Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


Виды преступлений, называемых Законами Ману:

  • государственные преступления;

  • преступления против собственности; против личности;

  • преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

ЗМ подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

  • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

  • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

  • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

  • штрафы; изгнание; тюремное заключение.

15.Общественный и государственный строй в Древнем Китае. Общественный строй. В шаньскоинком (15-12 вв до н.э) и раннечжоусском(11-10 вв до н.э) переход от общинно-родового к классовому обществу проходил между тремя соц.слоями:а)привилегированной правящей родовой аристократией ,б)свободными крестьянами-общинниками,в)бесправными рабами.

Правящая знать жила не только за счет рабов,но и за присвоение прибавочного продукта общинников-крестьян.(1/9 часть полей обрабатывалась сообща и урожай в виде ренты-налогашел на содержание знати,похже был заменен налогом продуктами ).Разложение общинной собственности приводит к росту крупного и мелкого земельного частновладения крестьян.

Процесс образования классов в Китае шел медленно1).Основная масса-
эксплуатируемая масса населения была неоднородна:работники,арендаторы-издольщики,рабы,наемный работники.2)Эксплуататорский слой также был неоднороден:знать,чиновничество,крупные землевладельцы,купцы.3)Непривилегированный слой свободных мелких производителей ,собственников средств производства-крестьян и ремесленников.

Различия между тремя выше указаннами классами(слоями) был отражен и в праве."Благородные" противопоставлялись законом "подлым"(рабы),так и простонародью.

Государственный строй. Деспотические черты правления складывались еще в иньском Китае,где не было установленного порядка престолонаследия-наследовали братья,сыновья,племянники.В конце Инь престол стал передаватья старшему сыну и впоследствии сложился административеый аппарат,в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности по наследству(с позволением вана-титул правителя).

В чжоусском Китае центром управления стал двор вана.Близко к вану стоял цзай-управитель,который с подчинненым ему чиновниками ,осуществял волю вана внутри дворца.Особое место занимали шаньфу-люди,которые обслуживали личные нужды и поручения вана.

Администрация в уделах возглавлялись чжухоу.Ван собирал чжухоу для обсуждения вопросов о наказаниях,о справедливости ,о ритуале.В 7-6 вв до н.э чжухоу, которые вышли из подчинения вана ,заключали клятвенные договоры между собой.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи.Немаловажную роль в эту эпоху сыграли ЛЕГИСТЫ(законники),ярким представителем которых был реформатор Шан Ян.На основании этих реформ была разрешена свободная купля продажа земли,введен налог на землю,размер которого определялся размером владения земледельца. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.Осуществлялось поощрение занятий земледелием и ткачеством и проводилась ликвидация привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась.В его руках была сосредоточена военная и законодательная власть Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.


По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два — "левый" и "правый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр. Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников — "трех гунов".

В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом.Верховыный жрец был в качестве министра образования.

Местное самоуправление. Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора. Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.

16 вопрос. Основные черты права Древнего Китая

1.Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3 тыс. статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.


2.Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности. В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.


Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати. Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положении скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купле-продаже еще не подлежали. Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V–III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения— земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V–III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о договоре личного найма.

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3 тыс. различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.