроизводства.

5. Уголовное право Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины; рецидив; соучастие; тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

  • принцип талиона ("мера за меру");

  • ордалии (суд богов);

  • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.