Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Федеративная Республика Германия — демократическоесоциальноеправовое государство. С 3 октября 1990 года состоит из 16 суверенных земель. Государственное устройство регламентировано основным законом ФРГФорма правления — парламентская республика.

Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.

Германия имеет федеративное устройство. Таким образом политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительнойзаконодательной и судебной власти (последняя, в свою очередь, дифференцирована на подсистемы финансовых, трудовых, гражданских, социальных и уголовных судов)[1].

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный верховный суд в КарлсруэФедеральный административный суд в ЛейпцигеФедеральный суд по трудовым спорам в ЭрфуртеФедеральный социальный суд
 в Касселе и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Вопрос 110. Объединение Германии в 1989 г. и его конституционное закрепление.

В конце 1980-х гг. ГДР, как и всю социалистическую систему, охватил социально-экономический и политический кризис, в процессе которого руководство СЕПГ и правительство ГДР практически потеряли управление государством. Попытка высшего руководства ГДР стабилизировать положение с помощью диктаторских методов управления вызвали всеобщее недовольство общественности и исход граждан в ФРГ.

В этих условиях определяющим для будущего Германии стал выдвинутый канцлером ФРГ Гельмутом Колем план государственного объединения страны. СССР согласился с предложением ФРГ и прежних союзников о выводе советских войск с территории стран Восточной Европы, в частности из ГДР.

С переменами во внутренней и внешней политике СССР настало время для воссоединения страны. С ратификацией Договора об объединении между ФРГ и ГДР, который был подписан 31 августа 1990 г., и Договора «Два плюс четыре» (СССР, США, Великобритания, Франция, с одной стороны, и ГДР и ФРГ, с другой) прекратилось действие прав и обязательств четырех держав-победительниц в отношении Берлина и Германии, а Германия в целом обрела полный суверенитет.

Конституция ФРГ, вступившая в силу 23 мая 1949 г. в качестве временной только для Западной Германии, 3 октября 1990 г. стала Основным законом для всей Германии.

Интеграция Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии осуществилась путем добровольного присоединения. В результате ГДР исчезла с мировой арены как юридический и в том числе как международно-правовой субъект, став частью единой Германии. Единый Берлин был объявлен столицей ФРГ.

Воссоздание единого германского государства произошло на основе первоначальной редакции ст. 23 Основного закона ФРГ. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что «в остальных частях Германии он должен вступить в силу по их присоединении».

Вопрос 111. Особенности права ФРГ

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находившихся под влиянием оккупационных держав - США, Англии, Франции, - в течение 1946-1947 гг. были приняты первые демократические учредительные документы. В них оговаривалось будущее вхождение земель в состав единой демократической Германии.


На территории западных оккупационных зон в 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). На востоке страны при активной и всесторонней помощи Советского Союза в октябре 1949 г. возникло социалистическое государство - Германская Демократическая Республика (ГДР). Разработке конституционных документов предшествовало поражение фашистской Германии во Второй мировой войне и ее раскол на два немецких государства. Оккупационными властями антигитлеровской коалиции проводилась политика демократизации, денационализации и демилитаризации Германии.

Западногерманскому государству потребовалась новая конституция, которая разрабатывалась в июле 1948 - мае 1949 г. Однако для того чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, регулирующем основы государственного строя в период до полного воссоединения Германии, было выбрано название "Основной закон", а не "Конституция". Проект был принят учредительным органом - Парламентским советом, в состав которого входили представители политических партий, избранные ландтагами (парламентами) 11 западногерманских земель (кроме Баварии). После одобрения земельными парламентами он вступил в силу 24 мая 1949 г. Одобрили Основной закон и оккупационные власти, и он стал обязателен для всех западногерманских земель. Исключением стал город Берлин, статус которого регулировался четырехсторонним соглашением стран-победительниц (СССР, Великобритании, Франции, США).

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела были включены в базовый текст уже в период его действия. После мирного объединения (воссоединения) Германии 3 октября 1990 г. и исчезновения ГДР как геополитической реальности и субъекта международного права новая конституция не появилась, Основной закон стал действовать на всей немецкой территории.

Особенностью данного акта, отличающей его от других конституций, является то, что первый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Они представляют собой систему ценностей и требований к государственному строительству страны, пережившей фашизм. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.

Второй раздел Основного закона регулирует отношения между Федерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение демократической системы государственных структур снизу доверху. По форме правления Германия является парламентской республикой с сильными позициями главы федерального правительства - канцлера. Остальные разделы детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему законодательства Федерации и исполнение федеральных законов, а также общие задачи Федерации и ее субъектов.


По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к конституции нуждается в одобрении квалифицированного большинства в 2/3 членов верхней и нижней палаты федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки, начиная с 1951 г. (свыше 50), которые, однако, не разрушили целостность конституционной конструкции. Крупные изменения касались пересмотра оборонной политики после вступления в военно-политический блок НАТО (1956 г.), последствий воссоединения Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступления ФРГ в Европейские сообщества.

Вопрос 112.Крушение колониальной системы и образование новых независимых государств.

Одной из отличительных черт двадцатого столетия являются ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств. Система колониальных владений в том виде, как она сложилась в XIX в. и захватила половину двадцатого, перестала существовать. Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний.

Кризис колониальной системы начался после Первой мировой войны. Уже в 1918-1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления. В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия, а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации, которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. Национально-освободительное движение заставило правящие круги метрополий внести некоторые изменения в формы и методы колониального управления. Наиболее отчетливо кризисные явления проявились на данном этапе внутри самой обширной колониальной империи – Британской.

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после Второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах.


На протяжении двух десятилетий после Второй мировой войны распад колониальных империй в основном завершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость крупнейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке.

Вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как в политическом, так и научном плане. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, действуют зачастую неэффективно.

Характерной чертой социально-экономического развития колониальных стран Южной и Юго-Восточной Азии был относительно высокий по сравнению с другими колониями уровень зрелости капиталистических отношений. Однако и здесь такие общие проявления колониального наследия, как многоукладность и архаичная структура экономики, неразвитость социальных структур, определили в принципе сходные с другими освободившимися странами тенденции развития политических систем.

В английских колониях Азии, за исключением Малайи, независимость была завоевана в целом относительно мирным путем. В конце 40-х гг. XX в. она была дарована Индии, Бирме и Цейлону. При этом Индия в 1947 г. была разделена на две части, получившие статус доминионов - Индийский союз и Пакистан.

Приход к власти так называемой национальной буржуазии в Индии и Шри-Ланке способствовал выработке политической линии на развитие независимой национальной экономики, становлению демократических форм национальной государственности.

Авторитарные тенденции развития государственного механизма отчетливо проявились в тех странах Юго-Восточной Азии, где к власти пришел блок капиталистических и полуфеодальных слоев. После завоевания независимости в 40-х гг. XX в. в большинстве стран региона были восприняты западные государственно-правовые и политические формы, которые, однако, не соответствовали в то время местным социально-экономическим условиям, и в ряде стран в дальнейшем были изменены.

Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимости от метрополий (Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко – протекторатами, а Египту, Ираку и Ливану была формально предоставлена независимость), все эти страны фактически оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.