Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента
1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.
1.2. Психологическая характеристика основных типов
2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности
2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений
Оглавление
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента 6
1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента. 6
1.2. Психологическая характеристика основных типов 15
темперамента 15
1.3. Изучение методик по выявлению типов высшей нервной деятельности 18
Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза 24
2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности 24
2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза 29
2.3.Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза 35
2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза 42
Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности 47
3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности 47
3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений 64
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Введение
Для современного общества актуальным является формирование личности способной жить и эффективно трудиться в новых социально-экономических условиях. В результате глубоких преобразований всех сфер нашего общества человеку все труднее стало ориентироваться в огромном потоке информации, трудно сформировать свой собственный взгляд на происходящие события. Изменить мировоззрение уже сформировавшихся людей довольно сложно и болезненно для них же самих. Гораздо эффективнее не изменять, а формировать нужного обществу человека. Этот процесс идет после поступления вчерашних школьников в военные институты и начале воинской деятельности.
В связи с этим наиболее остро стоит проблема психологической адаптации курсантов к качественно иной среде. До настоящего времени недостаточно изучено, какие именно изменения претерпевает личность курсантов военных вузов, как в случаях нарушения адаптации, так и при успешном обучении.
Сама среда и условия воинской деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, причем, не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в армии в силу экономической и социальной нестабильности государства, а также особенностями взаимоотношений военнослужащих в армейской среде.
Задача развития личности защитника Отечества на фоне сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации курсантов командирами, их заместителями по воспитательной работе и преподавателями кафедр.
Анализ литературы показал, что вопрос адаптации учащихся разработан в современной научной литературе только для младшего школьного возраста. Данная проблема не изучена среди студентов первых курсов, тем более курсантов военных вузов. Поэтому проблема адаптации курсантов, нуждается в более глубоком изучении при переходе выпускников школы в новые условия обучения в военном институте, к новой социальной роли.
В данной работе была предпринята попытка, обобщить весь существующий по данному вопросу теоретический материал, проанализировать зависимость уровня адаптации от личностных особенностей молодых курсантов, сделать соответствующие выводы и практические рекомендации Вопросами адаптации занимались Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян, А.Г. Маклаков. Социально-психологические аспекты адаптации рассматривали А.А. Налчаджян, Н.И. Сарджвеладзе, Ф.Б. Березин, О.И.Зотова и В.П. Каширина. Проблему адаптации военнослужащих в различное время рассматривали военные психологи Н.И. Феденко, Ж.Г.Сенокосов и др.
Таким образом, при значительном количестве публикаций, посвященных социально-психологической адаптации личности, практически отсутствуют материалы исследований о влиянии личностного потенциала на эффективность процесса адаптации, не исследованы в полной мере специфика адаптации курсантов военного ВУЗа. Исследование проблемы адаптации к условиям военной службы, несомненно, имеет практическую ценность, так как выявление зависимости между личностными характеристиками курсанта и уровнем его адаптации, позволит командирам, их заместителям по воспитательной работе, преподавателям кафедр активно воздействовать на процесс адаптации и тем самым обеспечить высокую успеваемость обучаемых, крепкую воинскую дисциплину и сплоченность воинских коллективов. Всё выше сказанное определяет актуальность исследования и выбор темы.
Цель исследования: выявить влияние особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Объект исследования: особенности темперамента курсантов военного вуза.
Предмет исследования: влияние свойств темпераментов на процесс формирования индивидуального стиля учебной деятельности курсантов военного вуза.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологических характеристики темперамента.
2. Изучить подходы к исследованию особенностей типов темперамента в психологической науке.
3. Выявить типологические особенности темперамента курсантов.
4. Проанализировать процесс формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
5. Установить психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза.
6. Выявить типы темперамента военнослужащих и установить их влияние на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности
7. Разработать научно обоснованные рекомендации командирам подразделений
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы
.
Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента
1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.
Темперамент как очень индивидуализированный признак личности представляет собой совокупность особенностей, обусловленных наследственным фактором и особенностью высшей нервной деятельности, определяющая степень жизненной активность человека. С античных времён он подвергался научному анализу. Впервые систематизировать людей по этому психофизиологическому признаку предприняли попытку древнегреческие врачи Гиппократ и Гален. Они предположили, что на характер жизнедеятельности человека оказывают 4 «жизненных сока» (гумор):
-
лимфа (от древнегреческого «флегма» – «мокрота»); -
желчь жёлтая (от «холе» – «жёлчь, яд»); -
кровь (от «сангвис» – «кровь»); -
желчь чёрная (от «мелэна холе» – «чёрная жёлчь»)1.
В зависимости от преобладания одного из них над другими, люди делятся на:
-
флегматиков – спокойных и медлительных; -
холериков – склонных к истерии и хамству; -
сангвиников – подвижных и оптимистичных; -
меланхоликов – печальных и пугливых.
Эта особенность получила название «красис» (от древнегреческого, «смешивание») – темперамент.
Данный подход к психофизиологическим особенностям личности актуален и в современной науке. Несмотря на то, что в чистом виде типичные психотипы встречаются крайне редко, принципиальных разногласий такая классификация в учёном мире не вызывает. Но вот во взглядах на причину, объясняющую возникновение такого отличия единодушие отсутствует.
В разные эпохи на установление психологических и физиологических механизмов темпераментов существовали разные принципиально разные научные взгляды, в большинстве своём, биологического происхождения:
-
это врождённое свойство биологического индивида, проявляющееся в виде присущего определённому типу эмоционального поведения; -
гуморальное происхождение (последователи Гиппократа, Аристотеля, Галена); -
особенность кровообращения (Геллер, Шталь, Лесгафт); -
следствие обменных процессов в организме (Фулье); -
зависимость от конституционального сложения тела (Виренице, Галь, Галес, Де-Джиовани, Кречмер, Сиго, Шельдон); -
неврология как источник проявления темперамента (Генле, Зеланд, Эрисберг); -
высшая нервная деятельность (школа Павлова).