Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.

1.2. Психологическая характеристика основных типов

темперамента

Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности

2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза

Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений

Заключение

Список использованной литературы


Но имеют место и теории, связывающие темперамент с психологической стороной личности. Их сторонники придерживаются мнения, что темперамент – ни что иное как врождённая психологическая особенность организма, проявление души (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, связь темперамента с организмом принципиально не отличается от природы связи с ним других свойств личности2.

Однако при всем многообразии подходов к проблеме, современное мнение научного сообщества склоняется к павловскому подходу к теории темперамента, признавая его как биологический фундамент для формирования социализированной личности.

Темперамент как биологически обусловленная подструктура личности подразумевает разнообразие её психических различий от иных людей, проявляющихся в интенсивности, темпе и глубине эмоций, поведения, действий. Отражая динамические аспекты поведения, темперамент признаётся наиболее устойчивым на фоне других психических особенностей личности, поскольку проявляется он на протяжении всей жизни человека в самых разных ситуациях, независимо от вида деятельности.

Свойства темперамента – это индивидуальные нюансы личности:

  • выполняющие роль регулятора динамики психической деятельности;

  • обусловливающие особенности динамики отдельных психических процессов;

  • характеризующиеся устойчивым характером проявлений;

  • сохраняющие свои отличительные индивидуальные черты в перспективе;

  • поддающиеся описательной закономерности, присущей определённому типу темперамента.

Именно совокупность ряда признаков позволяет с достаточной определенностью отличить темперамент от всех иных психических черт индивида. И в этом смысле информативной представляется концепция взаимосвязи физиологических и психических процессов, принадлежащая последователю И.П. Павлова П.К. Анохину. Он утверждал, что между физиологическими и психическими процессами существует некая прослойка «системных информационных процессов».

Ещё в 1935 году при систематизации типов человеческой нервной системы И.П. Павлов отнёс к фундаментальным два свойства нервных процессов – возбуждение и торможение. Иначе – лабильность нервной системы. При этом сила возбуждения является проявлением функциональной выносливости нервной клетки
, её способности выдерживать неопределённое по длительности сильное возбуждение без перехода к состоянию торможения. А сила торможения истолковывается как функциональная способность нервной системы к угасанию и дифференциации. Именно поэтому такое свойство личности как уравновешенность представляет собой сбалансированный тандем процессов возбуждения и торможения. Пропорциональное соотношение этих процессов при реагировании на некий возбудитель и демонстрирует, насколько уравновешенным или неуравновешенным можно признать индивида.

Подвижность нервных процессов – это скорость перехода одного нервного процесса в другой и, соответственно, скорость трансформации поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни: от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот.

Инертность является антагонистом подвижности. Чем выше сила инерции, тем длительнее процесс реакции нервной системы и тем больше ей требуется усилий и времени для перехода из одного состояния в другое.

И.П. Павлов подтвердил античную классификацию типов личности, но придал ей научное обоснование с точки зрения нервной системы:

  1. сильный, уравновешенный, но подвижный – сангвиник;

  2. сильный, уравновешенный, но инертный – флегматик;

  3. сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения –холерик;

  4. слабый – меланхолик.3

Дальнейшее развитие и научную разработанность павловская типология получила в работах ряда советских исследователей (А. Г. Ивановой, В. К. Федорова, В. К. Красуского и др.). Эксперименты школы Б. М. Теплова – В. Д. Небылицына продемонстрировали совокупность коррелирующих друг с другом показателей нервной системы, своеобразный синдром. Именно Б.М. Теплов в 1956 году впервые допустил существование частных и общих свойств нервной системы у каждого индивида, при этом «у человека менее всего можно ожидать полного совпадения типологических параметров в разных анализаторах, а также в первой и второй сигнальных системах».4 Но структура психодинамических свойств человека и по сей день не поддаётся единодушному описанию учёными.

Л.С.Выготский, признавая темперамент центральной частью психодинамической организации человека, относил к его проявлениям особенности всех прирожденных и наследственных реакций. Его точка зрения строилась на убеждении, что темперамент – это сфера личности, проявляемая в инстинктах

, эмоциях и рефлекторных реакциях. Л.С. Выготский выделил две основные характеристики темперамента:

  • телесную выразительность;

  • характер и темп движения.

Б.Г. Ананьев относил к темпераменту «индивидуальные особенности организма», определяющиеся функционированием «двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата»5. По его мнению, темперамент представляет собой совокупность физиологических и психических особенностей человека, причём, в числе главных – сила, скорость и устойчивость реакции психики на раздражители. Учёный не меньшее значение придавал таким проявлениям темперамента как чувствительность и впечатлительность, особенности осознания и переживания человеком собственных поступков и действий.

В современной школе В.С. Мерлина «свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему», которую «можно определить также как энергетическую характеристику психических свойств». Эта теория относит к показателям темперамента:

  • степень эмоциональной возбудимости;

  • способность сохранять внимание;

  • эмоциональную силу;

  • степень тревожности;

  • реактивные характеристики, включая импульсивность;

  • волевую активность;

  • пластичность / ригидность – степень приспосабливаемости

  • резистентность, иначе работоспособность;

  • самоучреждение личности, его субъективацию.

В.С. Мерлин полагает, что изучение темперамента возможно только через взаимное соотнесение одних свойств с другими. При этом каждый тип темперамента хоть и является закономерной совокупностью постоянного соотношения между свойствами, но даже у разных людей одного и того же типа эти свойства темперамента могут проявляться не идентично.

Вывод, сделанный учёными: темперамент – инструмент, посредством которого индивид приспосабливается к различного рода условиям для выживания и успешной деятельности.

Другой учёный, В.М.Русалов в своих исследованиях усматривает в темпераменте систему формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы формально-динамических свойств, которая по своей структуре представляется 4-блочной, при этом в ней:

  • Блок 1, афферентный синтез, отвечает за сопоставление, соответствует эргичности – степени выносливости индивида;

  • Блок 2, программирования, соответствует пластичности – свойству человеческой психики приспосабливаться к изменяющейся окружающей обстановке;

  • Блок 3, исполнения, соответствует скорости моторно-двигательных операций;

  • Блок 4, обратная связь, отвечает за эмоциональность – реакцию индивида на происходящие события или действия.


Каждый блок рассматривается совокупность двух компонентов:

  1. Объективно ориентированного;

  2. Субъективно ориентированного (или коммуникативного).

Эти компоненты являются связующими звеньями между личностью и предметным миром, личностью и обществом.

В авторской терминологии В.М. Русалова темперамент классифицируется по 8 параметрам:

1. Эргичность предметная – уровень надобности личности в физической и умственной деятельности относительно предметного мира.

2. Эргичность социальная – жажда коммуникаций, социальных контактов, лидерства.

3. Пластичность – свойство переключаться между разными видами деятельности, коммуникации с предметной средой в разнообразии её форм.

4. Социальная пластичность – степень коммуникативности и умения переключаться в общении с одним визави на общение с другим.

6. Темп – оперативность манипуляций при выполнении отдельных действий.

7. Социальный темп – скорость речевых характеристик при общении.

8. Эмоциональность – динамическая характеристика чувств и эмоций, в том числе, реакция на расхождение между планируемым и получаемым в результате осознанного действия.

9. Социальная эмоциональность – чувствительность к удачам / неудачам при общении с другими индивидами6.

В работах А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева темперамент отождествляется с типом высшей нервной деятельности, а не только с эмоциональной возбудимостью. В выводах А.Г. Ковалева «...темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности его поведения».7

Невозможно отрицать, что каждому индивиду присущ определенный тип нервной системы, проявляемый через индивидуальные признаки темперамента. И психическая активность является особым элементом структуры темперамента. Её сущность выражается в личностном самовыражении, в интеллектуальных, мотивационных и характерологических компонентах. Активность может иметь прямо противоположный характер: инертность и созерцание / гиперактивность и бурная деятельность.

Характеристики первого компонент темперамента тесно переплетаются с характеристиками второго компонента – двигательного. Среди динамических качеств последнего наиболее важны характеристики мышечного движения: сила, резкость, ритм, быстрота, амплитуда и др. Именно этот тандем мышечной и речевой моторики является основной отправной точкой при вынесении окружающими суждения о темпераменте человека.


Эмоциональность, являясь третьим компонентом темперамента, представляет собой комплексную характеристику чувств и настроений – от их возникновения до затухания и полного прекращения. Она крайне сложна в своем составе и характеристиках. Среди всех компонентов темперамента эмоциональность характеризуется особой структурой, составными частями которой являются впечатлительность, импульсивность и эмоциональная лабильность.

Интенсивность эмоционального процесса восприятия действительности, его сила и степень аффективности и характеризую впечатлительность.

Импульсивность подразумевает скорость отображения эмоциональной реакции на действия и поступки без их предварительного обдумывания.

Эмоциональная лабильность является по сути скоростью смены одного эмоционального состояния другим.

Каждый человек обладает индивидуальными признаками темперамента. Его конкретные проявления сложны и многообразны не только в поведенческих особенностях, но и деятельности, связанной с познанием, чувствами, а также в умственно-речевой активности.

Таким образом, следует признать врождённый тип темперамента каждого индивида. Хотя источник организации этого психологического свойства до конца не выяснен. Очевидно также, что темперамент представляет собой не единственно характеризующееся свойство личности, а комплекс особенностей её психоэмоциональной сферы и поведенческих реакций.