ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10
кация травм и профилактика. Оказание доврачебной помощи при отравлени- ях различной этиологии.
Тема 6. Основы рационального питания (3 часа)
1. Общее понятие о питании.
Пищевые вещества – нутриенты. Обмен, свойства и потребность в нут- риентах организма. Закономерности обмена веществ.
Пластические и энергетические ресурсы организма. Регуляторные про- цессы в организме (витамины и минеральные вещества). Балластные вещест- ва.
2. Рациональное сбалансированное питание. Принципы питания. Роль питания для восстановления энергетических затрат человека. Системы оздо- ровительного питания.
Тема 7. Биологические основы вредных привычек. Профилактика
вредных привычек (2 часа)
1. Современные представления о злоупотреблении алкоголем и алкого- лизме. Алкоголь. Химический состав спиртного. Воздействие алкоголя на ор- ганы и системы. Соматические и невралгические нарушения. Терапия алко- голизма.
2. Курение. Состав табачного дыма и его влияние на организм подрост- ка, мужчины, женщины. Курение и потомство. Пассивное курение.
3. Наркомания и токсикомания. Механизмы действия наркотических веществ и их фармакологические свойства. Невралгические и соматические нарушения при приеме наркотиков. Меры профилактики
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
1.1. Предпосылки возникновения и развития валеологии.
Наука «Валеология» со своим предметом, методологией и инсти- туциональной основой возникла на рубеже 20 столетия, когда уровень знаний об организме человека, как сложной саморегулирующей системе стал достаточно высоким. Создание аппаратно-программных комплек- сов и диагностических компьютерных систем позволяют оценить на до- нозологическом уровне состояние различных с систем организма, его адаптивные возможности и определить индивидуальное здоровье чело- века.
Вопросы здоровья существовали перед человечеством во все вре- мена. Уже в рабовладельческом обществе стали обобщаться знания о здоровье человека, создаваться оздоровительные системы.
11
Так, в Древнем Риме была создана система «Медицинского обес- печения в армии», создавались лечебные учреждения - валетудинарии, а затем больницы-приюты для бедных, где был установлен контроль над водоснабжением, качеством продаваемых пищевых продуктов.
В городах Российской империи появились народные врачи, обя- занностью которых было бесплатное лечение больных.
Реформаторская деятельность Петра I способствовала улучшению здоровья населения России. Была создана система медицинско- санитарного обеспечения армии, увеличилось число лечебных и аптеч- ных учреждений, организованы госпитали и гражданские больницы, положено начало подготовки отечественных медицинских кадров.
До нас дошли руководства и различные системы здоровья: китай- ские «Конг-фу», «Цигун», индийская «Аюр-веда», памятник средневе- ковой культуры «Чжуд-ши». В основе всех систем просматривается главная цель - не лечение болезней, а предупреждение с помощью об- раза жизни, питания, движения.
Вопросам формирования и сохранения здоровья посвящен «Канон врачебной науки» арабского ученого Ибн Сины (Avicenna), где указы- вается важность не лечения, а сохранения и укрепления здоровья, ре- зервных возможностей организма. Внимание к здоровью человека при- влекает не только медиков, философов, но и выдающихся ученых.
М.В. Ломоносов в работе «О сохранении и размножении россий- ского народа» представил социально-экономическую программу, в ко- торой параллельно с улучшением быта народа предусматривал распро- странение культуры научных и медицинских знаний.
В работах академиков В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского зало- жены базовые знания о природе живого вещества, о преобразовании биосферы в ноосферу - сферу разума.
Эволюция связана с накоплением свободной энергии у человека. «При эволюции видов выживают те организмы, которые своей жизнью увеличива- ют биогенную геохимическую энергию» - таков биогеохимический принцип
Вернадского.
По мнению генетика Н.П. Дубинина, если рассматривать здоровье с по- зиции социально-биологической сущности человека, то появляются новые подходы к исследованию здоровья, которые отличаются от подходов приня- тых в традиционной медицине.
Академик-кардиохирург Н.М. Амосов для сохранения здоровья призывает использовать естественные силы природы и соблюдать здо- ровый образ жизни, где предпочтение должно отдаваться максимальной двигательной активности.
12
Одним из условий возникновения валеологии явился интерес че- ловека к самому себе, к своему здоровью на фоне резкого снижения здоровья и сокращения продолжительности жизни.
Именно эти вопросы призвана решать сравнительно молодая наука
«Валеология». Термин был предложен Российским ученым Израилем
Ицковичем Брехманом в 1987 году.
Ведущую роль в развитии валеологии сыграли отечественные уче- ные Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, Н.М. Амосов, А.С. Батуев, И.И.
Брехман, Э.Н. Вайнер, В.Б. Войнов, А.П. Исаев, Э.М. Казин, В.П. Ка- значеев, Г.А. Кураев, Ю.А. Лебедев, Ю.Н.Лисицин, В.А. Лищук,
О.Н.Московченко,Л.Г. Татарникова, Е.И. Торохова, А.Г. Щедрина и др.
1.2.
Валеология как отрасль знаний
Валеология как отрасль знаний исследует формирование, развитие, со- хранение и укрепление индивидуального здоровья человека.
На современном этапе социально-экономического развития России резко возрастают актуальность, научная и практическая значимость разра- ботки различных аспектов исследования человека. Главным фактором пол- ноценной человеческой жизни является здоровье, а ведущей задачей системы жизнеобеспечения – создание условий для сохранения здоровья каждой от- дельной личности. Эти задачи и призвана решать наука валеология.
Валеология (лат. valeo
− «здравствовать», «быть здоровым»; logos − наука) – интегрирует знания различных наук о целостности организма, кото- рый рассматривается как система, основанная на принципах самоадаптации, самоорганизации, саморегуляции и самоуправления, что позволяет организ- му поддерживать тот или иной уровень жизнедеятельности.
Термин «Валеология» - наука о здоровье ввёл И.И. Брехман в 1986 го- ду. Многие авторы данному термину давали своё определение.
Валеология – наука о закономерностях проявления, механизмах и спо- собах поддержания и укрепления здоровья» (В.П. Куликов, 1989).
Валеология – междисциплинарное научное направление о причинах здоровья, средствах и способах формирования здоровья, в основу её положе- ны знания о здоровом человеке (В.П. Казначеев, 1996).
Валеология – наука о проявлениях здоровья, закономерностях и меха- низмах его формирования, сохранения и укрепления. (Е.И. Торохова, 2002)
Валеология – интегральная наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающая уровень здоровья индивида и его адап- тивные возможности в конкретных условиях жизнедеятельности, направлен- ная на воспитание и привитие навыков культуры здоровья (О.Н. Московчен- ко, 2000).
Валеология – наука о механизмах формирования, развития и сохране- ния психофизиологического здоровья индивида в онтогенезе. В практиче-
13
ском отношении представляет направление образовательной и научной дея- тельности, ставящее целью формирование культуры здоровья (Г.А. Кураев,
2003)
Несмотря на многообразие определений, все они сводятся к тому, что в основе науки лежит индивидуальное здоровье человека
Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокуп- ность знаний об организме человека как целостной системе, обеспечивающей нормальную его жизнедеятельность, созидательную активность. Овладев, знаниями и приобретя навыки здоровьесберегающих технологий, выпускник высшей школы должен уметь сам определить стратегию и тактику сохране- ния и приумножения своего здоровья и здоровья, окружающих его людей, тем самым, увеличивая продолжительность жизни и улучшая её качество.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье челове- ка и его резервы, их оценка, развитие и укрепление функциональных воз- можностей организма.
Объектом валеологии естественно является студент, а также разные социально-демографические группы населения и спортсмены.
Цель – формирование культуры здоровья через здоровьесберегающие технологии в высшей школе.
Основные задачи предмета:
• углубить теоретические знания студентов в вопросах биологического развития организма, формирования личностных качеств, культуры питания и здоровья, рациональной двигательной активности, образа жизни;
• привить практические навыки диагностики и оценки различных адаптивных состояний организма, овладеть системой традиционных и нетра- диционных средств оздоровления, приемами психофизиологического тре- нинга и саморегуляции, практическими умениями и навыками, обеспечи- вающими высокий уровень физического, психического здоровья, духовного самосовершенствования, системой здоровьесберегающих технологий, пре- вентивными программами профилактики вредных привычек;
• сформировать мотивационно-ценностное отношение к установке на здоровый образ жизни и самостоятельное укрепление здоровья.
Валеология как отрасль знаний, исследует формирование, развитие, сохранение и укрепление индивидуального здоровья человека, поэтому в системе ВУЗа имеет особую значимость, так как является своеобразным по- лигоном для научных исследований.
В области гуманитарного образования: изучение социальных, биофи- зических и экономических аспектов здоровья и здорового образа жизни, ис- следование биофизических и кибернетических закономерностей процессов, протекающих в биологических системах.
В сфере технического образования: создание инструментально- диагностической портативной аппаратуры и аппаратно-программного ком- плекса для измерения параметров и механизмов вегетативного обеспечения сердечно-сосудистой системы, системы внешнего дыхания и адаптационного статуса, применение математического аппарата и аппаратно-программных
14
комплексов, компьютерных диагностических систем для оценки критериев индивидуального здоровья и психофизиологических параметров человека.
Результаты этих исследований могут стать составной частью курсового и ди- пломного проектирования, регистрацией программ в РОСПАТЕНТе.
Межпредметные связи.
Исходя из того, что предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека, курс «Валеология» связан со знаниями из области психо- логии, педагогики, психофизиологии, концепций современного естествозна- ния, экологии, основ безопасности жизнедеятельности, физического воспи- тания.
Компетентностый подход в валеологическом образовании
Реформирование высшего образования связано с глобальными переме- нами в сфере образования, которые обусловлены вступлением России в Бо- лонский процесс. Болонские реформы носят целостный характер в рамках масштабного инновационного процесса в высшем образовании. В этом кон- тексте понятие компетенций и навыков включает знание и понимание, уме- ние применять полученные знания на практике. Одной из основных задач в решении проблемы современного валеологического образования является разработка инновационных образовательных и здоровьесберегающих техно- логий, направленных на формирование социально-значимых компетенций
(компетентностей) по вопросам культуры здоровья и здорового образа жиз- ни. В ходе целостной реализации учебной программы, ставится задача сфор- мировать три вида компетенций:инструментальные, межличностные, сис- темные. Совокупность данных компетенций приобретает особую значимость для человека, так как обеспечивает социально значимые параметры личности в сохранении своего здоровья, сознательном выборе траектории саморазви- тия, осознать ценности двигательной активности и здорового образа жизни, обеспечивающие выполнение профессиональной деятельности.
1.3. Стратегия валеологического образования в создании здоровь-
есберегающего пространства.
Понятие Здоровьесберегающие технологии – это совокупность науч- ных знаний, средств, методов и приёмов, позволяющих оценить адаптивные и психофизиологические параметры здоровья индивида, осуществить их кор- рекцию с целью перевода организма на новый уровень функционирования для сохранения и укрепления творческого потенциала, повышения уровня работоспособности и социальной активности.
Здоровьесберегающие технологии в валеолгическом образовании на- правлены на мотивированную деятельность студентов по личностному само- развитию своего «Я» в вопросах сохранения и укрепления здоровья, совер- шенствования творческого потенциала, повышения уровня работоспособно- сти и социальной активности. Мотивированная деятельность осуществляется посредством выбора принципов обучения.