Файл: Курс лекций красноярск 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВАЛЕОЛОГИЯ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Красноярск
2007

2
УДК
Рецензенты:
К.К. Маркин, д.п.н., проф. Красноярского государственного педагогиче- ского университета имени В.П. Астафьева
В.Ю. Лебединский, д.м.н., проф. Иркутского государственного техниче- ского университета
Валеология. Курс лекций / сост. О.Н. Московченко, Т.А. Катцина, А.К.
Дашкова. – Красноярск, 2007. - 95 с.
Курс лекций представляет собой совокупность знаний об организме человека как
целостной системе, обеспечивающей нормальную его жизнедеятельность и трудовую
созидательную активность в любых жизненных ситуациях и различных условиях среды
обитания; способствует становлению субъекта, способного не только профессионально
творчески созидать, но и определять стратегию и тактику сохранения и приумножения
своего здоровья и здоровья, окружающих его людей, тем самым, увеличивая продолжи-
тельность жизни и улучшая ее качество.
Дидактическая компонента валеологического образования рассматривается как
процесс формирования здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, направ-
ленных на формирование жизненных приоритетов, культуры здоровья, образа жизни и
личности, обеспечивая индивидуальную траекторию обучения каждому студенту.
Рекомендовано к изданию
Редакционно-издательским советом университета
© СФУ (Политехнический институт), 2007

3
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ
Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокуп- ность знаний об организме человека как целостной системе, обеспечивающей нормальную его жизнедеятельность и трудовую созидательную активность в любых жизненных ситуациях и различных условиях среды обитания; способ- ствует становлению субъекта, способного не только профессионально твор- чески созидать, но и определять стратегию и тактику сохранения и приумно- жения своего здоровья и здоровья, окружающих его людей, тем самым, уве- личивая продолжительность жизни и улучшая ее качество.
Специфика валеологического образования.
Одной из основных задач в решении проблемы современного валеоло- гического образования является разработка инновационных образовательных технологий, направленных на формирование социально-значимых компетен- ций (компетентностей) по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни. В ходе целостной реализации учебной программы, формируются три вида компетенции:инструментальные, межличностные, системные.
Дидактическая компонента валеологического образования рассматри- вается как процесс формирования здоровьесберегающих и здоровьеразви- вающих технологий, направленных на формирование жизненных приорите- тов, культуры здоровья, образа жизни и личности, обеспечивая индивидуаль- ную траекторию обучения каждому студенту.
1. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения курса «Валеология»являетсяформирование культуры здоровья через здоровьесберегающие технологии выпускника высшей шко- лы, которая направлена на укрепление и формирование собственного здоро- вья и здорового образа жизни.
Задачи предмета:
• способствовать формированию у студентов мировоззрения материа- листической диалектики о материальном единстве мира, взаимозависимости и взаимообусловленности его образующих частей как целостной системы
(признаки системы целостность, объективность, упорядоченность, устойчи- вость, взаимодействие, самосовершенствование), что позволяет понять ос- новные закономерности, лежащие в основе жизнедеятельности организма че- ловека;
• углубить теоретические знания студентов в вопросах биологического развития организма, формирования личностных качеств, культуры питания и здоровья, рациональной двигательной активности, образа жизни;


4
• привить студентам практические навыки определения морфофунк- циональных показателей здоровья, а также научить студентов правильно оценивать происходящие изменения в организме в связи с различными вида- ми учебной, производственной деятельности и в процессе занятий спортом;
• вооружить студентов знаниями по основам охраны укрепления фи- зического и психического здоровья;
• овладеть системой традиционных и нетрадиционных средств оздо- ровления, приемами психофизиологического тренинга и саморегуляции, практическими умениями и навыками, обеспечивающими высокий уровень физического, психического здоровья, духовного самосовершенствования, системой здоровьесберегающих технологий, превентивными программами профилактики вредных привычек;
• сформировать мотивационно-ценностное отношение к установке на здоровый образ жизни и самостоятельное укрепление здоровья.
Роль и место валеологии в учебном процессе определяется тем, что в последнее десятилетие резко ухудшилось здоровье студентов, вместе с тем социально-производственная сфера в условиях рыночной экономики, предъ- являет к сотрудникам наравне с высокими профессиональными требования- ми и требования высокого уровня физического и психического здоровья.
Базовой основой дисциплины являются здоровьесберегающие принци- пы образовательного процесса, которые реализуются через интегральный подход, цель которого сформировать систему знаний, опираясь на смежные науки, об основных закономерностях диалектического мировоззрения, лежа- щего в основе жизнедеятельности организма человека, овладеть системой знаний направленных на формирование и укрепление здоровья. Наряду с теоретическими сведениями, предусматривается не только усвоение теорети- ческих знаний по предмету и овладение практическими навыками и умения- ми, но и оценка психофизиологического потенциала и различных состояний человека, что является своего рода «отправной точкой» мотивации к получе- нию знаний валеологической направленности, «фундаментом» генерации каждым обучаемым индивидуальной валеологической программы по здоро- вому образу жизни. Освоение новых технологий в образовательной среде на основе интеграции теории когнитивного и личностно-ориентированного обу- чения с целью формирования культуры инновационного мышления в вопро- сах сохранения индивидуального здоровья и повышения адаптивных воз- можностей организма. Хорошее здоровье выпускника высшей школы обес- печивает ему конкурентоспособность на рынке труда.
Квалификационные требования к выпускнику высшей школы по
предмету «Валеология»
Иметь представление о валеологии как учебно-научной дисципли-
не:
− о работе здорового организма как целостной системы;
− об основах индивидуального и популяционного здоровья;


5
− системном подходе к оценке физиологических, морфофункциональ- ных и психофизиологических особенностей индивидуального развития на разных этапах онтогенеза;
− о научных методах исследования различных функций и систем орга- низма;
− критериях донозологического состояния, профилактических и оздо- ровительных мероприятий по его коррекции;
− факторах, способствующих сохранению, формированию и укрепле- нию здоровья;
− о целостности личности, гармоничности физического и психического развития, духовного и нравственного здоровья;
− роли семьи в формировании здоровья ее членов, о взаимоотношении родителей с детьми.
Знать:
− историю, условия возникновения и современные тенденции нау- ки о здоровье человека;
− предмет, задачи и методы, связь валеологии с другими предмета- ми; анатомией, физиологией, гигиеной, психологией, экологией, биологией, медициной и социальными науками;
− закономерности анатомо-физиологического, психофизиологичес- кого и интеллектуального развития человека на разных этапах онтогенеза, факторы, способствующие личностному росту;
− критерии оценки различных систем организма;
− основы психофизиологической и социальной адаптации (вуз, се- мья, общество), индивидуальные особенности развития личности;
− основы межличностных отношений, методы определения типа поведения в конфликтных ситуациях, пути преодоления негативных эмоций и конфликтных ситуаций;
− меры безопасности и защиты человека в экстремальных и чрез- вычайных ситуациях природного, техногенного и социально-бытового про- исхождения;
− критерии индивидуальной физиологической нормы ЧСС, артери- ального давления в зависимости от возраста и половых различий;
− валеологические подходы к профилактике вредных привычек;
− валеологические подходы к методике развития двигательных ка- честв
− основы семейной гармонии здоровья.
Уметь:
− с помощью экспресс-диагностики определять функциональные особенности различных систем и резервных возможностей организма чело- века на разных этапах онтогенеза;
− с помощью тестов исследовать субъективную оценку образа жиз- ни, психомоторных процессов и осведомленность о вреде курения, алкоголя,

6
нарко-токсикомании, в связи, с чем определить индивидуальные методы от- каза от никотиновой и алкогольной зависимости;
− определить темперамент, индивидуальность и функциональную асимметрию мозга, типологические особенности личности, ее психические процессы и возможность своевременной индивидуальной коррекции;
− измерять в домашних условиях уровень физического развития, физического состояния, частоту пульса, дыхания, артериальное давление.
Овладеть:
− навыками доврачебной помощи в условиях быта и отдыха, само- и взаимопомощи при несчастных случаях природного и бытового происхож- дения;
− методами диагностики ЧСС, артериального давления, частоты дыхания;
− приемами саморегуляции и психофизиологического тренинга;
− техникой правильного дыхания;
− самодиагностикой сенсомоторного потенциала;
− комплексом корригирующих упражнений, выполняемых в до- машних условиях.
В ходе целостной реализации программы, формируются компетен-
ции:
Инструментальные (когнитивный стиль познавательных процес-
сов субъектом)
- анализировать и синтезировать знания об изменении организма на разных этапах онтогенеза и в связи с различием видов деятельности (учеб- ной, производственной, спортивной);
- иметь базовые знания о культуре здоровья и организме человека как целостной системе;
- умение критически анализировать и адаптировать традиционные и нетрадиционные средства оздоровления для улучшения качества и продол- жительности жизни;
- способность управлять здоровьесберегающими технологиями в про- цессе обучения и трудовой деятельности;
- извлекать и анализировать информацию различных источников о тра- диционных и нетрадиционных средствах оздоровления с помощью сайтов
Интернета;
- технологические навыки связаны с использованием диагностических приборов, компьютеров для определения уровня физического состояния и психофизиологических параметров;
- использовать информационные средства и здоровьесберегающие технологии для диагностики, контроля, прогноза индивидуального здоровья и его коррекции.
Межличностные
- усвоение ценностей норм поведения, направленных на социализацию личности и сотрудничество;


7
- способность самосовершенствования личности посредством улучше- ния адаптивных возможностей и межличностных отношений;
- овладение навыками коммуникативной культуры как необходимого условия достижения профессионального мастерства и успешной деятельно- сти бакалавра;
- способность прививать навыки культуры здоровья и здорового образа жизни в студенческой и производственной группе;
- овладеть основами межличностных отношений через методы опреде- ления типа поведения, путей преодоления негативных эмоций в конфликт- ных ситуациях.
Системные
- исследовательские навыки в вопросах диагностики различных со- стояний человека на различных этапах онтогенеза;
- способность определять стратегию и тактику сохранения и преумно- жения своего здоровья, здоровья семьи, окружающих людей;
- планировать и организовывать рациональную систему питания, оздо- ровления, закаливания организма, режима труда и отдыха;
- выполнять проекты создания скрининг диагностических программ;
- поддерживать производственную сферу посредством сохранения и приумножения здоровья сотрудников;
- способность к раскрытию индивидуально-психологических особенно- стей обуславливающих быстроту и лёгкость обучения по вопросам индиви- дуального здоровья и здорового образа жизни, позволяет совершенствовать личностные качества, способность к лидерству по вопросам здоровьесбере- жения;
- сформированные знания и умения способствуют самоутверждению, самообучению и самосовершенствованию личности в формировании культу- ры здоровья.
2.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Лекционные занятия
Тема 1. Введение в основы валеологии (2 часа)
1. Предпосылки возникновения и развития валеологии. Валеология как отрасль знаний, исследующая формирование, развитие, сохранение и укреп- ление индивидуального здоровья человека. Объект, предмет, цель и задачи валеологии, межпредметные связи. Компетентностный подход в инноваци- онном валеологическом образовании. Формирование культуры инновацион- ного мышления сохранения индивидуального здоровья. Стратегия валеоло- гического образования в создании здоровьесберегающего пространства.
2. Факторы, определяющие здоровье: окружающая среда, здравоохра- нение, наследственность, образ жизни.

8
Тема 2. Демографические процессы, характеризующие состояние
здоровья населения основы здоровья (2 часа)
1. Здоровье населения (общественное здоровье) – важный показатель и условие развития общества, качества жизни. Состояние здоровья населения характеризуют демографические процессы (рождаемость, смертность, мла- денческая смертность), уровень физического развития человека, заболевае- мость.
2. Демографические процессы. Рождаемость. Факторы, влияющие на рождаемость. Этнические аспекты рождаемости. Коэффициент рождаемости.
Смертность. Факторы, влияющие на смертность. Коэффициент смертности.
Смертность и средняя ожидаемая продолжительность жизни населения.
Средняя продолжительность жизни как один из трёх главных показателей уровня жизни в целом (наряду с показателями валового внутреннего продук- та на душу населения и уровня образования) согласно индексу человеческого развития в рамках «Программы развития ООН». Младенческая смертность как важнейший показатель уровня социального развития страны. Коэффици- ент младенческой смертности. Предпринимаемые ВОЗ и правительством РФ меры по снижению детской смертности. Современная демографическая си- туация в Российской Федерации.
Тема 3. Здоровье как комплексная категория и личностная цен-
ность (2 часа)
1. Понятие здоровья. Формулировка здоровья ВОЗ. Классификация
(виды) здоровья: индивидуальное, популяционное, психическое, социальное, физическое. Репродуктивное здоровье. Понятие и структура индивидуально- го здоровья. «Третье состояние». Понятие о факторах риска. Информирован- ность студентов о проблемах здоровья. Морфофункциональные особенности организма и опорно-двигательного аппарата. Современные подходы к оценке организма как единой биологической системе.
Личность и ее развитие. Психофизиологическая типология личности.
Межполушарная асимметрия.
2. Психологические аспекты здоровья.
Стресс как фактор, влияющий на здоровье человека. Определение по- нятия «стресс». Физиологические механизмы стресса. Классификация видов стресса: стресс, эустресс, дистресс, их значение для организма человека.
Причины возникновения стресса и дистресса: конфликтные ситуации, фруст- рация, информационные перегрузки, межличностные отношения. Эмоцио- нальное неблагополучие (невроз).
Защита и пути преодоления стресса: стратегия «отступления», форми- рование новой доминанты, дыхательная гимнастика, физические упражне- ния, методы релаксации, психофизиологическая и идеомоторная тренировки.


9
Тема 4. Адаптивные возможности функциональных систем орга-
низма в оценке индивидуального здоровья человека (4 часа)
1. Адаптация. Теоретический аспект проблемы адаптации. Физиологи- ческие механизмы адаптации. Гомеостаз. Дезадаптация. Адаптивные консти- туциональные типы человека. Типы адаптивной реакции на метеотропные влияния.
2. Сердечно-сосудистая система (ССС). Сердце и его функции. Гипер- тензия. Гипотония. Возрастные характеристики артериального давления и частоты сердечных сокращений. Факторы риска сердечно-сосудистых забо- леваний. Влияние гипокинезии и предельных физических нагрузок на функ- циональное состояние ССС.
Группы крови и их классификация. Взаимосвязь личностных особенно- стей человека и группы крови. Рацион питания в соответствии с группой крови. Группа крови и стресс-реакция.
3. Дыхательная система. Дыхательный аппарат. Лёгочные объёмы и жизненная ёмкость лёгких. Возрастные характеристики жизненной ёмкости лёгких и частоты дыхания. Функциональное состояние дыхательной систе- мы. Виды дыхания. Современные дыхательные методики. Регуляция дыха- ния при мышечной работе.
Тема 5. Здоровый образ жизни (2 часа)
1. Образ жизни и здоровье. Понятие об образе жизни, стиле жизни, факторах риска. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни
(ЗОЖ) как целенаправленное поведение человека, направленное на укрепле- ние здоровья и повышение резервных функций организма, способствующих качеству жизни и долголетию.
Факторы, обуславливающие ЗОЖ: движение, рациональное питание, положительные эмоции, отказ от вредных привычек. Физическое развитие и физическая активность как важнейшие составляющие ЗОЖ. Понятие о гипо- динамии и адекватной физической нагрузке. Модель мотивации здорового образа жизни.
Образ жизни как ведущий фактор, формирующий здоровье человека и его жизнедеятельность. Формирование культуры инновационного мышления к формированию ЗОЖ. Двигательная деятельность человека. Семейная гар- мония здоровья. Анатомо-физиологические особенности и формирование двигательного навыка на разных этапах онтогенеза.
2. Оказание доврачебной помощи при кровотечениях. Понятие о крово- течениях, их классификация, клинические признаки. Основы реаниматоло- гии. Понятие о реаниматологии. Способы искусственной вентиляции лёгких
(ИВЛ). Приёмы проведения закрытого массажа сердца. Оказание доврачеб- ной помощи при травмах. Понятие о травмах. Виды травматизма, классифи-