Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.

1.2. Психологическая характеристика основных типов

темперамента

Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности

2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза

Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений

Заключение

Список использованной литературы



Работая с холериками, следует учитывать, что они легко концентрируют свое внимание на том или ином объекте, но не могут ее быстро переключать, поскольку процессы торможения в них замедленные. Преподавателям следует так организовывать деятельность учащихся курсантов, чтобы облегчить успешное переключение внимания и воспитывать умение его переключать.

Холерики могут нарушать дисциплину на уроках, так как чаще, чем у других, бывает повышенная возбудимость. Они склонны к аффективным реакциям, их надо увлечь интересными делами и давать какие-то поручения. Навыки и привычки в холериков образуются легко, но изменить их бывает очень и очень трудно. Поэтому переход от привычных действий к новым должно осуществляться постепенно. Неуравновешенные люди (которыми являются холерики) требуют больше времени для создания нового динамичного стереотипа, поэтому к ним нельзя применять грубых, категоричных запретов, а направлять их на другую деятельность постепенно.

У курсантов флегматично и меланхоличного темпераментов временные связи образуются медленнее вследствие недостаточной подвижности процессов. Поэтому им нужно давать больше времени на усвоение и освоение учебного материала.

Инертность нервных процессов, недостаточная подвижность флегматиков приводит к тому, что они медленно переключают внимание. Работая с ними, следует подбирать задания, которые способствуют выработке большей скорости реагирования и моторной подвижности. Динамические стереотипы у флегматиков образуются медленнее, чем в сангвиников, а потому их надо постепенно переключать с одной привычной действия на другую.

Курсанты меланхоличного темперамента требуют особого внимания из-за своей уязвимости, имеют быструю утомляемость организма. Им необходимы спокойное, благоприятное окружение и продуманный режим педагогического воздействия, который предусматривает постепенный переход от привычных условий жизни к другой деятельности и других условий. Слабость нервных процессов этих учеников требует чуткого и осторожного отношения к ним.

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. Во всех видах деятельности, в том числе и в учебной, роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности одни свойства темперамента, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных им приемов работ.


Роль темперамента в учебе заключается также в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение. Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается - пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента.

Таким образом, лица с более сильным типом нервной системы лучше решают одни задачи, а с более слабым -- другие. Часто к разрешению одной и той же задачи лица, различающиеся по силе, должны идти разными путями.

У курсантов-холериков могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:

· Увлечь курсанта, вызвать интерес к предмету.

· Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью. Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям.

· Поговорить с учителем и попросить его излишне не критиковать курсанта, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей).

· Разбивать работу на блоки и давать время на отдых, если нужно выполнить слишком много.

· Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими.

· Переключить внимание курсанта на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву».

Проблемы в обучение у курсантов-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

· Заинтересованность курсанта в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее.

· Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности.

· Адекватные похвала и критика.



· Обеспечение курсанта -сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве - физкультминутки).

· Разбиение большого задания на ряд маленьких.

· Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких курсанта более успешным позволит:

· Постепенное включение их в работу - не требуйте от ученика немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания.

· Формирование уверенности в себе и собственных силах.

· Частая похвала.

· Создание доброжелательной атмосферы.

· Обеспечение курсанту достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания

· Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении задания.

Курсанты -флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:

· Постепенное, а не быстрое включение их в работу - не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания.

· Обеспечение курсанту достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания.

· Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности.

· Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми.

· Частая похвала - необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить.

· Своевременная подготовка к урокам и заданиям..

· Заинтересованность в деятельности.

· Снижение влияния различных отвлекающих факторов в процессе деятельности.

Таким образом, следует и можно найти индивидуальный подход к курсанта с определённым типом темперамента, сделать их обучение и воспитание эффективными.

От типа темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, однако содержательная сторона этих действий от него не зависит. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, он влияет на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания. Но необходимо помнить, что темперамент можно контролировать и приспосабливать.


Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь -- отбор, одна из задач которого -- не допустить к данной деятельности людей, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.

Второй путь заключается в индивидуальном подходе к каждому человеку.

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности.

Четвертый основной и наиболее универсальный, путь приспособления темперамента к требованиям деятельности -- формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешных результатов.

То есть существует ряд особых психолого-педагогических принципов, на которых основано воспитание индивидуального стиля деятельности. Одна из основных задач обучения и воспитания заключатся в том, чтобы путем формирования индивидуального стиля в наибольшей степени приспособить темперамент человека к объективным требованиям деятельности.

Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и социально - психологической адаптации, так как они играют большое значение для процесса профессионализации и самоактуализации личности.

Выдвинутая и теоретически обоснованная гипотеза о влиянии типологических особенностей на процесс социально-психологической адаптации подтвердилась в ходе экспериментальных исследований.

В социометрическом опросе лидерство по всем позициям принадлежит курсантам, которые по своему темпераменту ближе к сангвиникам. Они сдержанны, открыты к общению, дружелюбны и готовы к сотрудничеству. Исполнение учебной, служебной и организаторской деятельности у них находится на высоком и среднем уровне социально-психологической адаптации.

Будучи очень разными по своим индивидуально-психологическим характеристикам, курсанты требуют и подхода к своему воспитанию также индивидуального. Основным направлением работы офицера по коррекции затруднений в процессе социально-психологической адаптации являются:

  • своевременная диагностика каждого курсанта с целью выявления преобладающего типа темперамента;

  • исследование особенностей ситуативного психического состояния курсантов;

  • изучение адаптационных возможностей личности;

  • принятие во внимание индивидуально-психологических особенностей при назначении на должность.


Таким образом, гипотеза о том, что сангвинический тип темперамента оказывает влияние на успешность процесса социально-психологической адаптации, нашла свое подтверждение. Для успешной профессиональной деятельности необходимо учитывать особенности сангвинического типа темперамента и использовать при этом практические рекомендации в работе с курсантами.