Файл: Курс лекций красноярск 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90 1. значительно, хоть и кратковременно, возрастает свертываемость крови, что ведет к возникновению тромбов в коронарных сосудах, а так же закупориваются капилляры, затем они лопаются, именно это придает алкого- лику эффект «красного носа».
2. алкоголь разрушает клетки мозга, т.к. они не получают достаточ- ное количество кислорода из крови.
3. этиловый спирт оказывает общетоксическое действие, нарушая состояние мембран. Сивушные масла вызывают галлюциногенные воздейст- вия. Это яд для любой живой клетки, у них отнимается кислород и вода, и они сморщиваются, а затем погибают.
4. во время приема алкоголя кровеносные сосуды сначала расши- ряются, а затем резко сужаются, увеличивая артериальное давление, это при- водит к гипертонической болезни.
5. алкоголь разрушает печень. Она активно поглощает любые веще- ства, если их концентрация превышает норму.
Механизмы развития алкогольной зависимости до настоящего времени полностью не расшифрована. Ранее предполагалось, что формирование зави- симости связано с изменением соотношений химических веществ в мозге и считалось, что основная причина возникновения абстинентного синдрома – снижение уровня серотонина и морфиноподобных веществ.
Однако данная теория полностью не подтвердилась. С внедрением в практику фармакологических препаратов, нормализующих содержание в тканях мозга серотонина, дофамина, эндорфинов и рецепторов к ним, про- блема лечения алкоголизма должна была бы быть решена, но частота реци- дивов заболевания остается высокой. Возможно, кроме изменений химизма мозга происходят перестройки его электрической активности и морфологии.
В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы:
1. Социальные факторы: культурный и материальный уровень жиз- ни, стрессы информационные перегрузки, урбанизация.
2. Биологические: наследственная предрасположенность.
3. Психологические: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.
Прием алкоголя приводит к нарушению нормальной сбалансированной деятельности различных систем организма. Иными словами, прием алкоголя, воздействуя на нервную систему и нарушая ее функции, вызывает настоя- щую цепную реакцию, изменения в других системах организма. Так, прием алкоголя через центральную нервную систему стимулирует секрецию желу- дочного сока. Однако выделяемый при этом сок содержит значительно меньше, чем в норме, пищеварительных ферментов, его пищеварительная способность снижена. Воздействуя на глубокие структуры мозга (подкорко- вые центры), алкоголь вызывает поражение сосудодвигательного центра, ре- гулирующего, в частности, тонус сосудов кожи. Расширение этих сосудов после приема алкоголя субъективно воспринимается как ощущение тепла.
Отсюда и широко бытующее заблуждение о согревающем действии алкого-


91
ля. На самом деле, расширение кожных сосудов приводит к повышенной те- плоотдаче. Чем сильнее опьянение и, следовательно, токсический эффект ал- коголя в отношении сосудодвигательного центра, тем выше теплоотдача и тем быстрее понижается температура тела. Это расхождение между субъек- тивным восприятием ощущения тепла у выпившего человека и объективно происходящей теплоотдачей при низкой температуре может привести к за- мерзанию пьяного.
Алкоголь быстро всасывается в кровь и вследствие этого его действие распространяется на все органы. Поступление алкоголя в те или иные органы и ткани тем больше, чем обильнее их кровеносная сеть. В первую очередь и в наибольшей степени алкоголь воздействует на головной мозг. Кровоснабже- ние головного мозга в 16 раз лучше, например, кровоснабжения конечностей.
К тому же концентрация алкоголя в мозговой ткани выше и держится доль- ше, чем в крови, а выделение алкоголя из мозга и спинномозговой жидкости, омывающей головной и спинной мозг, отстает от выделения алкоголя други- ми органами и тканями.
Как известно, алкоголь, поступая в организм, подвергается в нем окис- лению до конечных продуктов - воды и углекислого газа. В неизменном виде алкоголь выделяется при дыхании, со слюной и в основном через почки.
Фильтруясь из крови через почечные канальцы, алкоголь не только раздра- жает их, вместе с ним выделяются многие ценные и необходимые для нор- мальной жизнедеятельности организма вещества. В частности, нарушается содержание в крови калия, натрия, кальция, магния. Каждый из этих элек- тролитов выполняет ту или иную важную для организма функцию. Так, не- достаток магния может привести к раздражительности, дрожанию рук, тела, судорогам, повышению артериального давления; избыток натрия обусловли- вает задержку и накопление в организме жидкости. В норме электролитный состав крови сбалансирован, и изменение содержания в крови одного из эле- ментов вызывает повышение или понижение содержания других.
Употребление спиртных напитков, тем более злоупотребление ими, че- рез центральную нервную систему вызывает нарушения различных видов обмена: белкового, углеводного, жирового, витаминного не только на уровне систем и органов, но и на клеточном и молекулярном уровне. Регулярный прием спиртных напитков ведет к нарушению белкового обмена, что в свою очередь способствует изменению активности дыхательных ферментов пече- ни, тесно связано с состоянием коры надпочечников и функционированием такой сложной системы, как гипоталамус – гипофиз (подкорковые структуры мозга) – надпочечники.
Нарушение тканевого дыхания клеток печени сопровождается наруше- нием углеводного обмена и угнетением ферментов, регулирующих окисли- тельно-восстановительные процессы. Это ведет к изменениям ферментатив- ной системы сыворотки крови и иммунологических реакций, обеспечиваю- щих защитные свойства человеческого организма.
Из всего вышесказанного видно насколько разнообразное и разносто- роннее действие оказывает алкоголь на организм человека. Воздействуя в


92
первую очередь на ЦНС, алкоголь путем изменения ее регуляторных функ- ций, так или иначе, влияет на все виды обмена, органы и ткани. Изменения, происходящие в них по принципу обратной связи, опосредованно усугубля- ют первоначальные изменения в нервной ткани, обусловленные приемом спиртных напитков.
Таким образом, систематическое употребление алкоголя ведет к изме- нению защитных сил организма, что проявляется нарушением и неспецифи- ческой его резистентности и иммунной реактивности. В первом случае сни- жаются фагоцитоз, бактерицидная активность сыворотки и т.д. Во втором - нарушения проявляются снижением количества Т - лимфоцитов. Основными факторами, определяющими степень поражения иммунитета, являются про- должительность систематического употребления спиртных напитков, коли- чество употребленного алкоголя и выраженность поражения печени.
Изменения системы дыхания связаны с двумя основными моментами.
Первое – это способность легких выделять в неизменном виде, как сам эта- нол, так и его метаболит – ацетальдегид. Второе – это повышенная вероят- ность аспирации различных количеств пищи. Этанол и ацетальдегид, выде- ляясь в альвеолы, оказывают на клетки легочной ткани токсическое действие.
Повреждающее действие оказывается и на стенки воздухоносных путей – бронхи и трахею. Указанные изменения проявляются в нарушении функций дыхания, которое составляют снижение жизненной емкости и максимальной вентиляции легких, уменьшение длительности задержки дыхания на вдохе и выдохе. Указанные изменения становятся благоприятным фоном для разви- тия инфекционных воспалительных процессов. Нарушение в пищеводе, акта глотания и возникновение желудочно-пищеводных рефлексов и рвоты при- водят к аспирации пищи, которая является источником инфекции во многих случаях возникновения пневмоний у злоупотребляющих, алкоголем. Другой важной причиной развития пневмонии при алкогольной болезни является иммунодепрессивное действие алкоголя и его метаболитов. Тяжелое течение, свойственное пневмонии, нередко приводит к летальному исходу.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Литература
1.
Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджа- нян. – М.: ФиС, 1983. – 175 с.
2.
Айзман, Р. И. Педагогическая и медицинская валеология – цели задачи / Р. И. Айзман // Валеология. – 1997. № 2. С. 23-27.
3.
Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет иссле- дования / Г. Л. Апанасенко // Валеология. – 1997. № 4. С. 44-46.
4.
Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л.
А. Попова // Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.
5.
Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. – М.:
Мир, 1997. – 368 с.

93 6.
Билич Г. Л. Основы валеологии / Г. Л. Билич, Л. В. Назарова. –
СПб: Водолей, 1998. – 560 с.
7.
Богоявленский В. Ф. Диагностика и доврачебная помощь при не- отложных состояниях. – 2-е изд., испр. и доп. / В. Ф. Богоявленский. – СПб:
Гиппократ, 1995. – 480 с.
8.
Бородовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов // Н.В. Боро- довская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2004. – 300 с.
9.
Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. –
М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
10. Буянов В. М. Первая медицинская помощь: Учебник. : 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1994. – 192 с.
11. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – М.:
Флинта: Наука, 2002. – 416 с.
12. Валеология человека: здоровье – любовь – красота: В 5 т. – СПб.:
Петроградский и К
0
, 1996. Т.1. – 304 с.
13. Введение в проблемы общей и прикладной валеологии / Под ред.
Э.М. Казина. – Кемерово, 1999. – 216 с.
14. Вернадский, В.И. Биосфера / В.И. Вернадский. – М., 1967. – 450 с.
15. Гаркави Л. Х. Антистрессорные реакции и активационная тера- пия / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. – М.: Имедрис., 1998. – 655 с.
16. Дартау, Л. А. Технология и компьютерная система «ВАЛЕО-
МГТУ» как основа валеологического сопровождения процесса обучения в техническом университете / Л. А. Дартау, Г. И. Семикин. (Препринт / Инсти- тут проблем управления). – М., 2001. – 66 с.
17. Демина, Т.А. Экология, природопользование, охрана окружаю- щей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. испр. и доп. / Т.А. Демина. – М.: Аспект Пресс, 1995.
– 143 с.
18. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дуб- ровский. – М.: RETORIKA: Флинта, 1999. – 560 с.
19. Дунаевский В. В. Наркомании и токсикомании / В. В. Дунаев- ский, В. Д. Стяжкин. – Л.: Медицина, 1990. – 208 с.
20. Казин Э. М. Введение в проблемы общей и прикладной валеоло- гии / Э. М. Казин. – Кемерово, 1999. – 216 с.
21.
Казин, Э.М. Центры содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений / Э.М. Казин,
Г.А. Кураев, Т.С. Панина, А.И. Фёдоров. – Новокузнецк, 2000. – 256 с.
22. Казначеев В. П. Валеология в прошлом, настоящем и будущем /
В. П. Казначеев, Н. А. Склянова, В. В. Иванов // Валеология. – 1998. №3. – С.
5-9.
23.
Казначеев, В. П. Введение в проблему общей валеологии /
В. П. Казначеев // Валеология. – 1996. № 4. С. 70-106.


94 24. Коллектив.
Личность.
Общение:
Словарь социально- психологических понятий / Под. ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семеновой. – Л.:
Лениздат, 1987. – 144 с.
25. Кураев Г. А. Валеологическая система сохранения здоровья насе- ления России / Г. А. Кураев, С. К. Сергеев, Ю. В. Шленов // Валеология. –
1996. №1. – С.7-17.
26. Кураев, Г.А. Предмет, задачи и методы валеологии // Валеология
– 1999. – № 3. – С.9-15.
27. Кураев, Г.А. Программа здоровье и образование / Г.А. Кураев //
Проект Мин. Образования. – М., 2003.
28. Лисицин Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лиси- цин. – М. 1982. – 40 с.
29. Ломоносов, М.В. Избранные филосовские произведения/ М.В.
Ломоносов. – М., 1950. – С. 26.
30. Маляренко, Т.Н. Валеологические аспекты вузовского образова- ния / Т.Н. Маляренко // Валеология. – 1996. – № 1. – С.18-27.
31. Марков В. В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней: Учеб. По- собие, 2002 – 320 с.
32. Основы валеологии: Учебное пособие / Сост. С. Б. Нарзулаев, В.
И. Слободский, В. К. Жуков, В. Ф. Пешков, Л. В. Капилевич и др. – Томск:
Изд-во Том. ун-та, 1999. – 269 с.
33. Петухов, С.И. Педагогические аспекты валеологического образо- вания /С.И. Петухов, Д.В. Кочадзе // Материалы науч. практ. конф. «Подго- товка современного специалиста в соответствии с государственным образо- вательным стандартом». – Новокузнецк, 1996.
34. Реймерс, Н.Ф. Азбука природы / Н.Ф. Реймерс. – М.: «Знание»,
1980. – 208 с.
35. Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медпо- мощь: Учеб. Пособие / И. И. Семенова И. И. – М.: Соковня, 2002. – 208 с.
36. Судаков К. В. Основы физиологии функциональных систем / К.
В. Судаков. – М.: Медицина, 1983. – 272 с.
37. Тель Л. З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровле- нии: В 3 т. / Л.З. Тель. – М.: ООО «Издательство АСТ», «Астрель», 2001.
38. Торохова, Е.И. Валеология: Словарь-справочник / Е.И. Торохова.
– М.: Флинта: Наука, 2002. – 344 с.: ил.
39. Физиологические основы здоровья / Под ред.: заслуженного дея- теля науки РФ, докт.б.н., проф. Р. И. Айзмана, докт.мед.н., проф. А. Я. Тер- нера. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001. – 524 с.
40. Физическая культура студентов: Учебник / Под ред. В.И. Ильи- нича. – М.: Гардарики, 1999. – 488 с.
41. Чижевский, А.Л. Земное эхо солнечных бурь / А.Л. Чижевский. –
М.: «Мысль», 1973. – 347 с.
42. Интернет-сайты по демографии и валеологии: http://demography. narod. ru
(ддемографический сайт Б.П. Денисова)

95
http://dmo. еcon. msu. ru
(«Демография России и Российской Империи»
- сайт Центра по изучению проблем народонаселения экономического фа- культета МГУ им. М.В. Ломоносова) http://www.demoscope. ru
(демографический еженедельник Центра де- мографии и экологии человека РАН «Демоскоп Weekly») http://www.gks. ru
(официальный сайт Госкомстата РФ) http://www.valtolog.com http://www.valeology.univer.kharkov.ua http://www.rotary.ru/art/ valeolog/ http://www.umj.com.ua http://www.valeo.edu.ru