Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
71
что ведет к изменению в целом контекста. Так, в случае супружеской терапии, в которой оба участника жалуются на постоянные скандалы, психотерапевт может, например, их спорам приписать позитивный смысл: «Милые бранятся, только тешатся, что означает, что вы друг дру- гу не безразличны». Этот прием – не просто технический трюк, на нем все дело не завершается, конечно; после него только и начинается насто- ящая психотерапевтическая работа. Эффективны в практике психотера- пии и подходы к построению терапевтической мотивации (мотивациии к изменению) на основании потенциальных средств и путей решения
(Kanfer et al., 1991. Р. 222–223). Эти средства и пути могут стать доступ- ными, благодаря тому, что мотивационные препятствия (например,
«страх перед изменениями») устраняются или будет иметь место повы- шение активности, так что эти пути, в конце концов, будут перестроены.
В качестве значительных мотивационных препятствий могут считать- ся: страх перед изменениями; поведенческая инертность («старые при- вычки»); «выученная некомпетентность»; вторичная выгода из проблем- ного поведения; недостаток способностей; отсутствие/недостаток ин- формации; сопротивление психотерапевту.
В соответствии с обозначенными выше мотивационными препятстви- ями имеются, например, следующие возможности формирования моти- вации (т.е. устранения этих мотивационных препятствий):
Чтобы снизить страх перед изменениями (Bugenthal, Bugenthal, 1984), первые попытки формирования мотивации могут состоять в резком по- нижении притязания, которые клиент предъявляет к себе или к другим.
Через постановку маленьких, обозримых ближайших целей в направле- нии изменений становится для него возможным отдать себя процессу изменения в маленьких, переносимых дозах. Благодаря этому для него становится также возможным добиться успеха при делании маленьких шагов изменения, что опять же повышает его веру в собственную компе- тентность в плане изменений. В случае слабо мотивированных клиентов первым делом следует начать формирование их мотивации со стимули- рования их прихода/ухода, что даст им возможность усваивать новый опыт и, разумеется, предполагает формирование благоприятных клиент- психотерапевт отношений. Посредством целенаправленного эксперимен- тирования с маленькими изменениями – сначала в «надежном» окруже- нии терапевтических помещений, например, в ролевых играх – может быть без риска собран опыт и преодолены страхи, так что затем клиент оказывается в состоянии испробовать первые шаги изменения (например,


Г.В. Залевский. Избранные труды
72
как «домашнее задание») в естественных условиях. Часто можно обра- щать внимание клиента во время терапии также на такие жизненные его ситуации, в которых он в прошлом уже был в состоянии вполне успешно изменяться. Другая возможность состоит в том, чтобы стимулировать клиента к получению опыта «пробования чего-то нового», что непосред- ственно к его проблеме может не иметь отношения. Это дает возмож- ность клиенту еще раз убедиться в том, что в его жизни кое-что все же может изменяться. Важно также в этом плане подвергнуть анализу име- ющийся у клиента негативный опыт попыток к изменениям, в том числе и связанный с психотерапией. Это позволит избежать ранее допущенных ошибок. В некоторых случаях показана новая интерпретация или переат- рибуция причин неудач в прошлом (к примеру, «Я этого не могу!» в
«Я еще недостаточно приложил усилий»). Такие новые переживания и опыт в направлении изменений служат в значительной мере и укрепле- нию веры в действенность собственного поведения («self-efficacy»), и тому, что клиент приходит к убеждению: «Я могу измениться!».
У клиентов (как и у большинства людей) наблюдается в большой сте- пени сопротивление старых привычек, известно из каждодневного опыта.
Отшлифованные способы (стереотипы) поведения, реализующиеся авто- матически, стереотипные привычки оставляют впечатление «поведенче- ской инерции» («behavioral inertia») и сводят на нет намерения клиента относительно изменений. Отсюда так важно для клиента и психотерапев- та такие автоматизмы как можно раньше остановить, прервать и заменить
«контролируемыми» механизмами переработки.
Особая проблема – это так называемая «выученная некомпетентность или беспомощность» (Seligman, 1975, 1991). У клиента есть опыт того, что беспомощность и зависимость могут приводить к положительным последствиям: ответственность берут на себя другие (родители, другие члены семьи и т.д.), никакого риска. Это ведет к тому, что он отказывает- ся, сопротивляется брать на себя ответственность относительно измене- ний, перекладывая нередко ее на психотерапевта. В таких случаях речь идет о том, чтобы такому клиенту поспособствовать в приобретении опыта на тему «собственное инициирование изменений», которое ему покажет, что он, несомненно, тоже в состоянии (хотя первоначально и маленькими шагами) изменяться. После первых успешных шагов растет, как правило, вера в собственную компетентность (Bandura, 1977).
Мотивационные препятствия, которые основываются на вторичных преимуществах в связи с проблемой, известны, пожалуй, всем терапевтам


Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии
73
всех терапевтических школ: редукция напряжения или эйфорические состояния посредством алкоголя или наркотиков; поддержка соответ- ствующей (подростковой, криминальной) среды. И психотерапевты должны четко знать, что без устранения этих «вторичных выгод» вряд ли можно рассчитывать на дальнейший успех психотерапии. В некоторых случаях, когда диагностируется недостаток каких-то способностей, сле- дует направить усилие на их развитие. Следует учитывать также, что необходимо повышать информированность клиента, как и приложить все усилия, чтобы не возникло у клиента желания «сопротивляться» всем усилиям психотерапевта.
Наряду с описанными выше возможностями устранения мотивацион- ных препятствий для активизации, поддержки мотивации имеются и дру- гие возможности, как повышение тенденции в сторону стратегий, кото- рые в конфликте между «так оставаться» и «изменяться», направляются в сторону изменений. Описание конкретных приемов в этой связи мы находим в разных источниках, например: в методе «ногой в дверь» («foot in the door» – Freedman, Frazer, 1966), в методе «швейцарский сыр»
(«Swiss chees method» – Lakein, 1973), в методе «сеяния и сбора урожая»
(«seed- ing» – Kanfer et al., 1991. S. 181) и во многих других.
Вольф и Меркле (2000. С. 36–38) дают следующие рекомендации, как клиенты могут себя побуждать к изменениям:
1. Помните о всех преимуществах, которые вы получаете при выполне- нии той или иной деятельности. Какой, например, список всех тех пре- имуществ, которые ему принесет некурение, мог бы составить кли- ент/пациент, страдающий от курения: экономия денег; не будет задыхать- ся, когда поднимается по лестнице; вещи не будут пахнуть дымом и т.д.
2. Если речь идет о важных для вас или неприятных вам вещах, кото- рые бы вы охотно отодвинули на потом, тогда спросите себя: «Какие преимущества я буду иметь, если с этим справлюсь?» Такими преимуще- ствами могли бы, например, быть: уменьшение неприятностей, быстрое окончание и чистая совесть, свободная для других интересных дел голо- ва, лучшее самочувствие и т.д. Делайте это неприятное немедленно, и вы сможете радоваться, что с этим покончено, и наслаждаться оставшейся частью дня лучшим образом.
3. Измените вашу установку. Избегайте говорить по отношению к се- бе такие слова: «Я должен ...», «Я должна ...». Поясните себе: «Я ничего не должен, за исключением того, что я должен умереть. Все остальное я делаю добровольно, потому что от этого я что-то имею. И благодаря это-


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34

Г.В. Залевский. Избранные труды
74
му я избегаю неприятностей». Это ваше свободное решение – делать что- то или нет. Вы оплачиваете ваши налоги, потому что вам не хотелось бы попасть за решетку. Вы не превышаете скорость, потому что боитесь, что вас на этом поймают или вы не хотите причинять вред другим. У вас все- гда есть причина ваших поступков. Итак, говорите себе: «Я это делаю потому, что ...». Если вы, не видите в чем-то смысла, то спросите себя:
«Действительно не имеет смысла это делать?» Даже когда вы, например, и испытаете трудности в поисках работы, то означает ли это, что учеба не имеет смысла и вы никогда не найдете работу? Обращайте внимание на то, чтобы не сразу все превращать в тотальный негатив.
4. Не следует полагаться на ваши чувства. Как часто вы слышали, как другие говорили: «У меня нет никакого желания», «Мне не до того»?
Пока вы что-то не испытали, вы не можете знать, доставит ли вам это удовольствие или нет. Если у вас что-то не вызывает никакого желания, то только потому, что вы ничего от этого не ждете. Вы думаете, что вам от этого ничего не перепадет. Измените ваши мысли, дайте себе, по меньшей мере, шанс убедиться, правы вы или нет.
5. Ставьте себе промежуточные цели. Если вы хотите проехать на ав- томобиле 5000 километров, то делайте время от времени перерывы, от- дыхайте. Ставьте себе промежуточные цели на каждый день, пока не до- стигнете конечной цели. Если вашей целью является стать марафонцем, то вам нужно поставить маленькие промежуточные цели, пока вы сможе- те пробегать 40 километров. Не теряйте конечную цель из виду. Но дели- те путь к ней на маленькие порции.
6. Хвалите себя, похлопывайте себя по плечу, если вы достигли про- межуточной цели. Не стремитесь сразу слишком суетиться, предусмот- рите себе вознаграждение на тот случай, когда вы сделаете то, что вы наметили.
7. Не требуйте от себя только хороших результатов. Чаще всего речь идет о том, чтобы вообще что-то сделать, а не сделать что-то исключи- тельно хорошо. Если человек что-то изучает, то обычно делает ошибки.
Это практически невозможно – не допускать ошибок, прежде чем чем-то овладеть. Разве вы сумели сразу обращаться с ножом и вилкой, как только вам это показали? Разве вы научились бегать, не упав ни разу? Не бывает прогресса без ошибок. Ничто, что находится в пределах возможностей че- ловека, не является по своей природе невозможным для освоения. Подели- те путь к вашей цели на несколько шагов. Это, конечно, трудно, но не слишком трудно. По мере тренировки это будет даваться все легче и легче.