Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая супервизия
209
становится понятной опасность «терапев-тизирования» супервизии, ко- гда, скажем, фокус супервизорской работы нацелен исключительно на личность супервизируемого и его жизненные (раннего детства) тенден- ции переноса вместо того, чтобы касаться активно и с ориентиром на бу- дущее профессиональных проблем, которые, в конце концов, стимули- руют желание осуществить супервизию и имеют, наряду с индивидуаль- ными, институциональные условия («систему» или «контекст»). Явная попытка некоторых авторов не только «класть на кушетку» личность су- первизи-руемого, но и учитывать институционально-системные перспек- тивы может быть поддержана полностью с позиции самоменеджмента.
Такая опасность существует не только в рамках психоаналитической супервизии: «Супервизия квазиидентифицируется с гештальт-терапией, психодрамой или разговорной психотерапией (в рамках гуманистической психологии) и создается определенное впечатление, что это как бы в ин- тересах супервизируемого – принять бесплатно ее как лично мотивируе- мую терапию в качестве компенсации за неудовлетворительные условия работы в учреждении» (Gro-ening, 1993. S. 67).
Хотя супервизия и терапия и имеют, особенно на уровне процесса, некоторые пересечения в области структурных признаков, они отличают- ся рядом содержательных и тематических акцентов. В то время как су- первизия ограничена областью «эффективного исполнения профессии», психотерапия относится к обработке личностных проблем и конфликтов в жизни и выходит далеко за пределы профессионального сектора. Ис- кушение превратить супервизию в терапию существует там, где большую часть вины за профессиональные трудности супервизируемого несут так называемые личностные факторы.
Бернард и Гудиеар (Bernard, Goodyear, 1998) описали три основных отличия отношений в клинической супервизии от других видов отноше- ний в психотерапии и консультировании:
1) эти отношения являются оценивающими – в отличие от консульти- рования;
2) они долговременные – в отличие от тренинга;
3) они одновременно способствуют и улучшению профессионального функционирования супервизируемого и отслеживанию качества профес- сионального обслуживания, которое получает клиент.
В табл. 1 приведены как общие признаки, так и различия между су- первизией и терапией; в нижней её части даются еще некоторые особен- ности относительно «супервизии терапевтов» (Schmeltzer, 1997. S. 56).


1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   34

Г.В. Залевский. Избранные труды
210
2.5. Области применения супервизии
Супервизия в работе с AIDS.
Супервизия в работе с пожилыми людьми.
Супервизия в медицине (и с врачами).
Т а б л и ц а 1
Супервизия и психотерапия
Общее
Отличия
Структура.
Процесс научения или изменения; ориенти- рованность на помощь: грубая ориентация на идеально-типичные фазы решения про- блемы.
Кооперативность в отношение работы (Ar- beitsbeziehung) и мотивация как фундамент.
Взаимный процесс влияния.
На цель ориентированная работа (поиск объяснений и решений).
Ориентация на действующие этико- профессиональные правила и законы.
Высокая открытость цели: далеко идущая
«свобода» при договоре о терапевтических целях (в пределах этических, юридических или человеческих границ и по мере надобно- сти социокультурно признанные стандарты).
Фокус: реальная (жизненная или профессио- нальная) ситуация.
Имеющие смысл индикаторы и временное ограничение
Содержание или темы (при терапии: личные жизненные проблемы; при супервизии: про- фессиональные проблемы в работе с клиен- тами или профессиональные требования; при подготовке супервизоров: приобретение диагностически-терапевтической компетент- ности).
Курирующая/надзирающая обязанность или защита пациента («благополучие клиента») делает вторжение супервизора необходимым и легитимным. Несколько более узкое про- странство для целей супервизии (цели учеб- ные в плане ответственности супервизора в направлении «контроль за выполнением стандарта»).
Более высокая дидактико-образовательная доля, особенно при подготовке супервизоров.
Супервизия в определенных фазах или рабо- чих сферах представляет собой пролонгиро- ванное сопровождение.
Супервизор и супервизируемый имеют одну и ту же профессию (похожее поле деятель- ности; тот и другой являются экспертами в теории и практике психотерапии; один и тот же разделяемый обоими фон, но и с рисками в виде конкурентного мышления, соперниче- ства; отсутствие «наивности», например при парадоксальных интервенциях, коллектив- ных иллюзиях; проблемы с сохранением профессиональных супервизионных отноше- ний и т.д.).
«Эффект снежного кома» как идеальный образ: супервизор помогает посредством супервизии терапевту посредством терапии помогать его клиенту лучше ориентировать- ся в повседневной жизни

Психологическая супервизия
211
Т а б л и ц а 2
Варианты супервизии и родственных видов деятельности
Варианты супервизии
Родственные виды деятельности
Индивидуальная и групповая супервизия
Подготовка и практика супервизии
Супервизия случая
Командная супервизия
(коллегиальная версус экстерн)
Обучение терапии вообще Совершенствова- ние Презентация случая Консультация экс- пертов Постоянный коллегиальный обмен
(коллегиальная сеть)
Консультация в организации / Развитие
Самопознание / Саморефлексия организации
Консультация руководителей
(Rollencoaching)
Live-супервизия
Коллегиальная супервизия («интервизия»)
Автосупервизия
Обучающая супервизия
(подготовка обучающихся)
Супервизия супервизоров
Личная терапия
Тренинг медитации Сопровождение непро- фессиональных консультантов и групп само- помощи
Супервизия в сфере образования и повышения квалификации взрослых.
«Женская супервизия» (феминистические проекты, работа в женском доме).
Супервизия при решении диагностических задач.
Супервизия в ранней поддержке или лечебной педагогике.
Супервизия в общинной психологии.
Супервизия в общежитиях (im Heimbereich).
Супервизия в сфере высшей школы.
Супервизия в терапии с молодежью, в сфере занятости молодёжи и помо- щи молодёжи.
Супервизия с работающими в юстиции.
Супервизия в сфере детских садов/дневных стационаров.
Супервизия в детской терапии.
Супервизия в клиниках.
Супервизия с медсестрами и обслуживающим персоналом.
Супервизия с добровольными/непрофессиональными помощниками.
Супервизия учителей.
Супервизия в сфере священнослужения (im Pastoralbereich).
Супервизия социальных и/или альтернативных проектов.
Супервизия в психиатрии.
Супервизия в реабилитации или с инвалидами.
Супервизия в социальной работе и в подготовке социальных педагогов
(также «field instruction» – «полевая инструкция»).


Г.В. Залевский. Избранные труды
212
Супервизия школьных психологов и школьных консультантов.
Супервизия при определенных психических расстройствах (депрессии, расстройства пищевого поведения, психотические подростки и др.).
Супервизия при аддикциях.
Супервизия в управлении.
Супервизия в терапевтических коммунальных сообществах (Woh- ngemeinschaften).
Можно назвать, чтобы дать более полную картину, еще некоторые обла- сти ее применения, например супервизию с директорами школ, акушерами, при семейных программах, при терапии в армии, в полиции, в бюро путеше- ствий, в коммерческих структурах и т.д.
Контрольные вопросы
1. Каковы цели и функции супервизии?
2. Каковы возможные деструктивные функции супервизии?
3. Каковы возможны формы супервизии?
4. Каковы родственные супервизии виды профессиональной деятельности?
5. Каковы области применения супервизии?
Темы рефератов и курсовых работ
1. Супервизия в психологическом консультировании и психотерапии.
2. Супервизия в консультировании по телефону доверия.
3. Супервизия в образовании: сопровождение школьных психологов.
4. Психологическая супервизия для учителей начальных классов.
5. Психологическая супервизия в менеджменте (коучинг).
6. Психологическая супервизия в психотерапевтической практике.
7. Психологическая супервизия и синдром эмоционального выгорания.
8. Психологическая супервизия против профессиональной деформации.
Литература
Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Консультирование и психотера- пия: Сочетание методов, теории и практики. Новосибирск, 1987.
Залевский Г.В. Супервизия/супервизорство: проблемы и дефиниции (по ма- териалам зарубежных исследований). Сообщения 1–5 // Сибирский психологиче- ский журнал. 1998–2002. Вып. 7–9, 13–17.
Залевский Г.В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психо- логический журнал. 2008. № 30. С. 7–13.
Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Умняшкина С.В. Синдром эмоциональ- ного выгорания как проблема самоактуализации личности в сфере помогающих профессий // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14–15. С. 68–71.

Психологическая супервизия
213
Карвасарский Б.Д., Балинт М. Балинтовская группа. Балинтовское движе- ние. Супервизия. Супервизор // Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.
С. 52–58, 600–611.
Карицкий И.Н. Теоретико-методологический анализ психологической прак- тики // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: ИПРАН, 2007. С. 223–246.
Кириллов И.О. Супервизия в позитивной психотерапии : дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2002.
Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии.
СПб. : Речь, 2002.
Эйдемиллер Э.Г. (ред.) Баллинтовские группы и супервизия в подготовке спе- циалистов, работающих с людьми : учеб. пособие. СПб., 1998.
3. КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ СУПЕРВИЗИИ
3.1. К постановке проблемы
Моделью супервизии называется систематический образ действий
(метод), с помощью которого проводится супервизия. Знания о суще- ствующих моделях и умение в них работать являются основой обучения супервизии и супервизора.
Сегодня существует довольно много концепций и моделей супер- визии (супервизорства, супервидения); создается даже впечатление, что их столько же, сколько и супервизоров. В зарубежной специальной лите- ратуре имеют место попытки классифицировать этот «хаос» по разным основаниям (Bernard, Goodyear, 1992). Классификация су-первизорских моделей зависит обычно от предпочтений ее авторов.
Так, Г. Леддик и Л. Бордер (Leddic, Border, 1987) предлагают следу- ющую классификацию:
– развивающая модель;
– интегративная модель;
– специфически-ориентированная модель.
Висконсинский тренинговый проект по клинической супервизии
(1998) рассматривает:
– психодинамическую модель;
– модель развития умений;
– модель семейной терапии;
– модель развития.
Д. Шмельцер (Schmelzer, 1997), например, предлагает несколько упро- щенную, но, на наш взгляд, удобную для начальной ориентации классифи-


Г.В. Залевский. Избранные труды
214
кацию: «школьные» (в рамках психотерапевтических школ) модели; разви- вающие модели; функционально- и процесс-ориентированные модели.
3.2. Специфически-ориентированные, или «школьные», модели
К специфически-ориентированным, или «школьным», относят следу- ющие модели: психодинамическую (психоаналитическую); поведенче- скую; модель, сфокусированную на решении; роджерианскую и т.п. Спе- циалисты, работающие в одной из этих моделей, полагают, что лучшим видом супервизии будет тот, который ориентирован на анализ практики именно того вида терапии, который они используют.
Психоаналитическая модель. Модель формирования (супервизии) психоаналитического (психодинамического) психотерапевта создал отец психоанализа, у которого не было ни наставников, ни консультантов, ни курсов подготовки и повышения квалификации, кроме тех, которые про- водил он сам (З. Фрейд). В начале века теоретические семинары по пси- хоанализу с обсуждением клинических случаев проводило Психоанали- тическое общество в приемной Фрейда (Вена, Берг-штрассе, 19) один раз в неделю при небольшом числе участников: «Заседания проводились в соответствии с определенным ритуалом. Сначала один из членов обще- ства делал доклад. Потом подавали черный кофе с пирожными. На столе лежали сигары и сигареты, которые выкуривались в огромном количе- стве. После дружеского застолья начиналось обсуждение. Заключитель- ную речь всегда произносил сам Фрейд» (Gay, 1988. Р. 174). Таким обра- зом, в то время Фрейд был единственным наставником. Его «супервизор- ская деятельность», так мало освещенная в литературе, носила, в основ- ном, неформальный характер и не имела установленных границ. Его пер- вым супервизи-руемым оказался Макс Граф, музыковед, муж пациентки
Фрейда, которого Фрейд супервизировал по поводу лечения их сына.
Историю болезни «маленького Ганса» можно читать как описание первых корректирующих консультаций
2
(Якобс и др., 1997. С. 19).
2
Й. Вольпе и С. Рахман (Wolpe, Rachman, 1960) подвергли критической проверке этот «па- радный пример психоаналитической терапии у детей» с бихевиорально-теоретических по- зиций, указывая на отсутствие научной достоверной базы данных. Они пришли к выводу, что предположения и выводы Фрейда имеют сомнительную ценность, поскольку они: а) оставляют без внимания противоречивые высказывания и принимают только то, что согласуется с теоретическими построениями; б) информация от отца и сына во многих от- ношениях suspekt и, тем не менее, выдается за наблюдаемые факты; в) большинство выска зываний и утверждений ребенка следует оценивать как результат манипуляции и внушения