Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Балинтом и его женой Энид, была отработана новая активная технология обучения врачей ведению «трудных» больных. В первое время обсуждалось меди-

Психологическая супервизия
219
каментозное лечение, препараты, обычно назначаемые для терапии наиболее часто встречающихся заболеваний и казуистических (редко встречающихся) случаев. Затем обсуждение на этих врачебных семина- рах стало все чаще касаться характера взаимоотношений между врачом и пациентом и факторов, влияющих на это взаимодействие.
«Прежде больной должен был понимать врача. Теперь врач должен, прежде всего, понимать больного», – это высказывание М. Ба-линта ста- ло ориентиром в определении функций балинтовских групп, направлен- ных на помощь врачам, практикующим в общей медицине, на развитие у них внимательного отношения к профессиональным задачам и причинам врачебных неудач. Пересмотрев ориентиры в групповой работе, М. Ба- линт ввел в нее принцип селективного внимания и селективного игнори-
рования. Это помогло врачам, коллегам Балинта, перейти от мышления в
«рамках одной личности» к межличностной психологии, исследуя в каж- дом случае взаимоотношения врача и больного. Теперь они смогли ви- деть своих пациентов в новом свете, постепенно перестраиваясь с бо- лезнь-центрированного на пациент-центрированный подход. Это можно выразить формулой: «Душа и тело, конечно, различаются. Не смешивай их, но и не разделяй!» (Norell, 1922).
Одно из важнейших открытий, сделанных участниками первых ба- линтовских групп, – осознание того, что наиболее часто употребляемое и эффективное лекарство – сам врачующий. Это привело к новому пони- манию их собственных переживаний, они стали более чувствительны к эмоциональному состоянию пациентов, к их психологическим пробле- мам, лучше стали понимать их запросы.
Супруги Балинты активно пытались развить у врачей – участников сво- их семинаров – понимание сложного «языка» жалоб пациента, свидетель- ствующего не только о его соматическом неблагополучии, но и о наличии у него часто неявных конфликтов и проблем в общении, в частности со своим врачом, который далеко не всегда понимал и адекватно откликался на его страхи, опасения, надежды, ожидания, адресованные доктору. Чего греха таить, классика жесткого врачебного ориентира в рамках классиче- ской биомедицинской модели, определяющей отношения врач – пациент, выражается в классической форме: «Замолчите, я вас слушаю!».
По мнению супругов Балинтов, работа в таких группах могла стать впоследствии активной формой обучения и повышения компетентности врачей в сфере коммуникации врач – пациент, а также в других сферах социальной практики, обучения и тренинга.


Г.В. Залевский. Избранные труды
220
Как известно, сами авторы предлагаемой техники, позже получившей название «балинтовские группы», «балинтовское движение» (Эйдемил- лер, Карвасарский, 1998), длительное время считали психоанализ веду- щим методом профессиональной подготовки к работе с пациентами. Уча- стие врача в своих группах, семинарах М. Балинт рассматривал как аль- тернативу персональному психоанализу, который является очень дорого- стоящим методом, требует много временных, эмоциональных и физиче- ских затрат. Вначале Балинты стремились на семинарах исследовать ди- намику отношений врач – пациент, врач – группа, врач – руководитель группы исключительно с психоаналитических позиций, главным образом с привлечением понятий переноса – контрпереноса. М. Балинт подчерки- вал принципиальное отличие нового метода обучения врачей в балинтов- ских группах, где скрупулезно изучаются психологические особенности пациентов, что может иметь значение в образовании тех или иных симп- томов. При этом он почти не оперировал понятиями бессознательного в смысле Фрейда и не использовал его для интерпретаций символов.
И хотя те или иные следы психоаналитического подхода сохраняются в балинтовских группах и поныне, можно констатировать существенную динамику в системе их ведения по методу Балинтов. Отмечается также тенденция к «размыванию» или интегрированию балин-товских сессий с другими формами групповой работы в технологии проведения групп, предложенной М. Балинтом. Неизбежным следствием этого стала необ- ходимость четкого определения – «что такое балинтовская группа в ее классическом варианте и современном состоянии?».
В 1993 г. Британское Балинтовское общество издало рекомендации, определяющие характеристику классических балинтовских групп и ме- тоды их ведения. Эти рекомендации призваны помочь организации но- вых групп, повысить эффективность уже действующих, а также помочь тем группам, которые являются балинтовскими только по названию, либо найти себе новое наименование и избежать «конфузов», либо четко себе представлять, чем группа занимается на самом деле.
Эти рекомендации содержат существенные («фундаментальные») и желательные характеристики балинтовских групп, позволяющие им в случае соблюдения этих правил работать продуктивно.
Существенные характеристики классических балинтовских групп:
1) размер группы колеблется в пределах 6–12 человек;
2) руководитель группы должен иметь предварительную подготовку в ведении таких групп;


Психологическая супервизия
221 3) члены группы должны иметь практику в лечении, консультирова- нии, психокоррекции и т.д.;
4) работа группы основывается на представляемых случаях из прак- тики членов группы;
5) обсуждение сосредоточено на взаимоотношениях (коммуникациях) врач – пациент, психолог – клиент, сотрудник ОВД – гражданин и т.п.
При этом обсуждаются «материалы» только реального случая. Общие
(тем более теоретические) проблемы не обсуждаются;
6) записи представляемого случая не используются;
7) группа не предназначена для индивидуальной или групповой тера- пии. Не обсуждается сам докладчик. Получение положительного резуль- тата заключается в удержании в поле зрения контекста проблем пациента
(клиента), а не своих собственных. Специалист, предлагающий свой слу- чай на обсуждение (в дальнейшем будем называть его «заказчиком»), должен услышать не то, что группа думает о нем, а то, чем его рассказ и последующая дискуссия помогли всем другим;
8) стандартные правила работы в группе: конфиденциальность, ис- кренность, личная ответственность, уважение к мнению других членов.
Работа в «круге». Одинаковые кресла у всех участников;
9) цель работы группы – улучшить понимание проблем пациента
(клиента) и сложностей коммуникации с ним, но не поиск решений. Чле- ны группы поощряются к высказыванию предположений, гипотез, вер- сий. Вопросы разрешаются. Советы, указания, оценки, поучения не до- пускаются. Поскольку группа не занимается «поиском единственно вер- ного решения», поиском истины, в ней не может быть борьбы, подавле- ния чужих мнений, ожесточенных споров и т.д. Все точки зрения равно- правны и одинаково приемлемы, если высказаны корректно;
10) ведущий ответствен за ведение группы согласно этим правилам.
Прежде всего он обязан не допускать нарастания напряжения, обиды и т.д. Его основная задача – создание в группе безопасной атмосферы, сфо- кусированной на коммуникации, а не на решениях психологических про- блем членов группы.
Желательные характеристики классических балинтовских групп:
1) группа является постоянно действующей, регулярно проводящей свои сессии;
2) группа закрыта, насколько это возможно;
3) в группе есть руководитель, имеющий психологическую или пси- хотерапевтическую подготовку;

Г.В. Залевский. Избранные труды
222 4) если группа следует этим правилам, существенной становится роль ведущего. Если он отходит от важнейших правил, то группа очень легко может отклониться далеко в сторону от своих задач. Ее работа может быть полезной, даже приятной, но это будет не классическая балинтов- ская группа, а другая форма групповой работы
Международная Балинтовская Федерация выработала рекомендации
(в настоящее время это международный консенсус), касающиеся опреде- ления уровня квалификации ведущих балинтовских групп (Ру-дестам,
1993).
В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый чело- век «несет в себе» четыре «пространства» своей личности. «Арена» охва- тывает общие знания, те аспекты содержания своего «Я», о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, открытое для меня и для дру- гих). «Видимость» – это то, что мы знаем, а другие нет, например, тайный любовный роман или невыразимый страх, испытываемый перед автори- тетным лицом, а также то, о чем мы не имели возможности рассказать (хо- рошая оценка на экзамене), т.е. открытое для меня, но закрытое для других.
«Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например, запах изо рта или привычка перебивать говорящего на середине слова (закрытое для меня, но открытое для других). «Неизвестное» – это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные воз- можности развития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).
Целью балинтовских групп является повышение профессиональной и психологической компетентности посредством анализа межличностных отношений и взаимодействий специалистов коммуникативных профес- сий в трудных случаях их деятельности. Она конкретизируется в следу- ющих задачах:
– осознание искажений и «слепых пятен» в межличностном восприя- тии и восприятии себя, блокирующих продуктивные профессиональные отношения с людьми (пациентами, клиентами, начальниками, подчинен- ными, сотрудниками, гражданами) в контексте конкретного случая;
– расширение представлений о ходе общения и поведении участников группы в противовес их профессиональным установкам (операциональ- ным – стереотипам действий, операций; смысловым – устоявшимся взглядам, позициям, точкам зрения);
– развитие рефлексивной способности более адекватно и полно вос- принимать и оценивать себя, осознавать, что и для чего делаю; более глубоко понимать других людей и межличностные взаимодействия, вли-


Психологическая супервизия
223
яющие на эффективность результата в профессиональном межличност- ном общении;
– повышение сенситивности (чувствительности) к групповым процес- сам. В ходе тренинга члены группы включаются в новую для них сферу социального и профессионального опыта, благодаря которой они узнают, как их воспринимают другие члены группы, имеют возможность сравнить самооценку общения через представления других участников группы;
– взаимное обогащение участников группы эффективными психотех- нологиями при «проработке» и психологическом анализе конкретных трудных, проблемных, неудачных случаев их профессиональной дея- тельности и затруднительных ситуаций взаимодействия;
– формирование навыков коллегиальной психологической поддержки участников группы. Балинтовские группы формируются из специалистов, работающих в одной или (лучше) в разных организациях, подразделени- ях. Нежелательно включение в одну группу участников, связанных слу- жебно-иерархическими отношениями (начальник – подчиненный). Раз- личия же в возрасте и стаже работы не только не являются ограничения- ми, но напротив, могут внести существенный позитивный вклад. Пред- почтительно также, чтобы в балин-товской группе участвовали мужчины и женщины, увеличивая при этом многообразие аспектов восприятия си- туации.
Основные принципы работы балинтовских групп в целом аналогичны таковым тренинговой работы в группах.
Принцип «здесь и теперь» устанавливает, что вся работа строится на
«материале» их личного опыта. Выражение чувств, мыслей и отношений участников в процессе балинтовской сессии имеет смысл и значение лишь применительно к данному конкретному локальному простран- ственно-временному отрезку и не распространяется за его пределы. Каж- дый участник в соответствии с данным принципом может получить «об- ратную связь» (реакции, информацию) от других членов группы. Предо- ставляется также право реализовать присущие личности «заказчика» нормы и представления о процессе, участником которого он является.
Таким образом, реализуется возможность поиска и исправления ошибок в ситуации обучения и психологической поддержки группой «заказчика» трудной ситуации, случая.
Принцип принятия. В группе каждого принимают с той «психологи- ей», которая сложилась у человека в процессе его жизни и деятельности.
Но этот принцип предполагает, что специалист может узнать что-то но-

Г.В. Залевский. Избранные труды
224
вое, по-новому, с другой стороны посмотреть на обсуждаемую ситуацию, изменить свою точку зрения, отношение, поведение, а также обнаружить ресурсы его потенциальных возможностей (в том числе коммуникатив- ных и коммуникабельных).
Принцип персонификации высказываний требует от всех участников тренинга отказа на группе от безличных речевых форм высказываний, которые в повседневном общении зачастую помогают скрывать соб- ственную позицию или избегать прямого адресования информации в не- желательных случаях.
Принцип ассоциирования языка чувств. Его реализация в условиях ба- линтовской группы, во-первых, способствует более глубокому освоению каждым участником эмоциональной сферы общения, дает разносторон- нюю информацию об индивидуальных особенностях людей; во-вторых, позволяет избежать негативных оценочных суждений о личности «заказ- чика», находящегося на «горячем стуле». Поэтому информация обратной связи от группы не может направляться «заказчику» в виде отрицатель- ных назидательных порицаний и суждений: «Ты (Вы) плохой»; «Ты (Вы) поступил(и) неправильно» и т.п. Негативная оценка образа действий «за- казчика», выраженная языком чувственных образов, ассоциаций и мета- фор, является более опосредованной и лояльной.
Принцип этической конфиденциальности сводится, во-первых, к тре- бованию неразглашения содержания общения, развивающегося в ходе работы группы, а также фактов о конкретном поведении его участников за пределами группы. Соблюдение данного принципа способствует ста- новлению и укреплению доверительного общения в группе, а также предотвращает нанесение кому-либо из участников психологической травмы из-за разглашения содержания вне группы их доверительного общения. Во-вторых, принцип конфиденциальности предполагает, что по- зиция и мнение каждого участника суверенны. Поэтому одним из непре- менных условий работы балинтовской группы является право руководите- ля «остановить» обсуждение личностных особенностей «заказчика», тем более со стороны коллег, имеющих отношение к «случаю». Это обеспечит стимулирующий психологический «фон» доверия и безопасности.
Основным правилом формирования группы является добровольность участия специалистов, стремящихся к профессиональному и личностно- му росту и готовых к пересмотру стереотипов в своей работе, заинтере- сованных в получении квалифицированной обратной связи, групповой поддержке и коллегиальной взаимопомощи.


Психологическая супервизия
225
Поведенческо-терапевтическая супервизия. В соответствии с утверждением, что поведенческая терапия (ПТ) имеет длинное прошлое, но короткую историю (Krasner, 1982), для ПT-супервизии это особенно справедливо, исторический взгляд на последнюю появляется относитель- но поздно (Wolpe, 1972–1973; Zimmer, 1996).
Й. Вольпе был одним из первых поведенческих терапевтов, который с уже классическими супервизия-транскриптами обратился к профессио- нальной общественности (Wolpe, 1972–1973). В состоявшей из семи частей серии статей он постарался показать свой собственный способ осуществ- ления терапевтической подготовки и супер-визии. В рамках участия в кур- се поведенческой терапии в Темплском университете (Филадельфия) слу- шатели в процессе супервизии получили возможность обсуждения соб- ственных проблемных случаев. Каждый слушатель мог в течение 15–
20 минут представлять свой случай. Остальные слушатели могли прини- мать пассивное участие. При этом речь шла о таких, например, темах, как:
«Страх перед успехом», «Проблемы начинающего психотерапевта», «Про- блемы в случае клаустрофобии», «Планирование психотерапевтической интервенции», «Тренинг самоутверждения», «Ипохондрический страх»,
«Игнорирование истории жизни и другие базисные ошибки».
Отдельные исследователи считали необходимым в процессе су- первизии двигаться в сторону реальной практики: 1) пассивное наблюде- ние; 2) ролевая игра; 3) пассивное участие в сеансах (sitting-in);
4) этап непосредственного сопровождения на сеансе супервизора по- средством так называемой «Knopf-im-Ohr»-Prozedur («bug-in-the ear»);
5) обсуждение ауди- или видеоматериалов собственной терапии (Lev- in, Tilker, 1974). Наряду с техникой тренировались и интерперсональные умения (эмпатия, сенситивность, интерес к клиенту и т.д.).
Предлагается также подход на основе когнитивно-поведенческой пси- хотерапии (Schmidt, 1979; Mahoney, 1977), который ставит общий процесс над специфическими техниками. При этом главные цели су-первизии со- стоят в том, чтобы психотерапевты учились: а) работать относительно без страха; б) строить гипотезы о поведении клиента на основе наблюдений и вербальных сообщений и с) на этой основе подбирать эффективные техни- ки изменений. Он отличает супервизию для начинающих психотерапевтов, т.е. супервизию во время учебы, от супервизии в практике.
Супервизия в обучении: разъясняются определенные ролевые признаки
(включая общее и отличное между терапией и супервизией), пере- нос/контрперенос и «паралельный процесс» (при этом супервизия долж-