Файл: Перечень вопросов к зачёту по дисциплине Воздушная навигация и аоп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ по дисциплине «Воздушная навигация и АОП»

1. Форма и размеры Земли.

2. Основные географические точки, линии и круги на земном шаре.

3. Системы координат, применяемые в воздушной навигации

4. Масштаб карты. Виды масщтабов, их определения.

5. Основные виды картографических проекций. Разграфка и номенклатура карт.

6. Магнитное склонение. Причины возникновения.

7. Девиация магнитного компаса. Порядок учета.

8. Взаимозависимость курсовУК, ИК, МК, КК

9. Путевые углы и способы их определения.

11. Классификация высот полета по уровню начала полета.

12. Основные способы измерения высоты полета.

13. Погрешности барометрических высотомеров и их учет

14. Виды скоростей полета.

15.Погрешности измерения воздушной скорости и их учет.

16. Классификация ориентиров и их главные отличительные признаки

17. Правила и порядок ведения визуальной ориентировки.

18. Система счисления времени.

19. Время местное, поясное и всемирное скоординированное (UTC)

20. Общая характеристика и виды радиотехнических систем.

21.Основные радионавигационные элементы (курсовые углы и пеленги)

22.Горизонтальное эшелонирование ВС.

23. Вертикальное эшелонирование ВС.

24. Продольное эшелонирование ВС.

25. Расчет безопасной высоты круга полётов над аэродромом.

26. Расчет безопасной высоты района аэродрома.

27. Определение высоты перехода

28. Расчет безопасной высоты полёта ниже нижнего (безопасного) эшелона.

29. Расчёт нижнего безопасного эшелона полёта.

30. Расчёт высоты эшелона перехода района аэродрома

31. Действия экипажа в случае потери ориентировки.

32. Безопасность самолётовождения.

33. Основные причины потери ориентировки.

34. Система эшелонирования RVSM



Лист карты масштаба 1 : 500 000 имеет размеры 2° по широте и 3° по долготе. Номенклатура листа такой карты (пятикилометровки) состоит из номенклатуры листа миллионки и заглавной буквы русского алфавита, например N-37-Г.

Для карт мелких масштабов (1 : 2 000 000; 1 : 2 500 000 и 1 : 4 000 000) установлена своя номенклатура листов.


6. Магнитное склонение. Причины возникновения.


Элементами земного магнетизма являются: напряженность (Т), на­клонение (Θ) и склонение м).



В любой точке Земли напряженность магнитного поля Т можно разложить на горизонтальную Н и вертикальную Z составляющие. Последние определяются по формулам: Н = ТcosΘ; Z = ТsinΘ.

Напряженность Т на магнитном экваторе наименьшая, а на магнитных полюсах наибольшая. Вертикальная составляющая Z равна 0 на магнитном экваторе и максимальной величине на магнитных полюсах.

Горизонтальная составляющая Н является той силой, которая устанавливает магнитную стрелку в направлении магнитных сило­вых линий. На магнитном экваторе эта сила наибольшая, а на магнитных полюсах она равна нулю. Поэтому в полярных районах магнитные компасы работают неустойчиво (или исключает)

Магнитным наклонением Θ называется угол, на кото­рый магнитная стрелка наклоняется относительно плоскости гори­зонта. На магнитном экваторе наклонение равно 0, а на магнит­ных полюсах 90°.

Магнитное склонение м). Вследствие того, что магнитные полюсы Земли не совпадают с географическими, магнитная стрел­ка устанавливается не по истинному, а по магнитному меридиану (рис. 3.2).



Магнитным меридианом (См)называется линия, вдоль ко­торой устанавливается свободно подвешенная магнитная стрелка под действием земного магнетизма.

Маг­нитным склонениемМ) называется угол, заключенный между се­верным направлением истинного (географического) меридиана и северным направлением магнитного меридиана.

Магнит­ное склонение для различных пунктов Земли неодинаковое по вели­чине и знаку; оно всегда определяется и учитывается экипажем самолета при подготовке и выполнении полета.

Кривые линии, соединяющие точки на земной поверхности с одинаковым магнитным склонением, называются изогонами. Изогоны на­носятся также на полетные и бортовые карты.


7. Девиация магнитного компаса. Порядок учета.


Компасным меридианом называется линия, вдоль которой устанавливается магнитная стрелка компаса, находящегося на самолете. Компасный и магнитный меридианы не совпадают.

Девиацией компаса(Δк) называется угол, заключенный между северными направлениями магнитного и компасного меридианов. Девиация компаса отсчитывается по часовой стрелке (вправо) со знаком «+», против часовой стрелки (влево) со знаком «-».



Вариацией (Δ) называется угол, заключенный между северными направлениями истинного и компасного меридианов. Вариация отсчитывается по ходу часовой стрелки (вправо) со знаком «+», против часовой стрелки (влево) – со знаком «–». Вариация равна алгебраической сумме магнитного склонения и девиации компаса:

Δ = (±Δм) + (±Δк).

Девиация компаса вызывается действием на стрелку компаса магнитного поля самолета, создаваемого стальными и железными деталями самолета, и электромагнитного поля, возникающего при работе электро- и радиооборудования.

Девиация компаса является переменной величиной для каждого курса самолета и компаса.

На картушку магнитного компаса, установленного на самолете, действуют следующие поля:

  • магнитное поле Земли (оно стремится направить стрелку магнитного компаса по магнитному меридиану);

  • постоянное магнитное поле самолета;

  • переменное магнитное поле самолета;

  • электромагнитное поле, создаваемое работающим электро- и радиооборудованием самолета.

  • Постоянное магнитное поле самолета создается твердым самолетным железом.

Твердое железо – такие ферромагнитные массы самолета, которые длительно сохраняют магнитные свойства. Твердое железо рассматривают в магнитном отношении как постоянный магнит. Постоянное магнитное поле самолета сохраняет величину и направление относительно продольной оси самолета на любом курсе и вызывает полукруговую девиацию.

  • Переменное магнитное поле самолета создается мягким самолетным железом.

Мягкое железо – такие ферромагнитные массы самолета, которые имеют неустойчивую намагниченность. Они легко перемагничиваются при перемене курса самолета. Переменное магнитное поле самолета меняет свою величину и направление относительно продольной оси в зависимости от курса самолета и
вызывает четвертную девиацию.

Электромагнитное поле, создаваемое работающим электро- и радиооборудованием самолета, по характеру действия аналогично магнитному полю твердого железа.

Поэтому девиация, вызываемая электромагнитным полем, обычно рассматривается совместно с девиацией, вызываемой твердым железом.

Девиация называется полукруговой потому, что она два раза (через полукруг) приходит к нулю и два раза меняет свой знак при повороте самолета на 360°.



Вызвано действием магнитного поля твердого железа

Полукруговая девиация имеет следующие особенности:

  • при повороте самолета на 360° полукруговая девиация дважды достигает максимального значения и дважды становится равной нулю;

  • на противоположных курсах полукруговая девиация равна по величине, но противоположна по знаку;

  • полукруговая девиация составляет большую часть девиации компаса, и ее можно полностью компенсировать с помощью постоянных магнитов девиационного прибора.



Девиационный прибор

Девиация называется четвертной потому, что она при повороте самолета на 360° четыре раза (через четверть круга) становится равной нулю и четыре раза меняет свой знак.



Четвертная девиация: действие магнитного поля мягкого железа

Четвертная девиация имеет следующие свойства:

  • при повороте самолета на 360° четвертная девиация четыре раза достигает максимума и четыре раза становится равной нулю;

  • на противоположных курсах четвертная девиация равна по величине и по знаку;

  • четвертная девиация составляет меньшую часть девиации компаса.

Характер изменения этой девиации не позволяет устранять ее с помощью постоянных магнитов. Она списывается и заносится в график.




График остаточной девиации 

В современных компасах (ГИК-1) четвертная девиация компенсируется с помощью механического компенсатора.

П остоянная девиация вызывается мягким самолетным железом, расположенным вокруг компаса и намагниченным магнитным полем Земли. Железные детали, расположенные вокруг компаса, могут создать такое суммарное магнитное поле, которое не будет изменять своей величины и положения в пространстве при изменении курса самолета, т. е. массы мягкого железа могут образовать магнитное поле с устойчивой полярностью.



Девиационный пеленгатор предназначен для определения маг­нитных пеленгов ориентиров, фактического МК самолета и уста­новки последнего на заданный МК.