Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.

1.2. Психологическая характеристика основных типов

темперамента

Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности

2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза

Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений

Заключение

Список использованной литературы

Заключение


Подводя итог проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.

В условиях современной образовательной среды военного вуза необходимо не просто обучать будущих офицеров. Требуется комплексно проводить и воспитательную работу. Ведь закончивший вуз младший офицер, попав в войска, сам должен стать воспитателем для своих солдат. И уже он будет обязан:

  • понимать иерархию информационно-воспитательного воздействия;

  • обладать целостностью внутренних убеждений, непротиворечивостью мировоззрения, стойкостью в любых ситуациях военной службы;

  • обладать знаниями исторического прошлого Родины;

  • разбираться в основных положениях религиозных конфессий и сект, иметь представление об их опасности и деструктивном характере;

  • знать и распознавать основные методы психологической войны и научить этому своих подчиненных;

  • владеть основами практической психологии, коммуникативными техниками, саморегуляцией;

  • диагностировать суицидальные тенденции и намерения в поведении военнослужащих;

  • уметь организовывать досуг подчиненных в направлении укрепления психологической устойчивости, физического развития;

  • решительно отказаться от вредных привычек (употребления алкоголя, табака, наркотиков) и личным примером воспитывать в этом направлении своих подчиненных;

  • владеть в совершенстве приемами физической самообороны.

Для того чтобы младшие командиры в совершенстве владели вышеназванными навыками и умениями и использовали в своей деятельности методы индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, им необходимо заниматься самовоспитанием. Без настойчивой работы военнослужащего над формированием собственной личности эффективность процесса воспитания будет невысокой.

В каждом человеке заложено стремление к собственному развитию. Эту потребность необходимо стимулировать, дать ей правильное направление.

Важнейшими условиями развития личности являются направленность ее жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств.


Самовоспитание – особыйвид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности. Поэтому младший командир в индивидуальном порядке или в рамках коллективной работы с личным составом может предложить своим подчиненным те или иные способы самовоспитания, а также указать им, над какими качествами следует работать и какими приемами можно достичь желаемого результата. Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения.

Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях; способствует объективному ответу на вопрос: кто есть «я»? Частью самоанализа является самовнушение. Психологическая сущность этого приема – пробудить и укрепить веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к желаемой цели. Техника самовнушения строится на принципах аутогенной тренировки и состоит из словесных предписаний: «должен – хочу – могу – есть». Например, «я должен быть организованным – я хочу быть организованным – я могу быть организованным – я стал организованным» Проводить такую тренировку целесообразно ежедневно. Текст тренировки должен быть точным и однозначным, фразы – лаконичными и утвердительными.

Достижение и закрепление успеха водном качестве является стимулом для совершенствования и других сторон личности, например, исполнительской дисциплины, аккуратности, точности, уравновешенности, сдержанности и пр.

Приемы самопринуждения близки по своему характеру к самовнушению, хотя и выражаются в несколько иных формах: как правило, выделяют самоосуждение и самозапрещение.

Самоосуждение является выражением искреннего недовольства своими действиями и поведением. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности собой может быть различной. Самоосуждение может выражаться в виде внутреннего диалога, в котором военнослужащий, анализируя шаг за шагом свое поведение, критикует себя, или проявиться в гневном монологе в свой адрес, например, за допущенную беспринципность или халатность по службе.



Самозапрещение представляет собой добровольный отказ от собственных намерений и действий. Оно помогает разрешать конфликтные ситуации с товарищами. Применяя самозапрещение, военнослужащий, таким образом, накладывает вето на отклонения и соблазны, уводящие в сторону от намеченного пути.

Наряду с повышением качества работы с подчиненными рассмотренные приемы самовоспитания позволяют также разнообразить методику воздействия на самого себя в интересах целенаправленного развития своих военно-профессиональных качеств командира.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что использование воспитания и самовоспитания в комплексе - залог успеха в формировании положительных качеств как у своих подчиненных, так и у себя.

Список использованной литературы


  1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2012.

  2. Андрос О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности: Канд. дис. Пермь, 2012.

  3. Беловолов В. А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление / В. А. Беловолов II Сибирский педагогический журнал. - 2010.-№9.

  4. Беловолов В. А., Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психологопедагогическое явление / В. А. Беловолов II Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10.

  5. Березовин Н.А., Чепиков В.Т. , Чеховских М.И., Основы психологии и педагогики, 2-е издание, учебное пособие, Минск, 2008.

  6. Большой толковый психологический словарь. Т. 2, пер. с англ. / Ребер Артур, - ООО «Изд-во АСТ», «Изд-во Вече», 2011.

  7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999.

  8. Военная психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 2019.

  9. Гоникман Э. И. К учению о темпераментах. Расширенный взгляд / Э.И. Гоникман. - М.: Велигор, 2013.

  10. Дорфман Л.Я. Образ человека в концепции индивидуального стиля деятельности. Сб. матер.: Индивидуальность и способности. М.: Просвещение, 2013.

  11. Егорова Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления: Монография. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2011.

  12. Егорова Т.Е. Теоретико-методологические основания исследования психологической культуры и ее становления в российском обществе//Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

  13. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2012.

  14. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 2009.

  15. Либин А.А. Стиль человека и окружающая действительность: базовые параметры взаимодействия. Я Природа психического. Пермь: Наука, 2011. С

  16. Лурье Л. И. Подготовка военного специалиста нового типа II Л. И. Лурье Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2.

  17. Марков К.В. Индивидуально-психологические особенности будущих специалистов военного профиля. – М.: Бук, 2014.

  18. Матвеев Д. Е., Беловолов В. А., Жданок А. И. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза II Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1.

  19. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 2010.

  20. Общая психология. / сост. А. Маклаков, СПб: Питер, 2012. С. 321.

  21. Пашкин С.Б. Научно-практические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в период обучения в ввузе МО РФ (психолого-педагогический аспект). СПб.: ВИТУ, 2011.

  22. Пашкин С.Б. Развитие психологической и педагогической культуры преподавателя военного вуза/ Сборник военно-научных статей военного института (инженерно-технического) академии. Вып. СПб.: ВАМТО, 2014. С. 321-327 (перечень ВАК №80.07-ВО-43/09 от 04 мая 2010 г.)

  23. Полякова, О. Б. Общий психологический практикум. Сборник диагностических процедур. Часть 4. Индивидуально-психологические особенности личности. В 2 томах. Том 1. Темперамент. Характер. В 2 книгах. Книга 1 / О.Б. Полякова. - М.: МПСИ, 2014.

  24. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2012.

  25. Психология и психоанализ характера. - М.: Бахрах-М, 2014.

  26. Самыгин С.И., Гулиев М.А., Ганиева Р.Х., Психология и педагогика для студентов вузов 4-е издание, учебное пособие, Ростов на Дону, «Феникс», 2011.

  27. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002.

  28. Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшейшколы: конвергенция понятий и путей развития//VIIСанкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». 27-28 ноября 2013 года. Сборник трудов. СПб.: РИЦ Национального минерально-сырьевого университета «Горный», 2013.

  29. Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая культура и индивидуальный стиль: развитие через формирование// Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы IV Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. М.: Изд-во Перо, 2014.

  30. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

  31. Строков Р.Р. Психологическое исследование влияния свойств темперамента на стиль руководства офицеров курсантских подразделений военных образовательных учреждений высшего профессионального образования //Вестник МГОУ: Серия «Психологические науки». № 2. – 2016.

  32. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 2009.

  33. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2010.


1 Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.

2 Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.

3 Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. — «Основы обшей психологии» М., 1946.

4 Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая культура и индивидуальный стиль: развитие через формирование// Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы IV Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. М.: Изд-во Перо, 2014. С. 63-65.

5Пашкин С.Б. Развитие психологической и педагогической культуры преподавателя военного вуза/ Сборник военно-научных статей военного института (инженерно-технического) академии. Вып. СПб.: ВАМТО, 2014. С. 321-327 (перечень ВАК №80.07-ВО-43/09 от 04 мая 2010 г.)


6 Егорова Т.Е. Теоретико-методологические основания исследования психологической культуры и ее становления в российском обществе//Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С. 75.

7 Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. — «Основы обшей психологии» М., 1946.

8 Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999. С. 167.

9 Самыгин С.И., Гулиев М.А., Ганиева Р.Х., Психология и педагогика для студентов вузов 4-е издание, учебное пособие, Ростов на Дону, «Феникс», 2011 г., С. 126 стр

10 Общая психология. / сост. А. Маклаков, СПб: Питер, 2012. С. 321.

11 Большой толковый психологический словарь. Т. 2, пер. с англ. / Ребер Артур, - ООО «Изд-во АСТ», «Изд-во Вече», 2011. С. 231.

12 Березовин Н.А., Чепиков В.Т. , Чеховских М.И., Основы психологии и педагогики, 2-е издание, учебное пособие, Минск, 2008. С. 336.

13 Андрос О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности: Канд. дис. Пермь, 2012. С. 89-90.

14 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 2009. С.125.

15 Дорфман Л.Я. Образ человека в концепции индивидуального стиля деятельности. Сб. матер.: Индивидуальность и способности. М.: Просвещение, 2013. С. 45.

16 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 2009. С.136.


17 Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 2010. С.45.

18 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 2009. С.226.

19 Матвеев Д. Е., Беловолов В. А., Жданок А. И. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза II Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1. С. 23.

20 Беловолов В. А., Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психологопедагогическое явление / В. А. Беловолов II Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. -С. 21-32.

21 Лурье Л. И. Подготовка военного специалиста нового типа II Л. И. Лурье Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2. С. 12.

22 Военная психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 2019.С. 131.

23 Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. С. 76.

24 Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшейшколы: конвергенция понятий и путей развития//VIIСанкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». 27-28 ноября 2013 года. Сборник трудов. СПб.: РИЦ Национального минерально-сырьевого университета «Горный», 2013. С. 277-280

25 Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 324.

26 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 2009. С.225.

27 Либин А.А. Стиль человека и окружающая действительность: базовые параметры взаимодействия. Я Природа психического. Пермь: Наука, 2011. С. 98.

28 Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 2010. С.45.

29 Егорова Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления: Монография. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2011. С.253.

30 Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2012. С. 464.

31 Марков К.В. Индивидуально-психологические особенности будущих специалистов военного профиля. – М.: Бук, 2014. – С. 297-300.

32 Пашкин С.Б. Научно-практические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в период обучения в ввузе МО РФ (психолого-педагогический аспект). СПб.: ВИТУ, 2011. С.155.

33 Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2012. С.45.