Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента
1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.
1.2. Психологическая характеристика основных типов
2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности
2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений
2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
Трёхступенчатая система военного образования в России обеспечивает историческую преемственность, сохраняя и развивая традиции военной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию, патриотизма в высших его проявлениях, твердых нравственных принципов. Подготавливая высокопрофессиональных специалистов военного дела, система берет на себя задачу воспитания патриотов и граждан, обладающих лучшими человеческими качествами и способных взять на себя ответственность как за принятие важных решений, так и за судьбы вверенных им людей.
Повседневная деятельность современной российской армии неразрывно связана с достижениями научно-технического прогресса. Её развитие происходит параллельно с разрешением глобальных проблем общества, что неизбежно сопровождается постоянным обновлением содержательной стороны военного образовательного процесса. Без гибкости и оперативного реагирования на достижения педагогической науки в подготовке военных кадров, применения новых образовательных технологий с элементами творчества воспитание современного, высококвалифицированного и компетентного командира представляется затруднительным.
Немаловажная роль в решении этой задачи отведена воспитательному процессу, в ходе которого будущий офицер приобретает высокие моральные качества, придавая особый, глубокий смысл таким понятиям как честь, достоинство, патриотизм, порядочность, преданность делу. Добиться такого результата можно только совокупностью мер по организации учебного процесса: компетентностью, авторитетом и обоснованностью требований преподавательского состава, организованностью и высокой дисциплиной как во время обучения, так и вне занятий.
Формирование профессиональной военной культуры и высоких моральных принципов представляет собой задачу государственной важности, поскольку офицер, попадая в войска, становится основной опорой государственной безопасности. Это обуславливает важность следованию в процессе обучения духовным основам жизни общества и единению с историческими традициями армии
19.
Подготовка будущего офицера – защитника Отечества представляет собой комплексный процесс подготовки, включающий как большой объем специальных профессиональных знаний, так и создание обучающей среды, пронизанной идеями высокой нравственности в соответствии с гуманистическими ценностями.
Формирование личности будущего офицера в условиях вуза напрямую связано с общей духовной атмосферой учебного заведения, того, что принято называть воспитательной средой. Военным преподавателям в процессе подготовки курсантов предстоит решать комплекс ответственных задач по профессиональному обучению и патриотическому воспитанию. Ведь курсантам по окончании вуза предстоит самим стать не только командирами, но и воспитателями, поэтому так важно в процессе обучения привить им командирские качества, укрепить уверенность в правильном выборе профессии.
Цель образовательной среды военного вуза – передать учащимся профессиональные знания и навыки, а также на сформировать у каждого курсанта патриотическое мировоззрение и привить ему комплекс социально-ценностных качеств, помогающих достичь достойного морально-психологического уровня, который способствовал бы поддержанию сплоченности коллектива и его способности успешно решать поставленные перед ним задачи. Патриотизм, верность профессиональному долгу и строгая дисциплина составляют аксиологическую основу образовательной среды военного вуза. Профессиональная подготовка является не только частью учебного процесса, но и фундаментом формирования личности кадрового командира как носителя высокой нравственности и источника профессионально-педагогической культуры. Только в этом случае офицер сможет воспитывать подчиненных, быть для них авторитетом и вести за собой20.
Патриотическое воспитание будущего офицера в рамках образовательного процесса высшего военно-учебного заведения не ограничивается рамками обучения. Оно базируется на общечеловеческих ценностях и исторических традициях, героической истории русской армии и решает государственно-патриотические воспитательные задачи. Воспитательные мероприятия распределены таким образом, что являются неотъемлемой частью воинской службы, образовательной деятельности, повседневной жизни, научной работы как курсантов, так и преподавателей, и командиров курсантских подразделений. Работа ведётся как в индивидуальном порядке, так и формах массового военно-патриотического воспитания.
Образовательно-воспитательный процесс в военном вузе коренным образом отличается от аналогичных процессов в гражданских учебных заведениях. Ведь курсанты ограничены регламентом, временем, возможностями в части доступа к носителям материальной информации. Военно-профессиональное образование преимущественно имеет закрытый характер, а режим военно-учебных заведений регулирует поведение личного состава, накладывая определенные ограничения и регламентируя служебные отношения на принципах централизации и единоначалия с безусловным соблюдением уставной дисциплины под жестким контролем за деятельностью курсантов со стороны руководящего состава. Программа военного вуза предусматривает несением курсантами военной службы21.
Курсанты в военном институте помимо образовательного процесса выполняют задачи по охране общественного порядка, несут гарнизонную, караульную и внутреннюю службы и мн.др. Такой серьёзно отличающийся от гражданской жизни распорядок зачастую сопряжён с кризисом адаптации. Многие курсанты оказываются морально не готовы к кардинальной смене образа жизни, сопряжённого с интенсивным обучением и выполнением воинских обязанностей. Таким образом, процесс обучения в военном вузе многомерен по своим структуре и содержанию. Он представляет собой совокупность систематизированных знаний как по фундаментальным общеобразовательным, так и специальным военным дисциплинам, а также комплекс практических умений и навыков, непосредственно связанных с несением военной службы.
В образовательном процессе военного вуза следует различать нормативно-регламентирующие, деятельностно-стимулирующие и коммуникативно-информационные сферы.
-
Нормативно-регламентирующие условия подразумевают, что субъекты образовательного процесса подчиняются утверждённому распорядку дня. Благодаря строго соблюдаемому расписанию курсанты имеют возможность личного планирования для максимально эффективного взаимодействия с коллегами и преподавателями включая внеучебное время и часы, отведённые на самоподготовку. -
Деятельностно-стимулирующие условия в военном вузе ориентированы на получение курсантами профессии офицера, поэтому связаны с будущей служебно-боевой деятельностью учащихся. -
Коммуникативно-информационные условия в военных вузах определяются особым режимом образовательного процесс, связанного с жёсткой регламентированностью и сопряжёнными с ней ограничениями. Нормативно-регламентирующие условия предполагают строгий распорядок дня, ограниченность времени выхода за территорию вуза. В этой связи перед руководством учебной части стоит важная и сложная задача постоянного обновления методической и учебной базы новейшими источниками информации, включая как печатные носители, так и электронные средства. Курсанты вузов в основном пользуются теми средствами информации, которыми оснащено учебное заведение (внутренняя библиотека, читальный зал).
Модель педагогических условий военного вуза должна учитывать всю полноту специфики образовательно-воспитательного процесса при разработке и реализации методических пособий и предметных программ. При этом
Учитывая все нюансы профессиональной подготовки курсантов военного вуза, представляется целесообразным строить образовательный процесс на основе индивидуального подхода.
Структура организации учебного процесса нуждается в активном внедрении информационных технологий и эффективном вовлечении в курсантов с созданием условий, соответствующих современному характеру армейской организации22.
Армия нуждается в командирах новой формации – специалистах высокого уровня организации, способных на практике применять современные воспитательные технологии в жестких рамках нормативно-правовой организации военного дела. В этой связи образовательный процесс в военном вузе требует разработки принципиально новых стандартов взаимоотношений военнослужащих, способствующих выработке чувства сплоченности между членами воинского коллектива. Проблема подготовки военного командира обретает мировоззренческий характер и обнаруживает суть проблемы человека, готового к самопожертвованию и обладающего высоким уровнем духовных устремлений23.
Современный командир должен обладать несомненной жаждой постоянного самообразования, чтобы всегда отвечать высоким требованиям реалий и своими интеллектом и эрудицией вдохновлять подчинённых на решение практических учебных и боевых задач. Обучать и выпускать дипломированного командира, способного продемонстрировать при несении службы всю полноту своей личности, ориентированной на непрерывное саморазвитие с приоритетом общечеловеческих ценностей – вот основная задача современного военного образовательного учреждения.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10