Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.

1.2. Психологическая характеристика основных типов

темперамента

Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности

2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза

Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений

Заключение

Список использованной литературы


5. Метод перерезки и выключения разных сегментов центральной нервной системы позволяет производить исследование условно-рефлекторного поведения.

6. Методы холодового выключения структур головного мозга основаны на визуализации пространственно-временной мозаики электрических процессов, проистекающих в мозге под воздействием одного и того же условного рефлекса в разных состояниях.

7. Стереотаксический метод относится к хирургическим способам и применятся при экспериментальных исследованиях на животных

8. Ассоциативный метод основан на ассоциативной реакции индивида на аффектогенные раздражители и учитывает латентный период вербального ответа, его тип, характер, усреднённую вариацию. Модификация по А.Р. Лурия: сопряженная моторная методика.

9. Психологическое тестирование12.

Таким образом, из данной главы мы понимаем, что темперамент имеет длинную историю, он вызвал интерес у наших предков и до сих пор интересует нас. Мы можем сказать, с уверенностью, что он является одной из основ личности. Но в тоже время мы не можем сказать, что лежит в основе темперамента, какая биологическая подсистема: гуморальная, соматическая или нервная, а может быть и все подсистемы. За всю свою длинную историю основа темперамента вызывала споры. Темперамент настолько сложная структура личности, что всегда будет вызывать к себе интерес.

Теории и концепции темперамента имеют как сходства и, так и различия. Но ясно одно, что они взаимодополняют друг друга, внося более новые исследования темперамента. Изначально в психологии были предложены только психические основы темперамента, то позднее ученые обратили внимание и на физиологические его.


Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности


Рассмотрение деятельности личности с позиций психической активности доктором педагогических наук, основоположником теории деятельности А. Н. Леонтьевым открыло новые возможности в прикладной психологии. Начиная с 60 годов XX столетия деятельностный подход стал основным в изучении индивидуальной стилевой характеристики деятельности индивида.

Работы Леонтьева нашли большой отклик в научной среде. Его теория легла в основу исследований таких учёных как В.С. Мерлин и Е.А. Климов. Последний расширил теорию Леонтьева, обосновав «индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности»13.

Деятельность любой личности индивидуальна, как и сама личность. Стиль выполнения одних и тех же действий может различаться у разных индивидов. Он определяется типом темперамента, особенностями нервной системы и рядом других компонентов. Очень разные по своему типу личности могут демонстрировать равнозначные успехи в одной и той же деятельности, однако пути и способы достижения эффективности у каждого будут свои. Изучая индивидуальный стиль деятельности ткачих-многостаночниц Климов отмечал, что меланхолик и сангвиник одинаково эффективны, однако их подходы к достижению успеха различаются. Так, ткачиха, в темпераменте которой преобладают черты меланхолика, отдаёт предпочтение профилактике обрыва нити14.

Человек, рождаясь с присущим ему темпераментом, адаптируется к требованиям вида деятельности разными способами, среди которых следует выделить:

1) профессиональный отбор;

2) индивидуальный подход;

3) формирование системы мотивов для позитивного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

4) выработка индивидуального стиля деятельности.

Именно способность личности в процессе адаптации к новой деятельности выработать свой стиль работы для достижения успешности и результативности наиболее наглядно демонстрирует, что индивидуальный стиль деятельности (далее – ИСД) является, по сути, индивидуально-своеобразной системой психологических средств, используемых личностью сознательно для собственной типологически обусловленной индивидуальности с внешней средой в процессе деятельности.



Индивидуальный стиль деятельности формируется с раннего детства – в играх, занятиях, освоении различных навыков. ИСД характеризуется набором признаков. Подходя к ним формализовано, их можно разделить на:

1) устойчивую систему способов и приемов деятельности;

2) систему индивидуализированных личностных качеств;

3) систему эффективного приспособленчества к объективным требованиям15.

Климов в своих работах объяснял особенности структуры индивидуального стиля деятельности таким образом:

  1. Некоторые стилевые особенности (ядро ИСД) возникают стихийно на основе индивидуальных топологических свойств нервной системы. Они являются определяющими для первого приспособительного эффекта и предопределяют дальнейшее общение со средой деятельности.

  2. Поведенческие особенности, вырабатываемые в ходе сознательного либо стихийного поиска, дополняют предыдущие. Примером может служить стремление личности довести начатое дело логического завершения, добившись, таким образом, уравновешивания со средой16.

К особенностям структуры ИСД относятся:

1) составные элементы ядра индивидуального стиля, располагающие к достижению успеха («А») и препятствующие его достижению («Б»); группировка носит условный характер, поскольку в разных условиях одна и та же особенность может относиться как к группе «А», так и к группе «Б»;

2) дополнительные элементы, пристройка к ядру индивидуального стиля, подвигающие личность на поиски максимального использования своих возможностей, относящиеся к типологически обусловленным особенностям деятельности; также группируются по признакам: «В» – компенсаторные особенности и «Г» – особенности, связанные с максимальной приспосабливаемостью к среде.

Иногда индивидуальный стиль деятельности подразумевает интеграцию человека и социальной среды. В этом случае осуществляется постановка отдельной задачи. Как заявлял Е.А. Климов, «мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи». Для её решения требуется обозначить систему «субъект - объект» и её конечное состояние, а также обособить наиболее важные условия, в зависимости от которых находится достижение цели.


В своих исследованиях Е.А. Климов предлагает для достижения поставленной цели определять такие управляющие раздражители, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств выступает с точки зрения биологического смысла противодействующим фактором. Далее производится поиск пути управления формированием индивидуального стиля деятельности посредством дополнения его ядра необходимыми элементами.

Формирование индивидуального стиля деятельности во многих случаях способствует продвижению личности на более высокий уровень реализации.

Мерлин полагал, что функция индивидуального стиля является системообразующей, поскольку при изменении характера связи между индивидуальными свойствами разных иерархических уровней индивидуальный стиль формирует новую систему свойств. Опосредующая функция индивидуального стиля относится к разным уровням индивидуальности.

При отсутствии материалистического понимания диалектической связи между объективной детерминации и субъективной обусловленности деятельности системообразующая функция индивидуального стиля деятельности игнорируется или вообще не принимается во внимание17.

Мерлин полагал, что «одно и тоже предшествующее состояние или свойство субъекта в зависимости от действий может быть связано с различными последующими состояниями или свойствами». Поэтому логично предположить, что индивидуальный стиль деятельности порождает новые связи между свойствами субъектов.

Одним из выводов исследования природы индивидуального стиля является вывод о том, что зона неопределенности деятельности выступает необходимой предпосылкой индивидуального стиля и его системообразующей функции. В свою очередь зону неопределенности деятельности логично подразделить на две категории – объективные условия зоны неопределенности деятельности и субъективные.

При этом объективные условия подразумевают, что одни и те же объективные требования могут быть осуществлены при помощи различных промежуточных целей. Субъективные же условия характеризуются тем, что индивид выбирает более или менее адекватные цели или движения, которые в той или иной степени будут соответствовать его индивидуальным особенностям. Таким образом, выбор тех или иных действий при наличии определённых индивидуальных особенностей определяет степень овладение индивидуальным стилем деятельности.


В советской психологии было выделено несколько уровней индивидуального стиля деятельности.

Самый низший уровень – это индивидуальный стиль жизнедеятельности: режим питания и моторной активности, зона которой характеризуется разнообразием движений, совершаемых регулярно для достижения одной и той же цели. Наиболее полно эту зону исследовал Климов.

Более высокий уровень индивидуального стиля – индивидуальная система операций, представляющая собой соотношение ориентировочных, исполнительных и контрольных операций. Ориентировочные операции предшествуют исполнительным; предварительная ориентировка кратковременна, а мысленный план имеет схематический характер. В процессе реализации задуманного границы плана существенно становятся шире, сам план претерпевает изменения под воздействием частных ориентировочных операций.

Ярким примером может служить процесс написания сочинения учеником среднеобразовательной школы. При составлении подробного плана будущего произведения учащийся проявляет первый тип индивидуального стиля: он пишет черновик, набросок мыслей по заданной теме. Второй тип индивидуального стиля проявляется в том, что при переписывании черновика наброски текста детализируются, уточняются.

Значимый признак индивидуального стиля деятельности характеризуется интекорреляцией различных взаимообусловленных ориентировочных, исполнительных и контрольных операций18.

Мерлин придерживался мнения о том, что индивидуальный стиль деятельности является не чем иным как симптомокомплексом операций, связанных с особенностями нервной системы личности. Индивидуальный стиль деятельности способствует повышению эффективности деятельности, поскольку помогает преодолеть и скомпенсировать некоторые отрицательные характеристики среды и преодолеть рассогласование некоторых разноуровневых индивидуальных свойств.

Также мы выяснили, что зона неопределенности деятельности выступает в качестве важной предпосылки индивидуального стиля деятельности, что помогает сделать вывод: индивидуальный стиль деятельности – это эффективный инструмент достижения успехов в любой деятельности.