Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
75
2.5. Фиксированные формы поведения (ФФП) и СБКТ
Проблемы эффективности психотерапии самым тесным образом свя- заны с категорией фиксированных форм поведения (и механизмами, ко- торые за ними скрываются) в нескольких планах и во всей ее динамике – от этапа анализа поведения и формулировки проблемы, поведенческо- когнитивной диагностики до профессионального поведения психотера- певта и клиент-терапевт отношений (Лазарус, 1998). В общем ФФП (и то, что за ними скрывается) следует считать тем, что некоторые авторы
(Kanfer et al., 1991. S. 68) называют «блокадами изменений» (Änderungs blockaden) и считают, что «снятие блокад изменениям и открытие новых средств и путей составляют собственно ядро психотерапевтического
мероприятия» (выделено мной. – Г.З.).
Под фиксированными формами поведения понимается широкий спектр форм поведения человека или группы людей, которые биосоци- ально, в плане культурных норм, принятых в данном обществе для лиц определенного возраста, пола и статуса стали уже неадекватными, но повторяются и в ситуациях, объективно требующих их изменения; при этом уровень и степень осознания и принятия необходимости этого из- менения могут быть разными (Залевский, 2004).
Лучшей демонстрацией того, что представляют собой фиксированные формы поведения, причем как на уровне отдельного человека (индивидуаль- ной системы), так и на уровне микро- и макрогрупп людей (групповых си- стем – семьи, производственных коллективов, общественных и государ- ственных объединений, этносов, общества и государства в целом) – их при- рода, многообразие проявлений и место в жизни людей, – являются ситуа- ции социальных изменений, катаклизмов – революций, перестроек и т.п.
Спектр фиксированных форм поведения очень широк. Вся наша жизнь проходит в двух видах активности – изменяемых и неизменяемых
(или трудноизменяемых), т.е. фиксированных формах поведения, за- стывших, косных или ригидных стереотипов. Их взаимоотношения явля- ется одной из кардинальных проблем биологии и психологии, а также родственных им наук: физиологии, общей и социальной психологии, психологии личности и психопатологии.
На сегодняшний день можно выделить следующие объяснительные модели природы и сути фиксированных форм поведения (ФФП): нейро- динамическая, энергетическая, филогенетическая, личностно-средовая, диспозиционная, стрессогенная, патогенетическая, психодинамическая,


Г.В. Залевский. Избранные труды
76
научения (бихевиоральная и когнитивная), акциональная структурно- уровневая и системная.
1. Нейродинамическая модель ФФП связывает их природу и причины проявления с инертностью нервных процессов, особенно с ее ростом в силу разных причин – астенизации (утомления, нервного истощения), патологизации (в результате мозговых нарушений) и т.д. Но выявленные много-многозначные связи между особенностями нервных процессов и психологическими/личностными особенностями человека (В.С. Мерлин,
В.М. Русалов) позволяют говорить лишь о большем или меньшем кос- венном обусловливании и непрямых корреляциях. Так, например, при персеверациях, как одной из фиксированных форм поведения, наличие выраженной или патологической инертности нервных процессов, как правило, опосредствуется ослаблением или расстройством функции про- извольного внимания и «представления о цели действия» (Э. Крепелин).
2. Энергетическая модель ФФП (стереотипы, привычки, установки, рутина и т.п.), которая встречается уже в работах В.М. Бехтерева, исхо- дит из общего принципа экономии энергии. Ссылки на принцип эконо- мии имеют место и в работах грузинской школы психологии установки
Д.Н. Узнадзе. Установка, получив соответствующую объективным об- стоятельствам организацию и возможности, включает в себя готовые, приобретенные опытом схемы, и, соблюдая принцип экономии, обеспе- чивает удовлетворение потребности. Но, как известно, фиксированная установка, соблюдая тот же принцип экономии, не приводит к удовле- творению потребности. Известный русский ученый А.А. Ухтомский, раз- работавший учение о доминанте, очень ярко демонстрирует примерами из науки, как принцип экономии, заложенный в самой сути доминанты, хорошо работающий в условиях стереотипных, привычных, обусловли- вает фиксированные формы поведения в условиях новых, «не совпадаю- щих с доминантой». «Я считаю своим долгом – писал Ухтомский – гово- рить о том, что многие доктрины и теории в своих выводах и исканиях заранее предопределены тем, что установлены на покой и на наименьшее действие с самого начала; действительность заранее усекается ради пре- красных глаз теории» (Ухтомский А.А., 1973. С. 390).
3. Филогенетическая модель ФФП в чем-то, несомненно, близка
«энергетической». Наблюдения этологов и эксперименты зоопсихологов свидетельствуют о том, что фиксированные формы поведения проявляют и животные. И чем ниже на филогенетической лестнице находятся живые существа, тем вероятнее проявление ими таких форм поведения. Ин-


Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
77
стинкт, направляющий поведение животного, приспособлен к жизни ор- ганизма в постоянной и неизменной среде и функционирует в этих усло- виях исправно. А если вдруг условия жизни животного изменяются? По- чему так внезапно вымерли динозавры? Дело в том, что инстинкты – это потенциальные фиксированные формы поведения. Убедительные иллю- страции этого мы встречаем у Лоренца, Тинбергена и у других этологов.
4. ФФП как «нарушение личностно-средовой взаимосвязи». Эта объ- яснительная модель восходит к русскому физиологу и психологу
И.М. Сеченову, который еще более 100 лет назад писал следующее:
«Всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов – опреде- ленной, но изменяющейся организации и воздействий извне. Притом все равно, смотреть ли на жизнь со стороны ее конечной цели – сохранения индивидуума, как на нечто развивающееся, потому что и сохранение в каждый отдельный момент существования достигается путем непрерыв- ных превращений… Последнее вытекает из того факта, что во всех орга- низмах сохранение целости тела и жизни достигается не неподвижностью раз сформированного, а постоянным частичным разрушением и восста- новлением элементов тела» (1955. С. 288–289). Из высказывания Сечено- ва, а также из концепций, выдвинутых значительно позже Бернаром («о постоянстве внутренней среды»), Кэнноном («о гомеостазисе»), Павло- вым («об уравновешивании») проводится мысль о гармонии внутренних состояний и внешних воздействий и о том, что эта гармония обеспечива- ется лишь в том случае, если жизнедеятельность и поведение человека детерминированы внешним постоянно изменяющимся воздействием сре- ды. В случае фиксированных форм поведения имеет место нарушение этой гармонии, вследствие того что поведение детерминируется только внутренним состоянием без учета объективных требований внешней си- туации. Особенно ослабляется и даже полностью исчезает детерминация психической деятельности и поведения человека внешним миром, по мнению целого ряда авторов, при нервно-психических расстройствах.
Так, еще В. Гризингер писал, что «существенный процесс сумасшествия, составляющий действительно болезненное состояние, заключается, глав- ным образом, в том, что известное настроение, чувства, волнения, сужде- ния, решения возникают изнутри вследствие болезни душевного органа, тогда как в здоровом состоянии наши волнения, решения вызываются только достаточными внешними побуждениями и потому находятся в некоторой связи с внешним миром» (1881. С. 64). «Стереотипии – это полностью отделившиеся от общей ситуации виды поведения и… не со-


Г.В. Залевский. Избранные труды
78
ответствующие какому-либо объекту окружения» (цит. по: Bash K.,
1955). Иначе говоря, при психических расстройствах «опыт оказывается сведенным… к чисто субъективному» (Рей), свидетельством чего, на мой взгляд, и являются фиксированные формы поведения. Близки этой схеме попытки объяснения фиксированных форм поведения через «нарушение механизма обратной связи» (П.К. Анохин, А.Р. Лурия) и «потерю, выхо- лащивание значения и смысла» («Lehrlaufreaktionen» – Баж, Лоренц; «laps of meaning» – Якубовиц, Лемберт).
5. Диспозиционная модель ФФП. Как известно, в основу диспозици- онного направления в изучении личности положена идея о том, что
«личность – это то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума», что «черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения» (Allport, 1966). В целом ряде исследований показано, что определяющим личностным элементом фик- сированных форм поведения является психическая ригидность. Кеттелл
(Cattell, 1965) даже выделил особый ее вид – «диспозиционную ригид- ность». И в наших исследованиях (1976, 1993) также была выявлена связь между местом личности на континууме ригидность–флексибильность и характеристиками интенсивности и экстенсивности фиксированных форм поведения. Более того, различная пространственная представленность психической ригидности в личности – парциально, тотально и в качестве типообразующей черты, позволила выделить «ригидный тип личности» и его варианты (авторитарный, догматический, стенический и т.д.).
6. Стрессогенная модель ФФП. Психологи разных направлений отме- чают, что причиной фиксированных форм поведения могут быть связан- ные с тревогой, страхом, фрустрацией, шоком напряжения (стрессы), вы- званные сильно и кратко либо слабо и длительно действующими стрес- сорами. Последние оказываются теми особыми причинами, под влиянием которых привычное, известное, так бережно и упорно охраняется, что к новому, к изменениям проявляется недоброжелательность (Левитов Н.Д.,
1969). Он же, наряду с другими исследователями, считает возможным рассматривать психическую ригидность в качестве состояния и выступа- ющим в этом качестве диспозиционным фактором фиксированных форм поведения. По мнению Вольперт (Wolpert, 1955), «этот синдром может быть вызван у любого индивида». В наших исследованиях (1976, 1993) мы экспериментальным путем также выявили наличие связи между дей- ствием стрессоров и фиксированными формами поведения, выделив наряду с ригидностью как чертой (trait-rigidity) и ригидность как состоя-


Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
79
ние (state-rigidity), выступающих в отдельности или в синергической свя- зи. Это особенно часто имеет место при нервно-психической патологии.
7. Патогенетическая модель ФФП. Клиническая практика и много- численные патопсихологические исследования, в том числе и наши соб- ственные (1993) позволяют считать правомерным выделение и «патоге- нетической» концепции фиксированных форм поведения. Некоторая ее глобальность может быть конкретизирована за счет более частных объ- яснительных схем: например, психодинамической, научения – бихевио- рально-когнитивной и др. Дело в том, что фиксированные формы пове- дения, во-первых, заметно нарастают по параметрам интенсивности и экстенсивности в направлении от нормы к нервно-психической патоло- гии и, во-вторых, это нарастание наблюдается и далее, при качественном своеобразии, в направлении от легких форм нервно-психических рас- стройств (например, неврозов) к более тяжелым их формам (например, шизофрении).
Психодинамические модели ФФП. Чаще всего в рамках этих схем фиксированные формы поведения выступают при неврозах как проявле- ние защитных механизмов. «Невротик защищается, – писал Фрейд
(Freud, 1948. S. 376), – формируя фиксированные привычки, ведущие к предпочтению определенных способов решения личных проблем». Со- гласно Адлеру (Adler, 1974), невротик, защищаясь, формирует ригидный стиль жизни с ложной ее схемой. Мэрфи (Murphy, 1947) также считал, что «любая схематизация, любая стереотипизация есть невротическое средство защиты».
Научения (бихевиорально-когнитивная модель ФФП). Сторонники этого подхода придерживаются того мнения, что фиксированные формы поведения (философия долженствования и иррациональные мысли, не- адекватные когнитивные схемы и ошибочные суждения, неадекватные установки, плохие и вредные привычки, страхи и депрессии, выученная беспомощность) – есть результат «неправильного научения/воспитания» в том числе и социального, хотя конкретные механизмы этого научения могут быть самыми разными (Вольпе, Лазарус, Бандура, Эллис, Бек, Се- лигмен и др.).
8. Акциональная структурно-уровневая модель ФФП. Многолетние экспериментально-психологические исследования личности в норме и патологии позволили (Залевский, 1970, 1976, 1993) предложить ориги- нальную психологическую концепцию фиксированных форм поведения, интегрирующую, как мне кажется, и некоторые другие подходы к ним.