Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая супервизия
197 1. Супервизия как форма профессионально-ориентированной консуль- тации возникла в результате дифференциации областей профессиональной деятельности и стандартизации профессиональных обязанностей.
2. Цель состоит в расширении компетентности или в её приобретении супервизируемым или супервизируемой системой (команда, учреждение).
3. Супервизия находится в рамках педагогической традиции, посколь- ку речь идет об учении (обучении, научении).
4. Контролирующий аспект играет всегда определенную роль: либо в институализированной форме в процессе освоения супервизии при реше- нии вопроса о достижении стандартов, либо в смысле самоконтроля, ко- гда супервизируемый рефлексирует в щадящих рамках свою работу. При формах консультирования в учреждениях (суперви-зия команды, кон- сультация организаций) контроль и саморефлексия находятся в неясных отношениях пересечения, здесь речь идет о проверке рабочего задания.
5. Во всех случаях речь идет об одной форме управляемого процесс- и профессионально-ориентированного консультирования.
6. Указания осуществляются через опытного специалиста, который особенно компетентен в данной области.
7. Как правило, консультирование проводится в группах.
«Психотерапевтически ориентированная супервизия служит тому, что профессиональные консультанты – вне зависимости от образования и направления – в самых избранных форме и содержании научаются пере- осмысливать их собственные действия и чувства в профессиональной повсе- дневности, вскрывать эмоциональные и когнитивные причины и – если воз- можно – включать в этот процесс собственную историю, семейную и про- фессиональную. Супервизия определяется здесь, следовательно, в первую очередь, как процесс авто- и ал-лорефлексии» (Scobel, 1989. S. 15–16).
Дефиниции из области психоанализа. «Цель психоаналитического метода супервизии в каждом случае остается в выяснении и познании бессознательного отношения переноса между ищущим помощи и её ока- зывающим» (Argelander, 1980. S. 66).
«Мы имеем дело в супервизии со сложным клубком взаимоотноше- ний. Консультант и клиент стоят друг против друга как личности каждый со специфическим опытом социализации... Супервизия как критически заданный процесс саморефлексии имеет задание этот сложный клубок взаимоотношений, который, так сказать, проходит через личность кон- сультанта, распутать в его сознательной и бессознательной динамике»
(Puehl, Schmidbauer, 1986. S. 16).


Г.В. Залевский. Избранные труды
198
Дефиниции из области «системной терапии». «Совершенно без- различно, понимается она как контроль контролёров, наблюдение за наблюдателями, инструктирование инструкторов, рефлексия рефлекси- рующих, (мета)диалог ведущих диалог и т.д. или как супервизия супер- визоров, супервизия имеет тенденцию – вне зависимости от критериев – быть инстанцией, которая помогает профессиональным консультантам
(тем, кто профессионально помогает). Супервизия предоставляет – в этом, пожалуй, едины все теоретики этой дисциплины, несмотря на их различия в концептуальном и практическом плане, – «помощь оказыва- ющим помощь» (Ludewig, 1991. S. 54).
«Супервизия в этой перспективе представляется как самоуправляемая система, которая находится в этой комплексной среде, устанавливает кон- такты с этой средой и одновременно отграничивает себя от неё и так сохра- няет свою идентичность. Супервизоры и супервизируемые кажутся социаль- ными ролями, элементами этой системы» (Rappe-Giesecke, 1990. S. 5–6).
Дефиниции из области экзистенциальной терапии. Суперви-зия – это обоюдно согласованные и ограниченные межличностные рабочие отношения между супервизором и психотерапевтом, дающие поддержку последнему с той целью, чтобы способствовать его компетентной и каче- ственной работе в пользу клиента. В фокусе суперви-зии – происходящее между супервизором и психотерапевтом непосредственно на супервизор- ской сессии, в «супервизорском мире». В отличие от «психотерапевтиче- ского мира или пространства» необходимо особое умение слушать… один рот, но два уха! (Pett, 1995).
Дефиниции из области поведенческой терапии. «В согласии с би- хевиоральной ориентацией супервизия понимается как изменение специ- фических образцов реагирования соответствующего психолога, психоте- рапевта, так что он становится способным помочь его клиенту эффектив- но осуществить обоюдно желаемые и установленные изменения поведе- ния» (Levine, Tilker, 1990. S. 182).
«Основополагающие цели супервизии – вне зависимости от терапев- тической ориентации – состоят как в ассистировании психотерапевту, чтобы в нужный момент он был терапевтически эффективным, так и в приобретении им способности оказаться эффективным и в отсутствии супервизора. В своей сути супервизия нацелена, по меньшей мере в пре- делах образовательной программы, на помощь при освоении терапии
(или определенного типа терапии), в процессе принимают участие клиен- ты и материал самого супервизируемого» (Linehan, 1980. S. 149).


Психологическая супервизия
199
«Психотерапевтическая супервизия в этих рамках понимается как совместные усилия психотерапевта, супервизора и пациента по стабили- зации и улучшению терапевтической компетентности последнего»
(Langlotz-Weis, Sturm, 1986. S. 330).
На основе содержательного анализа приведенных и неприведен-ных дефиниций супервизии стало возможным «схватить» существенные со- ставные части этого понятия и использовать их в качестве предваритель- ного рабочего определения. Супервизию можно понять как (1) процесс научения и обучения, который представляет собой (2) профессионально- ориентированную позицию помощи, особенно для «работников отноше- ний», сконцентрированную на требованиях профессиональной рабочей ситуации (в противовес личностной терапии); посредством (3) педагоги- чески-воспитательных и консультативно-терапевтических средств систе- матически-методическим образом (4) осуществляются (5) анализ, ре- флексия и обработка проблемных профессиональных ситуаций / ин- теракций, которые (6) могут служить многим целям: овладению, осу- ществлению / сохранению и улучшению профессиональной операцио- нальной компетентности, разрешению межличностных конфликтов или улучшению производственных отношений в командах или организациях, гарантии качества и защите пациентов от непрофессионального обраще- ния, эмоциональной поддержке в трудных ситуациях и т.д.; это влияние осуществляется (7) согласно постановке задач, перспектив, ориентации и направленности школы вместе с другими центрами тяжести, концепция- ми, формами и подходами; при этом (8) супервизоры и супервизируемые принимают различные роли, где супервизоры имеют, как правило, опре- деленное преимущество, благодаря опыту и компетентности, которые они используют конструктивно и с этической ответственностью при со- провождении супервизируемых с учетом того, что при этом значительная роль отводится рамочным условиям и рабочему полю (9).
Если бы одного определения было достаточно, чтобы исчерпывающе описать некоторый феномен, то можно было на этом месте и поставить точку. Но даже очень удачное определение понятия обладает всего лишь характером указания, функцией указателя пути; оно соответствует боль- ше библиотечному опорному слову или поисковому понятию, которое не освобождает от чтения первоисточника. Другая проблема – нечеткие гра- ницы с близкими понятиями, существование наложений и пересечений
(как, например, в случае с су-первизией – это и терапия, и самопознание, и самосовершенствование и т.п.).


Г.В. Залевский. Избранные труды
200
Для супервизорской практики можно порекомендовать не давать себя смущать ограниченной возможностью понятия, а в каждом конкретном случае точнее формулировать проблему супервизируемого как предмет супервизии, точнее определять постановку ее цели и задач, чтобы супер- визию все-таки сделать возможной.
Контрольные вопросы
1. Что показывает лингвистический анализ термина «супервизия»?
2. Между какими крайностями можно расположить существующие дефини- ции супервизии?
3. Как определяется супервизия в области социальной работы?
4. Как определяется супервизия в области консультирования и терапии?
5. Как определяется супервизия в рамках психоанализа?
6. Как определяется супервизия в рамках системно-семейной терапии?
7. Как определяется супервизия в рамках бихевиорально-когнитивной психо- терапии?
Темы рефератов и курсовых работ
1. История появления супервизии в практике психологической помощи.
2. Общее и особое в определениях супервизии в практике «помогающих про- фессий».
3. История и актуальное состояние супервизии в психологическом образова- нии и психологической практике в России.
4. История и актуальное состояние супервизии в психологическом образовании и психологической практике в Томске и в Сибирско-Дальневосточном регионе.
Литература
Залевский Г.В. Супервизия/супервизорство: проблемы и дефиниции (по мате- риалам зарубежных исследований) // Сибирский психологический журнал. 1998–
2002. Вып. 7–9, 13–17.
Залевский Г.В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психо- логический журнал. 2008. № 30. С. 7–13.
Кулаков С.А. Практикум по супервизии, консультированию и психотерапии.
СПб. : Речь, 2001.
Уильямс Э. Вы – супервизор. Шестифокусная модель, роли техники в супер- визии. М. : Класс, 2001.
Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия: индивидуальный, групповой и организа- ционный подходы. СПб. : Речь, 2002.
Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д. Супервизорство: Техника и методы корректиру- ющего консультирования. СПб. : Б.С.К., 1997.

Психологическая супервизия
201
2. СУПЕРВИЗИЯ: ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ
И СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1. Цели и функции супервизии
Функциональное многообразие супервизии – между образованием, административными задачами и терапией – давно известно. В работе
(Kadushin, 1976) приводится описание существенных функций супер- визии, охватывающих широкий спектр сфер профессиональной деятель- ности (рис. 1).
Рис. 1. Функции супервизии: образовательная (educative), административно-контролирующая (administrative), поддерживающе-консультативная (supportive)
Образовательная (обучающая, развивающая) функция: профессио- нальная подготовка, обучение, воспитание, передача знаний и умений, тренинг (упражнение методов и способов), указания к само- рефлексии, конструктивная обратная связь, профессиональная социа- лизация, развитие профессиональной идентичности и т.п.
Административная (контрольная, экспертная) функция: оценка (экс- пертиза, обеспечение) качества, оптимизация и улучшение деятельности специалистов помогающих профессий (социальных работников, психоло- гов, психотерапевтов) или оптимального «функционирования» учрежде- ния, сохранение этически-профессиональных принципов, контроль зако- нодательных или ведомственных предписаний, защита пациентов и т.д.


1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34