Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



30,31 Вопросы. Общественный и государственный строй Рима в период принципата и домината

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания,заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве.

Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие;

• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.

свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это,рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной.


Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий.

31. Государственный и общественный строй в период домииата

во время домииата, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда доминат).Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под-

чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

• государственный совет при императоре;

• финансовое ведомство;

• военное ведомство.

+Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

Вопрос 32.Правовое положение физических лиц в Древнем Риме.

Субъектом римского права мог являться лишь свободный человек. Рабы рассматривались только в форме объекта римского права. Полная правоспособность физического лица включала три статуса: состояния свободы – этот статус введен для разделения рабов и свободных; состояния гражданства – этот статус введен разделения на римлян и не римлян, а именно: латинов , перегринов; семейного положения – для разделения самостоятельных глав семейства и подвластных лиц.
Базовой единицей хозяйствования считалась семья, которая возглавлялась главой семейства. Только при наличии всех названных выше статусов лицо могло быть признано в качестве субъекта римского права, то есть имело возможность от собственного имени реализовывать свои права и нести обязанности. ЗАМЕЧАНИЕ 1 По разнообразным причинам лицо могло утрачивать какой-либо из статусов. В такой ситуации его правоспособность утрачивалась или ограничивалась. Изменения в правоспособности назывались «capitisdeminutio» и в первоначальный период римского права приравнивались к гражданской смерти, то есть фактическим образом лицо существовало, но не могло иметь собственность, имущество, и он не имел возможности распоряжения им. Существовали изменения в правоспособности, при которых отличали три степени: Потеря лицом статуса свободы, обращение в раба; Утрата гражданства римского государства; Изменения в семейном положении лица.

Для обладания наиболее полной правоспособностью римскому гражданину нужно было соответствовать трем следующим требованиям «status»: являться свободным – «statuslibertatis»; обладать римским гражданством – «statuscivitatis»; являться главой семейства - «statusfamiliae». В частном римском праве правоспособность включили в себя следующие элементы: право вступления в законный римский брак; право осуществлять торговлю, совершение сделок. Правоспособность возникает с момента рождения, а прекращалась с момента смерти человека. Но происходили случаи, когда еще не рожденный ребенок был признан правоспособным, что обретало крупное значение для наследственного права. Объем правоспособности на протяженности всей истории римского права не являлся постоянным. Со временем развития общества и государства отличия меж групп свободного населения удалялись. Но это не было относимо к взаимным отношениям рабов и свободных, остававшихся в прежнем положении. Император Римской империи Антонин Каракалла в 121 году одарил правами римских граждан, все свободное население империи, что формальным образом уравнивало всех свободных людей в области частного права. Правоспособность представляется способностью лица обладать своими правами, а так же нести обязанности. Содержание объема правоспособности составляют конкретные права, которыми могли обладать субъекты права. Полным образом правоспособное лицо владело следующими правами: В сфере публичной: Право прохождения службы в римских войсках; Право избирать, быть избранным на государственные должности; Право участия в народном собрании в республиканский период; В сфере частной: Право на вступление в законный римский брак; Право на участие в имущественном обороте; Право составления завещания; Право быть назначенным наследником по завещанию. Правоспособность в римском праве образовывалась при наличии следующего условия: рождение ребёнка; В форме исключения из правил и для охраны ещё не рожденного ребёнка допускалось назначение: родившегося индивида в качестве наследника; индивид должен родиться живым, продолжительность жизни роли не играла; рожденный индивид должен родиться свободным; рожденный индивид должен обладать человеческим обликом. ЗАМЕЧАНИЕ 2 Вышеназванные условия давали только ограниченную правоспособность. Для приобретения полной правоспособности необходимо соблюдение ещё двух условиЙ: лицо должно являться римским гражданином; лицо не должно являться подвластным. Прекращение правоспособности наступает в связи с юридической либо физической смертью лица. Юридическая смерть означает, что лицо обращено в ряды рабов. Основания для наступления юридической смерти изменялись. Всегда юридическая смерть могла наступить: за совершение уголовного преступного деяния, осуждения к смертной казни либо работе в рудниках, при этом имущество подлежит конфискации; за попадание в плен в периоды военных действий. Во время пленения имущество человека отходит под управление куратора. Личные права через некоторый срок подлежат прекращению. Если лицо умерло в плену, то считалось, что оно умирало свободным в момент пленения. После него порядок наследования был как и после свободного. Если лицо возвратилось из пленения, то ему автоматическим образом возвращались практически весь круг личных и имущественных прав. Из личных прав, не подлежит восстановлению - брак, из имущественных – не возвращалось право владение. Для возвращения данных прав необходимым являлось проявление воли. Если римский гражданин, достигший совершеннолетия, выдаёт себя за раба, продаёт себя в таком качестве, то это лицо на всю свою жизнь остаётся рабом. Физическая смерть тоже являлась причиной прекращения правоспособности. Помимо правоспособности, лицо в римском праве должно владеть дееспособностью. Дееспособность представляется способностью лица собственными действиями приобретать права, исполнять обязанности и самостоятельно нести бремя ответственности за свершённые правовые нарушения. Дееспособность разделялась на: сделкоспособность; деликтоспособность. ЗАМЕЧАНИЕ 3 В отличие от правоспособности, полная дееспособность в римском праве классического типа наступала с момента достижения двадцатипятилетнего возраста. До достижения такого возрастного ценза лицо являлось частично дееспособным.

Вопрос 33.Основные этапы истории римского права. Источники и система. Значение римского права.

Этапы истории древнеримского права:

  1. Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритского права: а) сохранение в его нормах пережитков первобытнообщинного строя; б) значительное влияние религии на правовые предписания; в) несложность и примитивность правовых институтов; г) строгий национальный характер и устойчивый формализм.

  2. Середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.: этап классического римского права. В это время наряду с цивильным появляется преторское право, из которого выделяется так называемое общенародное, или право народов Оиз депйит), регулирующее отношения между римскими гражданами и чужестранцами.

  3. Разложение рабовладельческой системы и зарождение в ней феодальных отношений (III—V вв. н.э.): постклассический этап развития древнеримского права. Проводимая систематизация римского права, итогом которой было создание свода римского права (Согриз ]ипз сМНз), испытала на себе влияние новых феодальных отношений, а также церкви.

Первоначальным источником права были обычаи. Закон ста­новится источником права со времени издания сборника законов — XII таблиц.

Развитие рабовладельческой системы и торгового оборота внесли существенные изменения в источники римского права. Новыми источниками права становятся эдикты магистратов. Правосудие сосредоточилось в руках преторов, поэтому боль­шое значение стали иметь преторские эдикты. Из этих эдиктов (впоследствии унифицированных в виде Юлианова эдикта) и выросла новая ветвь римского права - преторское право. Для иностранцев, не пользовавшихся правами римского гражданства, была создана особая магистратура — претор по делам перегри-нов. При вступлении в должность этот претор также издавал эдикт, в которой определял формы своей судебной деятельно­сти. Содержащиеся в нем правовые нормы были выработаны на основе общих обычаев международного оборота. В период прин­ципата принцепсы присваивают себе полномочия издавать акты, которые назывались конституциями и имели силу закона. Различались четыре вида императорских конституций: а) эдикты — решения императора; б) мандаты — инструкции; в) декреты — судебные решения; г) рескрипты — ответы императора на юри­дические вопросы частных лиц. Деятельность юристов проявля­лась в трех формах: выработка формул для юридических дей­ствий; консультации частным лицам по юридическим вопросам; консультации по ведению дел в судах.


В монархический период развития древнеримской государ­ственности проводится работа по систематизации римского права. Первоначально она осуществлялась частными лицами. В конце III в. н.э. были составлены два кодекса: Грегориана и Гермогениана. Завершение систематизации римского права произошло при императоре Юстиниане. В VI в. полная системати­зация нашла свое выражение в Своде гражданского права (Corpus juris civilis), который состоял из институций (элементар­ный учебник по римскому праву), дигестов или пандектов (выдержки из произведений видных юристов), кодекса (собрание им­ператорских конституций) и новелл (собрание императорских конституций, принятых в процессе кодификации, а также после ее окончания).

Источники:

Источники римского права. На протяжении римской истории имели значение следующие виды ис-точников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права.

Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным делам.

Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдикты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должностных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.

Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию римского права, профессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние на развитие римского права.

+Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жизни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований эпохи.