ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
Принцип (от лат. principium – основа, первоначально) – основное тре- бование к деятельности, поведению. Выбор методов и средств обучения оп- ределяется принципами, которые приобретают особую значимость в процес- се вузовского образования. Здоровьесберегающие принципы обучения по- зволяют оптимизировать педагогический процесс, но для этого должна быть применена диагностика.
В рамках данного курса диагностика предполагает получение с помо- щью определённых методик информации о сформированности учебно- познавательных умений, свойств мышления и памяти, типов темперамента и межполушарной асимметрии. Полученная в результате диагностики инфор- мация об уровне физического состояния, адаптивных возможностях организ- ма, о психофизиологическом и психоэмоциональном потенциале, в совокуп- ности с приобретёнными теоретическими и практическими навыками пред- полагает изменить отношение студента к себе, своему будущему «Я». Так как в результате полученных результатов, анализируются положительные и отрицательные данные, которые мотивируют к поиску путей совершенство- вания своих личностных характеристик.
Здоровьесберегающие принципы обучения
Принцип направленности обучения. Заключается в том, что привитие навыков культуры здоровья обусловлены потребностями общества во все- сторонне и гармонически развитой личности. Только образованная, физиче- ски и гармонически развитая личность может успешно конкурировать на рынке труда. Данный принцип повышает роль и значение целеполагания в учебном процессе, делает обучение будущих специалистов более познава- тельным.
Принцип креативности. Заключается в сознательном приобщении че- ловека к культуре здоровья, здоровому образу жизни, проявлении творческо- го подхода к сохранению и укреплению здоровья средствами физической культуры.
Принцип креативности опирается на потребностно- мотивационную сферу личности и непрерывность освоения новых оздорови- тельных технологий.
Принцип индивидуальности. Заключается в том, что формирование ин- дивидуальных потребностей личности по вопросам сохранения и укрепления здоровья средствами оздоровительной тренировки осуществляются в соот- ветствии с полом, возрастом, степенью подготовленности и уровнем функ- ционального состояния организма. Арсенал тренировочных средств подбира- ется таким образом, что позволяет индивиду полностью использовать свои потенциальные возможности, используя при этом принцип единства общей и специальной подготовки.
Принцип единства общей и специальной подготовки. Несмотря на то, что путь к физическому совершенству лежит через наращивание объёма тре- нировочных средств, направленных на повышение специальной подготов- ленности, специальная подготовка осуществляется только на базе всесторон-
16
ней физической подготовленности, которая обеспечивает выполнение специ- альных упражнений на хорошем техническом уровне, с большим (без ущерба для здоровья) объёмом суммарной нагрузки с высокой интенсивностью.
Интегративный принцип – направлен на гармоничное развитие лично- сти, опирается на всесторонность физической подготовленности, развитие когнитивных, психических, психомоторных функций и физических способ- ностей. Он интегрирует все принципы оздоровительной направленности. Ка- ждый из них акцентирует внимание на усиление отдельных сторон и законо- мерностей одного и того же процесса – процесса формирования стиля жизни, физического совершенства и внутреннего убеждения человека на социаль- ную значимость как необходимого условия его жизнеспособности и качества жизни.
Принцип научности –является важнейшим принципом формирования инновационного мышления. Студент приобретает исследовательские навыки в вопросах диагностики различных состояний человека на различных этапах онтогенеза. Его научно-поисковая деятельность заключается в разработке, создании компьютерных диагностических программ, предназначенных для оценки, контроля, прогноза и коррекции индивидуального здоровья человека.
С этой целью он использует порталы и сайты по профилю, обучается созда- нию мультимедийного конспекта.
Принцип связи обучения с жизненной практикой. Этот принцип пред- полагает тесную связь обучения с приобретением практических навыков.
Студент с помощью приобретенных знаний и практических навыков спосо- бен исследовать субъективную оценку образа жизни, психомоторных про- цессов, получить осведомленность о вреде курения, алкоголя, нарко- токсикомании, определить индивидуальные методы отказа от никотиновой и алкогольной зависимости; измерить в домашних условиях уровень физиче- ского развития, физического состояния, частоту пульса, дыхания, артериаль- ное давление. При необходимости применить навыки доврачебной помощи в условиях быта и отдыха, само- и взаимопомощи при несчастных случаях природного и бытового происхождения.
Принцип систематичности и последовательности опирается на то, что знания, умения и навыки должны формироваться в системе, но в оп- ределённом порядке с установлением логических связей. Содержание изу- чаемой темы опирается на предыдущий материал и в тоже время подготавли- вает аудиторию к изучению нового материала.
Здоровьесберегающие принципы обучения и воспитания направлены на повышение резервных возможностей организма, его жизнеспособность и рассматриваются как одна из форм, обеспечивающая эффективность образо- вательного процесса. Комплексное решение диагностических, коррекционно- реабилитационных, воспитательно-образовательных и профилактически- оздоровительных задач, позволяет обеспечить индивидуально ориентирован- ную траекторию обучения.
17
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
1.4. Факторы, определяющие здоровье: окружающая среда, здраво-
охранение, наследственность, образ жизни.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоро- вье человека определяется комплексом социально-психологических, медико- биологических характеристик и включает факторы воздействия окружающей среды. Сфера влияния факторов:
1. Образ жизни – 50-55 %. Факторы, укрепляющие здоровье: Отсутст- вие вредных привычек. Рациональное питание. Адекватная физическая ак- тивность. Здоровый психологический климат в семье и на работе. Внима- тельное отношение к своему здоровью.
Факторы риска: Курение, алкоголь. Наркомания. Токсикомания, зло- употребление лекарственными средствами. Несбалансированное в количест- венном и качественном отношении питание. Гиподинамия, гипердинамия.
Стрессовые ситуации. Недостаточная активность.
2. Внешняя среда – 20-25 %.
Микросреда. Факторы, укрепляющие здоровье: отсутствие вредных факторов производства. Хорошие материально-бытовые условия. Оседлый образ жизни.
Факторы риска: вредные условия труда и обучения. Плохие материаль- но- бытовые и производственные условия. Миграционные процессы.
Макросреда. Факторы, укрепляющие здоровье: благоприятные клима- тические и природные условия. Экологически чистая среда обитания.
Факторы риска: вредные условия труда и обучения. Плохие материаль- но- бытовые и производственные условия. Миграционные процессы
3.Биологические факторы (наследственность) – 10-15 %. Факторы, ук- репляющие здоровье: здоровая наследственность. Отсутствие возрастно- половых и конституциональных особенностей, способствующих возникнове- нию заболеваний.
Факторы риска: наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Возрастно-половые и конституциональные особенности, способствующие возникновению заболеваний.
4.Здравоохранение (организация медицинской помощи) – 10 %. Фак- торы, укрепляющие здоровье: высокий уровень медицинской помощи. Разра- ботка профилактических и превентивных программ.
Факторы риска: низкий уровень медицинской помощи. Отсутствие профилактических и превентивных программ.
Здравоохранение – эта система социально-экономических и медицин- ских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья ка- ждого отдельного человека и населения в целом. Профилактическая направ- ленность – главный принцип здравоохранения. К кризису системы здраво- охранения привели объективные экономические причины, что подтолкнуло правительство к пересмотру политики в области здравоохранения. Реальные шаги в этом направлении сделаны в последние годы. Возродилась массовая диспансеризация населения, созданы «поликлиники на колёсах».
18
Наследственность – присущее всем организмам свойство передавать потомству характерные черты конституциональных особенностей, индивиду- ального развития, обмена веществ, группу крови, а следовательно, состояния здоровья и предрасположенности ко многим заболеваниям.
Ген (genos – происхождение) – это материальный носитель наследст- венности, структурная единица, которая содержится в хромосомах живой клетки заключённых в половых органах. Ген структурная и элементарная единица наследственности.
Структурная единица обусловлена совокупностью генов и назы- вается ГЕНОМ, который в свою очередь обусловлен совокупностью хромосом, в которых закодированы ДНК и РНК.
Элементарная единица представляет совокупность особен- ностей организма и называется ГЕНОТИП, который в свою очередь обусловлен действием генетических, наследственных факторов.
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота хранитель наследственной информации. Количество ДНК определённого биологического вида сохраня- ется в течение всей жизни в клетках. Может превалировать несколько видов
ДНК – ядерная, митохондриальная. ДНК вирусов и фагов (поражающих бак- терий). Молекула ДНК похожа на спирально закрученную верёвочную лест- ницу, которая находится в ядре всех клеток тела. ДНК регулирует обменные процессы и энергию организма с помощью белков, ферментов, аминокислот.
Именно ДНК кодирует порядок расположения 20 основных аминокислот в полипептидных цепях ферментов и белков, что и определяет генетический код. Это было установлено учёными молекулярной генетики (1964-65г.г.).
Каждый ген отличается от другого уникальной, только ему свойственной по- следовательностью расположения НУКЛЕОТИДОВ – (составная часть нук- леиновых кислот). Именно этот факт позволил учёным понять молекулярные основы наследуемых признаков и доказать, что клетка обладает способно- стью размножать молекулы ДНК, которые включаются в метаболические процессы и обеспечивают синтез белков для «обновления» тканей и органов
Это важно учитывать в пожилом возрасте и при истощающих длительных заболеваниях.
ДНК – хранитель наследственной информации, но в её белковый мир вмешивается РНК – рибонуклеиновая кислота, которая имеет несколько ви- дов. Например, транспортная – играет большую роль в биосинтезе белка в организме. С помощью РНК происходит считывание генетической информа- ции. РНК вмешивается в белковый мир ДНК и способна самовоспроизводить белковые структуры. Благодаря этому свойству РНК – геном поддаётся му- тации в результате воздействия внешних факторов (облучение, радиация, химические соединения, наркомания, препараты, лекарства). По этой причи- не опасно применять беременным женщинам лекарства и антибиотики. Час- тые внутривенные уколы нарушают генетический код крови.
ДНК и РНК по отношению друг к другу обладают синергическим дей- ствием – помогающим друг другу. Главная их функция в организме активно