Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г.В. Залевский. Избранные труды
80
Я ее обозначил как акциональная структурно-уровневая концепция. Идеи данного подхода к ФФП восходят, прежде всего, к трудам П. Жане
(Janet P., 1929) и М.С. Роговина (1969, 1977, 1988).
Основными составляющими предлагаемой концепции являются по- ложения: а) о структурно-уровневой организации личности и поведения
(деятельности, действия или акции – от action), в котором личность про- являясь «становится действительной» (Гегель); б) о пространственной
(структурно-уровневой) ригидизации личности, обусловливающей осо- бенности проявления фиксированных форм поведения; в) о нарушении, в случае фиксированных форм поведения, отношений внутри структуры такого поведения – между высшим акциональным уровнем цели и низ- шим акциональным уровнем средств. Возможны, главным образом, два варианта таких нарушений, когда фиксирогенной является средство
(средства) и когда фиксирогенной является цель действия (поведения).
В первом случае неадекватное средство (как материальное, так и идеаль- ное) сливается/сращивается с целью, делая акцию неадаптивной, а лич- ность функционирующей на более низком акциональном уровне. Во вто- ром – неадекватная цель становится самоцелью, сращиваясь со сред- ством, делает акцию тоже неадекватной, а личность функционирующей на более низком акциональном уровне.
В рамках указанного подхода нами разрабатывается акциональная
(телесно-поведенчески и когнитивно-личностно ориентированная) тера- пия фиксированных форм поведения клиента, суть которой состоит в разрыве «сращенных» целей и средств, поиске новых средств и целей, расширении их спектра, тем самым, способствуя его личностному росту
(человек перестает быть рабом привычек, стереотипов и пр.), интегрируя как некоторые теоретические, так и технологические возможности раз- ных психотерапевтических подходов в рамках биопсихоционоэтической модели здоровья и болезни (Залевский Г.В., 2005, 2006).
9. Системная модель ФФП. Фиксированные формы поведения могут проявляться как на уровне индивида, личности, т.е. индивидуальных си- стем, так и на уровне микро- и макрогрупп людей (семьи, производствен- ных и общественных организаций, этноса, общества и государства в це- лом), т.е. на уровне групповых систем. Их влияние наблюдается в разных сферах жизнедеятельности человека: в образовании (в закрытости обра- зовательных систем, в трудностях инновационных процессов), науке (не- оправданное отстаивание своих идей и «излюбленных» теорий, а также нередко неприятие идей, предложенных коллегами или «другими» шко-


Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
81
лами), культуре (устаревшие традиции, этноцентризм, проявляющий се- бя, нередко, в ригидных этнических стереотипах, ксенофобии – Залев- ский Г.В., 1996). Определяя любую систему как «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии», еще Берталанфи (Bertalanffy, 1968) различал «открытые» и «закрытые» системы: в первых возможен лишь обмен энергией, а во-вторых – обмен энергией и веществом. Интересна в обсуждаемом контексте и его мысль о том, что «необходимым условием устойчивости органических систем является постоянное обновление их элементов». Можно предположить, что в «закрытых системах», не только органических, но и социальных, скорее всего, отсутствует это «постоян- ное обновление элементов» как внутри них, так и во взаимодействии с другими системами. Это происходит, на мой взгляд, потому, что любая система, стремясь к устойчивости, в силу нарушения, прежде всего, об- ратной связи, «проскакивает» оптимально необходимую меру устойчиво- сти и устремляется к гиперустойчивости, иначе говоря, ригидизируется
(коснеет, застывает), становится закрытой, о чем свидетельствует нарас- тание числа фиксированных форм поведения и рост их интенсивности.
О крайнем (патологическом) случае закрытости индивидуальной си- стемы, говорил, как мы это отмечали выше, хотя и в других терминах, один из классиков немецкой психиатрии В. Гризингер. Роукич (Rokeach,
1960) писал об «открытом и закрытом сознании» («the open and closed mind»). Может ли нечто подобное происходить и с групповой системой?
Наверное, может, коль скоро известны случаи существования таких ма- лых групп, как, например, определенный тип семей (В. Сатир, 1992), ре- лигиозные секты, мафиозные образования и даже большие социальные группы – целые государства, например, известные в истории тоталитар- ные режимы. На этом я останавливался несколько подробнее в другой своей работе (1999). Философский контекст этой идеи мы находим уже у
Бергсон (Вergson, 1932): «Мораль закрытого общества статична. Мораль открытого общества динамична… фундамент открытой морали – творче- ская личность, ее свойство – дух новаторства, ломающий все фиксиро- ванные схемы закрытого общества». В. Сатир (1992) совершенно спра- ведливо считала, основываясь на своем богатом опыте психотерапевти- ческой работы с семьей, что в закрытой системе люди не могут процве- тать. В лучшем случае они могут только существовать, но людям нужно значительно больше.


Г.В. Залевский. Избранные труды
82
2.6. Основные правила (девизы) СБКТ
Кэнфер, Райнекер, Шмельцер (F.H. Kanfer, H. Reinecker, D. Schmelzer,
1991. Р. 411–420) предложили шесть правил или девизов современной бихевиорально-когнитивной терапии, в рамках своего подхода – аутоме- неджент-терапии (клиент/пациент должен стать, в конечном итоге, сам себе психотерапевтом – таковой должна быть цель СБКТ). Эти правила вынесены как бы в качестве эпиграфа перед первой главой.
Данные правила хорошо показали себя как дидактическое вспомога- тельное средство для индивидуальной работы, так и в контексте работы терапевтических и супервизорских групп. Обычно на первом заседа- нии/сеансе представляется каждое правило в отдельности, обсуждается и приводятся иллюстрации; затем побуждаются клиент(ы) поискать в их обыденной жизни или вспомнить ситуации, на которые эти прави- ла/девизы можно перенести непосредственно и там же их и применить.
Можно прямо в группе подготовить плакат с этими девизами и вывесить, чтобы они были постоянно перед глазами и напоминали о себе. При ин- дивидуальной терапии можно эти же правила написать и на небольшой карточке и иметь перед глазами. Постоянное применение этих правил образует основополагающие рамки терапевтического процесса на все время его осуществления.
Правило первое: Думать поведенчески (Think behavior). В нашей обы- денной речи мы описываем или выражаем наши проблемы или проблемы других людей часто в форме и с помощью качеств, свойств личности или других смелых и глобальных конструктов. Мы говорим, например, что мы не справимся с определенными вещами, заданиями или проблемами, поскольку у «нас недостаточно сильная воля, мы слабовольны»; мы чув- ствуем себя «хроническими неудачниками»; «оказываемся постоянно на теневой стороне улицы жизни», хотя мы и хотим быть «счастливыми».
Это непродуктивный способ описания в плане необходимых и возмож- ных изменений и развития.
Другой непродуктивный способ определения нами наших каждоднев- ных проблем состоит в том, что мы, нередко, концентрируемся при этом на сопутствующих явлениях, результатах или последствиях нашего пове- дения, а не на самом поведении, которое и приводит изначально к дан- ным результатам: мы жалуемся, что «слишком толстые», «всегда у нас нет времени» или «неуспешны в своей профессии», вместо того, чтобы обратить внимание и учесть именно то конкретное поведение, которое, в

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
83
конце концов, и сделало возможным наступление этих «конечных ре- зультатов», на которые мы сейчас жалуемся.
Первое правило «думать поведенчески» предлагает в этой связи, как можно конкретнее описывать как проблемные ситуации, так и потенци- альные их решения в поведенческих понятиях и терминах. Поскольку цель любой терапии, в первую очередь, – это изменение поведения, то и акценты терапевтического процесса лежат также на теме «поведение», на различных уровнях поведения (когнитивном, эмотивном, собственно по- веденческом – двигательном). Мы пытаемся избегать только поиска
«причин» или продуцировать «элегантные» причинные объяснения, что- бы клиентам стало понятным, что в большинстве случаев существует потребность в активных действиях, чтобы вызвать изменения или вообще положительные результаты. Также для клиентов и психотерапевтов, ко- торые понимают терапию «как опыт личностного роста» и поэтому при- дают большое значение эмоциям или «внутренним переживаниям», по- ведение клиента представляет собой исключительно основу/базис для терапевтических интервенций. В этом плане нам близка концепция Глас- сера (Glasser et al., 1979. Р. 315) с его «терапией реальностью», которую он характеризует следующим образом: «По большому счету мы является тем, что мы делаем, и если мы хотим изменить то, что мы есть, мы долж- ны начать изменять то, что мы делаем (или не делаем. – Г.З.)». Если мы просим клиентов думать в поведенческих понятиях, то это означает, что тем самым при этом охватываются как все мысли, чувства, так и другие способы поведения, которые обозначаются обычно, например, как
«убеждения», «ценностные установки» или «эмоциональные реакции».
Следует поэтому смелые, но чаще неточные высказывания клиентов, во всех случаях, принимать лишь в качестве исходного пункта более кон- кретных близких к поведению описаний.
Поведенчески ориентированные содержания лучше всего описывают- ся через язык глаголов. Когда клиент, например, говорит, что «как только мой шеф делает критическое замечание, у меня появляется чувство то- тальной заблокированности и потери всяческих способностей», мы ему ставим вопросы, которые его переработку информации направляют на поведенчески ориентированные описания, как, например: «Когда это происходит, то о чем вы в этот момент думаете? Что вы делаете в этот момент? Где и что чувствуете вы и какие испытываете физические ощу- щения? И т.д.» Если, например, родители жалуются на своего сына, что он получил в школе плохие отметки, то мы их просим, как можно точнее


Г.В. Залевский. Избранные труды
84
описать, чем мальчик занимался во время до этого или после этого, что, в результате, привело к получению плохих отметок.
К особенностям нашего подхода относится и то, что мы постоянно просим клиентов точно описывать проблемные ситуации. Мы ставим в связи с ними очень конкретные вопросы, которые направлены на такие аспекты, как: «Кто делает и что делает, с кем, когда, как и с каким эффек- том делает?» В этой связи мы также просим клиентов обращать особое внимание на контекст проблемных ситуаций, т.е. на сеть переменных и условий, в которые вплетено любое поведение.
Когда мы побуждаем клиентов посредством целенаправленных во- просов или/и на основании собственного опыта к размышлению о том, а является ли необходимым развивать известные навыки и умения (напри- мер, открыто высказывать свое мнение, вступать в новые контакты и т.п.), то это уже имплицитно (скрыто) означает подачу ему сигна- ла/послания о том, что поведение изменяемо. В противоположность это- му самоописание в форме свойств и качеств (например, «Я стеснитель- ный, боязливый, пугливый» и т.д.) уже чисто через язык формирует мне- ние о неизменяемости свойств личности и личности в целом. Но что до- статочно известно, так это то, что личность и ее эмоции напрямую изме- нить нельзя. И каждый человек, который, например, решительно заявлял:
«Я не должен бояться!», это проверил, так сказать, на собственной шку- ре. Это связано с тем, что эмоции представляют собой результат спосо- бов поведения различного уровня, т.е. как конгломерат из когниций, фи- зиологических процессов и двигательных реакций. Более того, одной из основополагающих позиций современной бихевиорально-когнитивной психотерапии, восходящей своими корнями к древним философам- стоикам и, прежде всего, к Эпиктету, является мысль о том, что «не вещи сами по себе определяют наши переживания и поведение, а наше их вос- приятие и оценка». Иначе и проще говоря: Как мы мыслим, так мы чув- ствуем и ведем себя. А значит: Если мы хотим изменить чувства, то мы должны изменить вызвавшие их идеи.
Следование девизу «Думать поведенчески (поведенчески ориентиро- ванно)» предполагает еще два важных момента, на которые я хотел бы обратить ваше внимание. Во-первых, в центре терапии должно находить- ся собственное конкретное, подающееся изменению, поведение клиента, а не неконтролируемое поведение других людей. Во-вторых, проблема наших клиентов нередко в том, что они оценивают не свое поведение, а сразу и в целом – всю свою личность (например, «Я не сдал какой-то эк-


Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
85
замен, значит я бездарь», «Я не сумел поближе познакомиться с кем-то, значит я трус», «Меня оставил близкий мне человек, значит я никчемный человек», «Меня постигла неудача при устройстве на работу или в бизне- се, значит я неудачник» и т.д., и т.п.).
Правило второе: Думать решенчески (Think solution).В нашем обще- стве, как терапевты, так и клиенты приучены к тому, что во время кон- сультаций и терапии концентрируются преимущественно на негативных аспектах, на проблемах. Особенно это характерно для больных невроза- ми, депрессией. Об этом существует большая как художественная, так и научная литература. С позиции же проблемно-решающего подхода сле- дует считать, что для конструктивного решения проблем, является боль- шой помехой такая концентрация только на негативных проблемно- нагруженных жизненных аспектах. Следует сосредотачиваться не только на «актуальном/сейчас-состоянии» (немецкие психотерапевты говорят об
Ist-Zustand), но и на состоянии, которое должно быть, на «желаемом со- стоянии» (Soll-Zustand).
Когда, например, одни клиенты рассказывают о том, как они поссори- лись со своим сыном-подростком, другие – что они последние ночи не могут уснуть, поскольку им предстоит разговор с работодателем или вы- ступление перед большой аудиторией, либо серьезный разговор с близ- ким человеком и т.д., то психотерапевт должен попытаться и, может быть не один раз, помочь при ответе на вопрос: «Какую минимальную попыт- ку я должен предпринять, чтобы приблизиться к решению проблемы?».
Так, например, одна молодая женщина-клиентка сообщает терапевту о том, что она постоянно ссорится со своим партнером и фактически из-за пустяков. Чтобы навести клиентку на мысль о возможных причинах ссор, а также на возможные решения проблемы, психотерапевт задал своей клиентке следующий вопрос: «А в каких ситуациях вы не ссоритесь со своим партнером и что отличает эти ситуации от остальных?». Затем они вместе попытались найти ответы на данный вопрос и конструктивное решение данной проблемы.
Психотерапевт следует во время встреч этому основному правилу, ес- ли поощряет, а значит, подкрепляет даже самую малую инициативу кли- ента, которая может внести свой вклад в решение представленной про- блемы. Психотерапевт может, если в этом есть необходимость, внести и свои предложения по решению проблемы, чтобы отвлечь клиента от бес- конечных негативных и непродуктивных описаний проблемной ситуации и направить его на принятие продуктивных шагов.