Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.

1.2. Психологическая характеристика основных типов

темперамента

Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности

2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза

Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений

Заключение

Список использованной литературы



Откровенность и доступность командира, его внимательность к потребностям и испытываемым трудностям подчиненных курсантов предполагает перенос акцента индивидуальной воспитательной работы с ними в неслужебные сферы деятельности в развитие неофициальных отношений.

Совместное проведение досуга семьями, посещение кино, концертов, театров, музеев, выставок и других культурных учреждений, занятия спортом, приглашение в гости друг к другу расширяют возможности командира, его заместителей и помощников в деле повышения эффективности воздействия на курсанта.

Тем не менее, неслужебные отношения не должны наносить ущерб служб

Знание и учет данных особенностей темперамента военнослужащих необходимы для выбора стратегии воспитательной работы с ними с целью их морально-психологической подготовки к исполнению профессиональных и боевых задач, а также для принятия военным руководством грамотных и обоснованных управленческих решений.


3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений


Военно-патриотическая и учебная подготовка в вузе сопряжена для преподавательского состава с взаимодействием с очень разными личностями по их индивидуально-психологическим особенностям, которые проявляются и в общении за пределами занятий, и в ходе практических мероприятий, и в межличностных коммуникациях. От того, насколько ярко выражены у курсанта те или иные черты темперамента, зависит и его поведение: у кого-то блестящие достижения проявляются в технической подготовке, кто-то более успешен в теоретических исследованиях, третьи великолепно справляются с поиском нестандартных решений стандартных задач службы. Только наблюдательность педагога, его научный подход к расстановке курсантов в процессе обучения помогут выявить призвание каждого будущего офицера и правильно (и, что немаловажно, вовремя) направить его умения и таланты в нужное русло, чтобы во время несения службы он мог максимально полно реализовать свои способности и в полной мере с необходимой эффективностью выполнить свой служебный долг.

Нежелание или неумение понять особенности психологии каждого курсанта, попытки подравнять весь курсантский коллектив «под одну гребёнку» может спровоцировать обострение взаимоотношений, усугубить отрицательные черты характера отдельных личностей и привести к губительному результату.

Чтобы офицер за годы обучения вырос в заинтересованного профессионала и мотивированного патриота, заслуживающего уважение и коллег, и подчинённых, необходимо добиться взаимопонимания педагогического и курсантского коллективов, научиться видеть и уважать в каждом человеке личность.

Невозможно отбирать в те или иные войска, на ту или иную военную должность курсантов и офицеров только определённого темперамента. В реальной жизни такая ситуация представляется идеальной, а значит, недостижимой. Невозможно также из холерика сделать меланхолика. Конечно, любой курсант – это прежде всего, солдат, который выбрал путь подчинения приказам и выполнения устава. Но даже рядовой солдат, не говоря уже об офицере – это, прежде всего, личность со всеми присущими ей особенностями. Чтобы человек был искренне готов служить на благо Отечества, он должен быть понят и обучен. Для этого должен быть разработан план мероприятий для социально-психологической адаптации курсантов, реализуемый в начальной стадии процесса обучения.



Немалую роль в успехе будущего образовательного процесса призван сыграть предварительный профессионально-психологический отбор, направленный на выявление наиболее ярко выраженных черт того или иного темперамента и с самого начала, классифицировав будущих курсантов по психотипам, грамотно распределить их по учебным подразделениям, выдав преподавательскому составу предварительные рекомендации по отдельным учащимся с наиболее выраженными чертами темперамента, которые нуждаются в корректировке.

Правильно подобранный комплекс психолого-педагогических мероприятий приводит к тому, что за период обучения положение человека в группе и уровень его коммуникаций претерпевают значительные изменения. Этому способствует здоровый микроклимат в коллективе, воспитание в курсантах чувства локтя, способности и желания прийти на помощь коллеге, несмотря на взаимоотношения вне службы. Динамика положительных изменений напрямую зависит от уровня социально-психологической адаптации, которой владеет педагог. Однообразный подход и игнорирование особенностей темперамента можно нанести серьезный вред курсанту, его физическому и психологическому здоровью.

Разработан ряд правил построения взаимоотношений в воинских подразделениях в зависимости от типов темперамента.

1. Управление подчиненным-сангвиником.

По характеристике И.П. Павлова «сангвиник – очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда никакого дела нет, он становится скучным, вялым». Данное обстоятельство свидетельствует о том, что для курсантов с характерными чертами сангвиника необходимо постоянно ставить новые задачи, сочетая их с системностью проверок и контролирующих действий. В этом случае можно получить от них максимальную отдачу. Пытаться добиться эффективности таких людей в монотонной работе не имеет смысла. Однообразие – не их конёк. Оперативность, новизна и движение вперёд дают им стимул к развитию. И это качество делает их идеальными организаторами, что можно с успехом использовать в общественной и культмассовой работе.

Сангвиники честолюбивы, поэтому прилюдное порицание будут переживать глубоко и длительно. Если руководитель подразделения обладает информацией об особенностях темперамента своих подчинённых, то сангвиника он отчитает индивидуально, объяснив, в чём тот допустил промах.


2. Управление подчиненным-холериком.

Холерики отличаются высокой степенью самоорганизованности и ответственности. Они чахнут от монотонной работы и сложно переносят давление извне. Кончено, армия – это Устав и дисциплина. Но и к холерикам можно в этих условиях найти индивидуальный подход. Чтобы человек раскрыл свой потенциал, необходимо постоянно привлекать его к новым видам деятельности видя в нём, прежде всего, партнёра. Данный тип темперамента предполагает конструктивность в критике и справедливость в требованиях. Холерики психологически тяжело переносят резкость и грубость в общении. Они энергичны, вспыльчивы.

Холерики всегда находятся на пути к перспективе, поэтому возможность карьерного роста является для них привлекательным мотиватором. Они работоспособны, инициативны, умеют преодолевать трудности и до конца отстаивают свою правоту. Отличаются творческим началом и креативным мышлением.

3. Управление подчиненным-флегматиком.

Флегматичный темперамент сопряжён с логикой, последовательностью, следованием инструкциям и правилам. Этот тип людей предпочитает стабильность во всём. Монотонная работа, связанная с единообразными операциями либо отчётностью – их конёк. В стрессовой ситуации они остаются оплотом спокойствия и уверенности. Им не свойственно чувство паники. Они идеальные миротворцы, которые способны проанализировать обе стороны конфликта и с присущим им самообладанием принять конструктивное решение, которое бы устраивало обе стороны38.

Чтобы курсант чувствовал свою полезность, педагог должен постоянно инициировать контакт с ним, осуществлять контроль, корректировать при необходимости, поощрять инициативу. Давать задания флегматику желательно в письменном виде, т. к, понимание и усвоение нового материала у него замедленное, но глубокое и основательное.

Флегаматик не против коммуникаций, но всё же он одиночка. Такие курсанты идеальны на постах, связанных с одиночным дежурством. Восстановление работоспособности у них занимает длительное время, но и эффективно работать они могут также длительно.

4. Управление подчиненным-меланхоликом:

Меланхолику необходима эмоциональная поддержка, заинтересованность его работой и стараниями. Меланхолики не приемлют конфликтов, не любят вступать в противоречия, предпочитают позитивное общение. Такую особенность меланхолика можно реализовать для поддержки курсантов, которые переживают личностные проблемы. На управленческой работе меланхоликам неуютно. Риск и стресс надолго способны выбить их из колеи.


Их действия характеризуются замедленностью движений, быстрой утомляемостью. Меланхолик мнителен, застенчив, необщителен, зато решителен в своих действиях и не чужд проявлению инициативы.

Командирам курсантских подразделений при составлении нарядов и караулов необходимо учитывать, что меланхолики – интроверты, и они не смогут работать с холериками. У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих подчиненных.

Холерик психологически совместим с сангвиником. А вот вкупе с флегматиком или меланхоликом это будет неэффективная гремучая смесь. В первом случае холерик будет раздражаться на медлительного флегматика, а флегматик - испытывать неуверенность. Во втором -- меланхолик будет обижаться на вспыльчивость холерика.

Впрочем, тандем двух холериков – это тоже не лучшее решение, чреватое бесконечными конфликтами и оспариванием первенства.

Флегматики способны хорошо ладить с представителями всех темпераментов. Особенно эффективна пара флегматик – сангвиник39.

Таким образом, одной из предпосылок успешного воспитания личного состава является знание преподавателем типологических особенностей темпераментов вверенных ему курсантов. Только опираясь на сильные черты темперамента и компенсируя ими отрицательные моменты, можно воспитать сильную волевую личность, способную выполнять командирские функции.

В процессе экспериментального исследования было доказано, что у курсантов, у которых преобладают особенности сангвинического типа темперамента процесс социально-психологической адаптации происходит наиболее успешно. Холерикам же без помощи и рекомендаций старших тяжеловато будет строить свои взаимоотношения с окружающими. Вспыльчивость и несдержанность им надо учится обуздывать. Холерику нужно стремиться к тому, что в жизни важны не только скорость и успех, но и наличие единомышленников, соратников и просто любящих тебя людей.

Особенности типа темперамента начинают проявляться еще в раннем возрасте и оказывают влияние на способность к обучаемости и трудовой деятельности.

Поскольку у людей сангвинического темперамента легко образуются и остаются устойчивыми временные связи они легко усваивают новый материал, почти "хватают на лету". Но вследствие того, что они очень подвижны и их внимание отворачивается от основного дела, к ним следует применять меры, которые бы воспитывали усидчивость и сосредоточенность. Нужно постоянно поддерживать интерес сангвиников к начатому делу, иначе они начнут скучать, станут медлительными или, наоборот, искать сторонние возбудители.