Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



Периэки — члены спартанского полиса, которые вместе со спартиатами назывались лакедемонянами, но политических прав не имели и не допускались к управлению государством. Занимаясь земледелием на предоставленных им землях, они должны были обеспечить себя; кроме этого, они занимались ремеслами, в том числе ювелирными работами. Но в VII в. до н.э. занятие ремеслами, связанными с роскошью, было запрещено. Периэки платили подати, поставляли вооружение, за что им платили железными деньгами, имевшими только внутреннее хождение. Периэки имели право селиться на приграничных территориях Спарты.

Спартиаты были полноправными членами общины и должны были отвечать основным требованиям государства: происхождения от спартиатов, наличия клера с илотами, прохождения школы спартанского военного обучения, полного подчинения законам спартанского государства и представителям государственной власти. Они сообща владели всеми рабами и всей землей. По существу, спартиаты были небольшой группой правящего сословия, эксплуатировавшего рабов.

Чтобы держать рабов в повиновении и беспощадно расправляться с их восстаниями, нужна была определенная военная организация. Спартиаты уделяли огромное внимание созданию сильного и боеспособного войска. Система воспитания была подчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов. Кроме этого государство-полис ставило перед собой следующие задачи: обеспечить экономическое единство общины и постоянное воспроизводство здоровых и боеспособных мужчин.

Спартиаты пользовались всей совокупностью гражданских политических прав. Юридически спартанцы считались равными друг другу, что объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы, общественные обеды (фидитиисисси- тии), участие в которых носило обязательный характер и являлось показателем принадлежности к спартанскому гражданству. Сохранение сисситий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Если спартиат не проявлял на войне мужества, он не имел право участвовать в общественных обедах и лишался политических прав.

Вопрос 25. Общая характеристика права в Древней Греции.

Источники права – обычаи, законы, постановления Народного собрания по частным вопросам (псефизмы). После реформ Солона законодательство не систематизированно. Первая кодификация законов относится к 621 г. до н.э. Она принадлежит архонту Драконту. Это были первые писанные нормы права.


Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда. Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение.следование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Вопрос 26. Уголовное право в Древней Греции.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию. Наказание для рабов и свободных было различным. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику. Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.


Судопроизводство. Рассмотрению дела в суде предшествовало предварительное расследование. По государственным преступлениям создавались специальные комиссии, в остальных случаях следствие вели архонты и другие должностные лица. Обвинитель и обвиняемый использовали все возможные доказательства, в том числе и свидетельские.

По окончании предварительного следствия все добытые по делу доказательства (документы, протоколы допросов и т.д.) запечатывались в глиняные сосуды и направлялись в суд, где они и зачитывались.

Суд допрашивал свидетелей. Обвинитель и обвиняемый произносили свои речи, обращая внимание судей на имеющиеся в сосуде доказательства. Стороны в своих выступлениях старались эмоционально воздействовать на судей. Этому искусству в Афинах основательно учились. Адвокатуры в Афинах не было. Стороны тщательно скрывали помощь других лиц и вынуждены были заучивать написанные речи наизусть. Стороны в суде для произнесения речей получали одинаковое время и считалось особым достоинством и даже признаком правоты, если сторона досрочно заканчивала речь, а оставшееся время представляла своему противнику.

Судебное расследование заканчивалось голосованием. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказания. На судебное решение допускалась апелляция к гелиэе.

27 вопрос Возникновение гос и периодизация истории древнего рима.

В истории древнего Рима обычно выделяют пять периодов:

1. Царский период (VIII VI вв. до н.э.)

2. Ранняя республика (V III вв. до н.э.)

3. Поздняя республика (II I вв.до н.э.)

4. Ранняя империя (принципат) (I III вв. н.э.)

5. Поздняя империя (доминат) (IV V вв.н.э.).

1. Царский период Основное содержание Царского периода заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности. 2. Ранняя республика Основное содержание периода Ранней республики заключается в переходе Рима на особый античный путь исторического развития, формировании там общества и государства античного типа.  3. Поздняя республика.Главное содержание периода Поздней республики заключается в создании в результате завоеваний мировой державы. Это привело сначала к расцвету, а затем к кризису Рима полиса, к гибели республиканского строя.
 4. Ранняя империя (принципат) Главное содержание периода Ранней империи заключается в распространении и укреплении в условиях Августова мира античного города и античной культуры на периферии. В Европе в этот период закладываются основы для будущего развития современной западной цивилизации. 5. Поздняя империя (доминат)Главное содержание периода Поздней империи заключается в трансформации и кризисе античного города и античной цивилизации. Это приводит к ослаблению Римской державы, а затем к гибели Западной Римской цивилизации.

28 вопрос Реформы Сервия Туллия.

Реформа Сервия Туллия Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.


Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

29 вопрос. Общественный и государственный строй Рима в период республики.

Конец 6-ого – начало 5-ого вв. до н.э..После насильственного свержения царя и передачи власти двуи выбранным должностным лицам, которых выбирали только из патрициев и называли консулами. Ежегодно избирались преторы, ведавшие судебными делами. Т.о. осуществился переход к республике. Важное значение зан. Сенат,сформировавшийся из совета старейшин римского союза племен.Сначала сенаторов было – 300 (по числу родов),нахзначали их цензоры – особоуполномоченные лица, избраннвые народным собранием. Должность сенатора – пожизненная. В компетенции сената – международные, финансовые дела, вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика.Он контролировал законодательнуюдеятельность, предварительно рассматривая законопроекты. Сохранялись важные институты народовластия – народные собрания. Наличие сроков полномочий должностных лиц(консулов и преторов), их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений указывают на демократические формы правления. Существовали два вида народных собраний – центуриатные и трибутные. Центуриатные(главные) утверждали законы, избирали основных начальников- магистратов: консулов, преторов, цензоров. Созывались собрания по инициативе начальников – магистратов, начинались с обрядов. Затем следовало чтение законопроекта и голосование. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и потрицианско – плебейские. Они избирали низших должностных лиц(квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании, местные дела и законопроекты. Характерна была система сдержек и противовесов: 2 консула, 2 собрания, ответственность магистратов за злоупотребления, отделение судебной власти от исполнительной. Должность плебейского(народного)трибуна, была учреждена около 494 года до н.э. Трибунов было сперва 2, затем 5, и наконец 10.Трибун не мог отлучаться ихз Рима, дверь его дома должна быть всегда открыта для ищущих защиты плебеев. Трибуны могли: запрещать исполнение приказов,(за исключением приказа диктатора), налагать вето на постановление сената. Гос – ные должности именовались магистратурами.Они делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные).К первым относ. Должности консулов, преторов, цензоров,квесторов,эдилов.Особое значение имели коллегии преторов и коллегия консулов. В функции их входило:командование войском, право созыва народного собрания и сената, издавать приказы и вершить суд. Они несли ответстаенность перед народным собранием. Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайн. Обстоятельствах – война, восстание рабов,внутренний беспорядок.В кризисных ситуациях избирался диктатор, ему возлагались высшие гражданская, военная и судебная власть. Важную роль в госуд –ной политике Рима, играла армия. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, и патриции, и плебеи. Вместо патрона свои обязанности мог выполнять клиент. В республиканский период,когда народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определен. Кол –во вооруженных мужчин, из которых формировались сотни – центурии. Всадники составляли центурии конницы, 1-й,2-й, 3-й разряды – центурии тяжеловооруженной пехоты, 4-й,5-й – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Во 2-м веке до н.э. консул Гай Марий провел вооруженную реформу, после которой армия стала постоянной и профессиональной. Что подготовило основу установления военной диктатуры в римской республике. Начало 1-ого века до н.э. наступило время диктатур – вначале Суллы, а затем Цезаря.В 44 годудо н.э.Цезарь был убит группой сенаторов – республиканцев, возглавляемой Бтуттом и Кассием. Внучатый племянник и наследник Цезаря Октавиан(63 г. до н.э. – 14 г. н.э), объединив усилия с бывшим союзником Цезаря консулом Марком Антонием, изгнал заговорщиков. Затем Октавиан казнил 300 сенаторов. Конфисковав их имущество и укрепив армию, он вместе с Антонием нанес решающее поражение Бруту и Кассию Победители поделили власть в гос-ве. Их совместное правление продолж. всего 12 лет. Антоний женился на царице Египта Клеапатре и благодаря ее богатству господствовал на Востоке, угрожая верховенству Октавиана. Октавиан спровоцировал Антония начать войну, в кот- й Антоний потерпел поражение. Египет был присоединен к Риму в качестве провинции, а Октавиан стал единственным правителем. – самодержавным монархом.