Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.

1.2. Психологическая характеристика основных типов

темперамента

Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности

2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза

Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений

Заключение

Список использованной литературы

Оглавление


Введение 2

Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента 6

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента. 6

1.2. Психологическая характеристика основных типов 15

темперамента 15

1.3. Изучение методик по выявлению типов высшей нервной деятельности 18

Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза 24

2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности 24

2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза 29

2.3.Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза 35

2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза 42

Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности 47

3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности 47

3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений 64

Заключение 76

Список использованной литературы 79

Введение


Для современного общества актуальным является формирование личности способной жить и эффективно трудиться в новых социально-экономических условиях. В результате глубоких преобразований всех сфер нашего общества человеку все труднее стало ориентироваться в огромном потоке информации, трудно сформировать свой собственный взгляд на происходящие события. Изменить мировоззрение уже сформировавшихся людей довольно сложно и болезненно для них же самих. Гораздо эффективнее не изменять, а формировать нужного обществу человека. Этот процесс идет после поступления вчерашних школьников в военные институты и начале воинской деятельности.


В связи с этим наиболее остро стоит проблема психологической адаптации курсантов к качественно иной среде. До настоящего времени недостаточно изучено, какие именно изменения претерпевает личность курсантов военных вузов, как в случаях нарушения адаптации, так и при успешном обучении.

Сама среда и условия воинской деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, причем, не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в армии в силу экономической и социальной нестабильности государства, а также особенностями взаимоотношений военнослужащих в армейской среде.

Задача развития личности защитника Отечества на фоне сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации курсантов командирами, их заместителями по воспитательной работе и преподавателями кафедр.

Анализ литературы показал, что вопрос адаптации учащихся разработан в современной научной литературе только для младшего школьного возраста. Данная проблема не изучена среди студентов первых курсов, тем более курсантов военных вузов. Поэтому проблема адаптации курсантов, нуждается в более глубоком изучении при переходе выпускников школы в новые условия обучения в военном институте, к новой социальной роли.

В данной работе была предпринята попытка, обобщить весь существующий по данному вопросу теоретический материал, проанализировать зависимость уровня адаптации от личностных особенностей молодых курсантов, сделать соответствующие выводы и практические рекомендации Вопросами адаптации занимались Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян, А.Г. Маклаков. Социально-психологические аспекты адаптации рассматривали А.А. Налчаджян, Н.И. Сарджвеладзе, Ф.Б. Березин, О.И.Зотова и В.П. Каширина. Проблему адаптации военнослужащих в различное время рассматривали военные психологи Н.И. Феденко, Ж.Г.Сенокосов и др.



Таким образом, при значительном количестве публикаций, посвященных социально-психологической адаптации личности, практически отсутствуют материалы исследований о влиянии личностного потенциала на эффективность процесса адаптации, не исследованы в полной мере специфика адаптации курсантов военного ВУЗа. Исследование проблемы адаптации к условиям военной службы, несомненно, имеет практическую ценность, так как выявление зависимости между личностными характеристиками курсанта и уровнем его адаптации, позволит командирам, их заместителям по воспитательной работе, преподавателям кафедр активно воздействовать на процесс адаптации и тем самым обеспечить высокую успеваемость обучаемых, крепкую воинскую дисциплину и сплоченность воинских коллективов. Всё выше сказанное определяет актуальность исследования и выбор темы.

Цель исследования: выявить влияние особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Объект исследования: особенности темперамента курсантов военного вуза.

Предмет исследования: влияние свойств темпераментов на процесс формирования индивидуального стиля учебной деятельности курсантов военного вуза.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психологических характеристики темперамента.

2. Изучить подходы к исследованию особенностей типов темперамента в психологической науке.

3. Выявить типологические особенности темперамента курсантов.

4. Проанализировать процесс формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

5. Установить психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза.

6. Выявить типы темперамента военнослужащих и установить их влияние на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

7. Разработать научно обоснованные рекомендации командирам подразделений

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы
.

Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.


Темперамент как очень индивидуализированный признак личности представляет собой совокупность особенностей, обусловленных наследственным фактором и особенностью высшей нервной деятельности, определяющая степень жизненной активность человека. С античных времён он подвергался научному анализу. Впервые систематизировать людей по этому психофизиологическому признаку предприняли попытку древнегреческие врачи Гиппократ и Гален. Они предположили, что на характер жизнедеятельности человека оказывают 4 «жизненных сока» (гумор):

  • лимфа (от древнегреческого «флегма» – «мокрота»);

  • желчь жёлтая (от «холе» – «жёлчь, яд»);

  • кровь (от «сангвис» – «кровь»);

  • желчь чёрная (от «мелэна холе» – «чёрная жёлчь»)1.

В зависимости от преобладания одного из них над другими, люди делятся на:

  • флегматиков – спокойных и медлительных;

  • холериков – склонных к истерии и хамству;

  • сангвиников – подвижных и оптимистичных;

  • меланхоликов – печальных и пугливых.

Эта особенность получила название «красис» (от древнегреческого, «смешивание») – темперамент.

Данный подход к психофизиологическим особенностям личности актуален и в современной науке. Несмотря на то, что в чистом виде типичные психотипы встречаются крайне редко, принципиальных разногласий такая классификация в учёном мире не вызывает. Но вот во взглядах на причину, объясняющую возникновение такого отличия единодушие отсутствует.

В разные эпохи на установление психологических и физиологических механизмов темпераментов существовали разные принципиально разные научные взгляды, в большинстве своём, биологического происхождения:

  • это врождённое свойство биологического индивида, проявляющееся в виде присущего определённому типу эмоционального поведения;

  • гуморальное происхождение (последователи Гиппократа, Аристотеля, Галена);

  • особенность кровообращения (Геллер, Шталь, Лесгафт);

  • следствие обменных процессов в организме (Фулье);

  • зависимость от конституционального сложения тела (Виренице, Галь, Галес, Де-Джиовани, Кречмер, Сиго, Шельдон);

  • неврология как источник проявления темперамента (Генле, Зеланд, Эрисберг);

  • высшая нервная деятельность (школа Павлова).