Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


21 Вопрос. Реформы Клисфена в Древних Афинах: общая характеристика.

Клисфен убрал деление территории Афин на филы, служившие опорой родовой знати и её группировок. В основу нового деления была положена деревня (дем). Демы были объединены в 30 триттий, а последние, в свою очередь, в десять новых фил, представляющие собой отдельно нарезанные территории. Демы назывались по названиям занимаемых территорий, по их мифическим основателям, по жившим там знатным родам. Теперь афинянин становился членом гражданского коллектива через принадлежность к дему, а не к роду. По достижении 18-летнего возраста афиняне вносился в гражданские списки и в официальных документах именовались по названию дема. По занимаемым территориям и по населенности демы сильно отличались друг от друга. При их образовании учитывалось исконное деление Аттики на поселения. Дем осуществлял управление в местных делах, в государственных вопросах его участие происходило через филы. Дем в совокупности с демархом и местным властями, с культом, землями и собраниями, воспитывал граждан для осуществления деятельности на широкой общегосударственной арене. Несколько демов входили в состав триттия. Всего насчитывалось 30 триттий – в Афинах и пригороде, Паралии, Месогее. Все тритии были разделены между филами таким образом, чтобы в каждой филе было по одной городской триттии, Паралии и Месогеи. Таким методом удалось разорвать старые родо территориальные связи. Деление территорий по Клисфену можно проследить вплоть до сер. IV в. н. э.

22 Вопрос.Афинская демократия периода расцвета.

Наибольшего расцвета афинская демократия достигла к середине 5 в. до н. э., когда вождем демоса был знатный афинянин Перикл. Афинские граждане избирали его первым стратегом 14 раз подряд (444-431 гг. до н. э.). Народное собрание голосовало за все предложения Перикла. Таким  образом, он правил государством, не имея никаких  чрезвычайных полномочий, опираясь только на доверие и уважение афинян.
В народном собрании участвовали только граждане, мужчины, начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города.
Народное собрание выбирало путем поднятия рук первого стратега сроком на один год. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.
Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов.

В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей по управлению полисом. Занятие должностей было почетным: никакой платы за это первоначально не полагалось. Выполняя желание демоса, Перйкл предложил принять закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый день службы платили бы деньги из казны. Предложение Перикла стало законом. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.          -
При Перикле, как никогда до этого, украшались Афины, был отстроен порт Пирей, который соединили с Афинами шестикилометровым коридором из каменных стен. Размещенный в гаванях Пирея афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. Служить на них могли только афинские граждане, т. е. коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами.
Пирей стал важным центром мировой торговли и приносил существенный доход афинской казне. Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил налог за право торговать в Афинах,
Из Афин вывозили на продажу оливковое масло и виноградное вино, великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, изделия из серебра. Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно приживающих в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.
Во времена Перикла Афинский морской союз был преобразован в Афинскую державу. Союзники - примерно 250 греческих прибрежных городов Эгейского моря - полностью подчинились Афинам.


23 вопрос Государственный строй в Древней Спарте

Государственный строй. Создателем Спарты, согласно преданию, установившим равенство всех членов гражданской общины спартиатов, был легендарный царь Ликург. О раннем государственном строе можно узнать из его биографии. Все члены общины были разделены по филам и обам (территориальным округам).

Спарта являлась олигархической формой правления, в которой вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов. Управление сосредоточивалось в таких органах, как эфорат и герусия.

Эфорат представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании из состава всей общины. Эфоры, власть которых Платон и Аристотель называли «тиранической», стояли выше всех прочих органов власти. Они созывали герусию и народное собрание и представительствовали в них, сопровождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Во время войны они не имели право вмешиваться в распоряжение царей, но после войны могли возбудить судебное преследование царей.

Любое должностное лицо могло быть уволено эфорами и предано суду; это правило было применимо даже к царям. Они контролировали илотов (устанавливали криптии) и периеков (имели право уголовного суда над ними); и тех и других имели право предавать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведовали финансами и внешними сношениями, руководили набором войска и т.д. Они обладали функцией полицейского надзора за охраной установленной конституции. Только эфоры контролировали воспитание спартиатов. При всем этом эфоры отчитывались в своей деятельности только перед своими преемниками, но не подлежали суду, оставаясь практически бесконтрольными. Таким образом, эфорат являлся коллегиальным органом полицейского надзора за всеми жителями Спарты.

Второй орган — герусия (совет старейшин) был учрежден в IX в. до н.э., по преданию, Ликургом. В состав герусии входили 30 человек: два царя п 28 геронтов, последних избирали пожизненно на народном собрании спартиатов. Цари были председателями герусии. Позднее в нее вошли также эфоры. Должность геронтов занимали лица, достигшие 60-летнего возраста, но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения.


Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась верховным советом государства. Позже гражданский суд перешел к эфорам, а за герусией сохранился суд по уголовным делам и государственным преступлениям. Герусия имела законодательную инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала вопросы, подлежащие решению якобы народа; контролировала действия царей; ведала также судебными делами о государственных и религиозных преступлениях.

В ранний период цари были связаны с народом и являлись жрецами и полководцами. Один царь должен был иметь ахейское происхождение, а другой — дорийское. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали жертвоприношения. Цари и эфоры клялись друг перед другом, эфоры — за город, а цари — за себя. Первоначально власть царей на войне была весьма значительной — они имели право жизни и смерти над любым воином, но затем она все более ограничивалась эфорами. Цари имели судебную власть по делам семейного права: выносили решения по вопросам наследства и усыновления. Царей приветствовали стоя, а любое дело, рассматриваемое в герусии, начиналось с обращения к царям.

Власть царей была наследственной и передавалась от отца к сыну. Однако один раз в восемь лет эфоры проводили ночь вне дома, наблюдая за небом. Если в эту ночь они видели падающую звезду в определенном направлении, это означало, что один из царей подлежал смещению как нарушивший клятву перед эфорами.

Народное собрание (апелла) — по своему происхождению древнее учреждение, имеющее много общего с афинским народным собранием. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собирались они один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари, а позже — эфоры (один из них). Большого значения в политической жизни Спарты апелла не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции. Как и повсюду, в народном собрании обсуждались в первую очередь вопросы войны и мира, уже предрешенные прочими органами власти, в частности эфорами. Кроме того апелла избирала должностных лиц, в том числе и геронтов, которые проводились криком, силу которого на слух определяли «счетчики». Если народное собрание высказывалось против предложенного герусией постановления, то герусия могла распустить его.

Сравнительно несложный государственный аппарат состоял из должностных лиц различного ранга, ведавших определенными делами. Они либо избирались народным собранием, либо назначались царями и эфорами, перед которыми и отчитывались.


24 вопрос Общественный строй в Древней Спарте

Общественный строй. Спарта была рабовладельческим государством, но с сильными пережитками общинного быта. Основой экономики здесь было сельское хозяйство, ремесло было развито крайне слабо. Необходимость держать в постоянном страхе и повиновении рабов, число которых в несколько десятков раз превышало число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. По этой причине в Спарте долго сохраняла свой авторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинах родовой власти был нанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена).

В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалось около 220 тыс. человек, по другим данным — около 300 тыс. Положение илотов значительно отличалось от положения рабов в других античных государствах. Считается, что илоты — завоеванное дорийцами коренное население Лаконики, обращенное в рабство; государственные рабы, прикрепленные к земле. Они жили семьями и работали своими орудиями труда, т.е. они имели право владеть движимым имуществом. Илотам предоставлялась часть урожая, размер которой должен был быть достаточным для прокормления их семей. Илоты были ограждены от посягательств на них отдельных спартиатов — наказать их могло только государство. Следовательно, Спарта не знала частной собственности на рабов.



Илоты были обязаны платить подати в форме сначала половины урожая (масла, вина, фруктов, сыра), а затем в виде строго установленной нормы с каждого клера, независимо от урожая. В целях подавления возможного сопротивления в отношении илотов была установлена система тайных убийств (криптий), когда илотов в строго определенный день, известный только спартиатам, убивали. Илоты выполняли позорные и бесчестные виды работ, их заставляли носить шапку из кожи собаки и одеваться в шкуры животных, каждый год им полагалось определенное количество ударов, чтобы они помнили, что они рабы. Кроме того, если они физически развивались лучше, чем это было разрешено илотам, то их убивали, а хозяевам назначали штраф за то, что они не задержали их физическое развитие. Во время войн илоты занимались приготовлением еды, охраной провианта, выносом мертвых и раненых с поля боя, иногда их выставляли в качестве заслона впереди войска, они же охраняли спартиатов во время боя, окружая их при наступлении врага. Если илотов освобождали, то они могли стать периэками.