Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялись битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1 тыс. различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — так- же за 1 тыс. различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться. Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения. В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами использовались элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

17 вопрос Характерные черты античных государств. Изучение зарождения и развития общественных отношений и формы государственного устройства, характерных для античного мира, традиционно начинается с анализа становления и эволюции общества и государства в Древних Афинах и заканчивается Древним Римом.

Исторические, первыми на территории Европы политическими обществами, сложившимися в странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. являются как раз Древняя Греция и Древний Рим.

В первую очередь цивилизации Древнего Рима и Древней Греции, положили начало всей государственности и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира. Античное общество и античное государство представляли новый этап общей человеческой истории и имели отличительные от Востока характерные черты, заключавшиеся в: особенностях общественно-юридического быта: индивидуальная собственность (на Востоке – государственная), ярко выраженный рабовладельческий уклад хозяйства (на Востоке рабовладение проявлялось незначительно).


Большая роль морских путей, стимулировавших экономические усилия народов. Античный мир, подобно Древневосточному, являлся Морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми отношениями (Древний Восток – речная цивилизация). Большое развитие в отличие от Древнего Востока в Античном мире получило денежное хозяйство, финансовые системы и военная политика. В отличие от «мирного» пути создания государственности в Древнем Востоке (восточная деспотия), развитие государственных форм античных государств проходило на фоне колонизации земель (военная демократия).

Особый тип государственности, более высокий, чем древневосточная. Государство, построенное на принципах народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общественно-полисным строем. Высокая степень вовлеченности граждан в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке. Именно на территории Древнего Рима и Древней Греции выработались политические и юридические формы, впоследствии определившие мировое развитие.

18 Вопрос. Периодизация государственной истории Древней Греции.

Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа:

  1. раннеклассовые общества и первые государственные образования II тыс. до н.э. (история Крита и Ахейской Греции);

  2. формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа, создание высокой культуры (XI—IV вв. до н.э.);

  3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования, имевшие в своей структуре пережитки родо-племенного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцами и храмовыми хозяйствами, сильной общиной). В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, местное критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тыс. до н.э. с севера, возможно из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и для истории материковой Греции. Для истории Крита они называются минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноса), а для материковой Греции элладскими (от названия Греции Эллада).


Хронология минойских периодов следующая:

  1. Раннеминойский период (XXX—XХШ вв. до н.э.) — господство доклассовых родовых отношений;

  2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII—XVIII вв. до н.э.) — образование государства, возникновение первых классов и социальных групп, письменности, объединение Крита;

  3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII—XII вв. до н.э.) — расцвет критской государственности, культуры, создание критской морской державы, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

  1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв. до н.э.) — господство первобытных отношений, догреческое население;

  2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н.э.) — проникновение и расселение ахейцев-греков в южной части Балканской Греции, в конце периода разложение родоплеменных отношений;

  3. Позднеэлладский, или микенский (XVI—XII вв. до н.э.) — возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II—I тыс. до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях первобытного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства и классовые общества, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытнородовые отношения, падает социально-экономический и политический уровень общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории — полисный этап — начинается с разложения родо-племенных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

  1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI—IX вв. до н.э.) — родо-племенные отношения в Греции;

  2. Архаический период (VIII—VI вв. до н.э.) — формирование классового общества и государства в форме полисов. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация);

  3. Классический период греческой истории (V—IV вв. до н.э.) — расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя, греческой культуры.


Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, классического рабовладения, республиканских политических форм и достижений культуры исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединявшая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества, с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начала греческого полисного строя и древневосточного общества. Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э. после распада «мировой» империи Александра Македонского.

Объединение процессов исторического развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политических учреждений и культуры открыло новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории делится также на три периода:

  1. восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н.э. — 80-е годы III в. до н.э.);

  2. расцвет эллинистических обществ и государств (80-е годы III в. до н.э. — середина II в. до н.э.);

  3. кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II в. — I в. до н.э.).

Захват римлянами в 30 г. до н.э. последнего эллинистического государства — Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития рабовладельческих обществ и государств, которые составляют содержание курса «История Древней Греции».

19 Вопрос.Реформы Тесея в Древних Афинах: общая характеристика.

Становление государственности в Афинах неразрывно связано с реформами Тесея (Тезея) в VIII в. до н.э. Реформы Тесея включали: Синойкизм, то есть объединение населявших Аттику племен в единый афинский народ; Создание управляющего всеми племенами совета; Разделение всего населения на три группы: родовая знать (эвпатриды), крестьяне-земледельцы (геоморы), торговцы и ремесленники (демиурги). Постепенно эвпатриды стали ограничивать власть базилевса, функции которого перешли к новым должностным лицам, выборным из эвпатридов. С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год. Народное собрание больше не созывалось. Его заменил Ареопаг, избирающий и контролирующий архонтов, и осуществляющий высшую судебную власть.

Благодаря реформам Тесея было создано центральное управление, рассматривающее дела, ранее выступающие прерогативой племен; предпринята попытка разорвать родственные связи путем разделения населения на знатных и родовитых (эвпатриды) и непривилегированных (демиурги и геоморы); появилось общее афинское право, занявшее главенствующую роль над правовыми традициями и обычаями племен. В тоже время появляются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н.э. страну разделили на навкрарии – отдельные округа. Свободных афинян разделили по признаку проживания на одной территории.
20 Вопрос.Реформы Солона в Древних Афинах: общая характеристика

Реформы Солона в Афинах В 594-593 гг. до н. э. айсимнетом и архонтом был избран Солон, проведший ряд популярных реформ, а именно он : Отменил Законы Драконта, носящие жестокий и тиранический характер (искл. составили законы, касающиеся убийства); Приказал снять все долговые камни, устанавливаемые ранее на земле должника и ликвидировал долговое рабство; Проданных в рабство за долги за границу крестьян велел разыскать и выкупить на государственные средства; Преобразовал государственный строй, привлёк к управлению государством наравне с эвпатридами, богатых людей простого происхождения; Провел разделение граждан в зависимости от имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты), что оказывало влияние на службу в войсках и возможность занимать государственные должности – граждане, составляющие первые три разряда, могли претендовать на высшиие должности, бедные граждане моги только участвовать в народном собрании и в суде. Всех афинян Солон разделил на имущественные классы в соответствии с доходами: имеющие годовой доход больше 500 мер урожая, масла и вина – пентакосиомедин (пятисотники); всадники – трехсотники; двухсотники; меньше 200 мер – феты. Политические и военные права распределялись пропорционально количеству имущества. Народное собрание стало высшей законодательной властью в Афинах. Совет четырехсот был создан для предварительного обсуждения законов. Народ мог или отвергать, или утверждать предложенные проекты законов, от его решения зависело избрание высших должностных лиц. Наблюдение за выполнением законов и их охрана поручались ареопагу. Любой гражданин мог преследовать обидчика по суду через посредника или сам. ЗАМЕЧАНИЕ 2 Солон провёл реформу афинского календаря, унификацию мер и весов. Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.