ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными задачами ИХ являются:
-
своевременное снабжение участков, рабочих мест необходимым инструментом; -
своевременный ремонт, заточка и восстановление инструмента; -
повышение качества инструмента и его рациональная эксплуатация; -
снижение затрат на приобретение, изготовление, хранение и эксплуатацию инструмента.
На предприятиях используются следующие формы организации ИХ:
-
централизованная форма. Создаётся ИО, который руководит всеми инструментальными службами предприятия. В его составе ИЦ, изготавливающий инструмент для всех подразделений предприятия; -
децентрализованная форма. Каждый цех предприятия самостоятельно обеспечивает (изготавливает) своё производство необходимым инструментом; -
смешанная форма. Происходит перераспределение работ между подразделениями ИХ: изготовление инструмента осуществляет ИЦ, его хранение и распределение – ЦИС, а ремонт и восстановление – цехи основного и вспомогательного производства.
Структура и функции органов управления ИХ-вом определяются типом, характером и масштабом производства.
На средних и малых предприятиях структура управления ИХ упрощается в связи с сокращением количества подразделений, так как функции каждого подразделения расширяются либо переходят другим подразделениям предприятия (отделу главного технолога, отделу снабжения, аппарату ИЦ и т.п.).
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ИНСТРУМЕНТЕ
Общая потребность в инструменте определяется исходя из его расхода, необходимого для планового выпуска продукции и изменения оборотного фонда инструмента:
Ио = Р + Он – Оф,
где Ио – общая потребность в инструменте на плановый период (год), шт.;
Р – расход инструмента на плановую программу выпуска продукции, шт.;
Он – норматив оборотного фонда инструмента, т.е. нормативная величина запаса инструмента на конец планового периода, шт.;
Оф – фактическое наличие оборотного фонда инструмента, т.е. фактическая величина запаса на начало планового периода, шт.
В практике предприятий при определении расхода инструмента применяются статистические и нормативные методы расчёта.
Для бесперебойного питания цехов и рабочих мест инструментом определяется величина их запасов – оборотный фонд.
Оборотный фонд инструмента в целом по предприятию Оп складывается из запасов инструмента на ЦИСе и оборотных фондов цехов.
Оборотный фонд инструмента цеха Оц состоит из запасов в ИРК, инструмента, находящегося на рабочих местах Ир.м, в заточке Из и ремонте Ир:
Оц = Иирк + Ир.м + Из + Ир.
При планировании пополнения запасов инструмента на ЦИСе используются две системы: максимум-минимум, на заказ.
Система «максимум-минимум». В соответствии с этой системой устанавливаются три уровня запасов: максимальный, минимальный, запас, соответствующий точке заказа.
Под минимальным уровнем запасов понимается такой запас, ниже которого он не должен сокращаться, так как возникнут перебои в снабжении цехов. Минимальный запас соответствует величине страхового (резервного) запаса, создаваемого на случай нарушения сроков и объёма поставок инструмента.
Максимальный запас – количество инструмента, выше которого запас не должен создаваться, так как это приведёт к сверхнормативному запасу оборотных средств, сокращению их оборачиваемости, снижению их рентабельности.
Точка заказа – величина запаса (конкретного инструмента), при достижении которой подаётся заявка в ИО на исполнение или приобретение очередной партии инструмента.
Точка заказа зависит как от цикла выполнения заказа поставщиком или инструментальным цехом предприятия, так и от средней скорости расхода инструмента.
Планирование по системе максимум-минимум организуется для инструмента, расходуемого в больших количествах, в прочих случаях используется система планирования на заказ.
Предполагает установление лимита (количества) расхода инструмента за месяц (квартал) по каждому типоразмеру инструмента для всех цехов предприятия. Выдача инструмента цехам производится только в пределах установленного лимита по лимитным картам.
Особенностью планирования производственного задания инструментальным цехам является резервирование 10 – 15% мощности для выполнения срочных заказов на изготовление инструмента.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТНОГО ХОЗЯЙСТВА
3.1. СОСТАВ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА РЕМОНТНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ремонтное хозяйство (РХ) – это совокупность общецеховых и цеховых подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по техническому обслуживанию (уходу, надзору) и ремонту оборудования, в результате чего решаются следующие задачи:
-
обеспечивается постоянная рабочая готовность всего оборудования; -
удлиняется межремонтный срок оборудования; -
повышается производительность труда ремонтных рабочих и снижаются затраты на ремонт.
РХ возглавляется главным механиком предприятия. В его функции входят:
-
паспортизация и аттестация оборудования; -
разработка технологических процессов ремонта и их оснащения; -
планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования; -
модернизация оборудования; -
совершенствование труда работающих в ремонтном хозяйстве.
РХ состоит из:
-
аппарата отдела главного механика (ОГМ); -
ремонтно-механического цеха (РМЦ); -
цеховых ремонтных бюро (ЦРБ); -
службы цехового механика; -
смазочного и эмульсионного хозяйства; -
складов оборудования и запасных частей.
Функции, структура и количественный состав подразделений ОГМ изменяются в зависимости от масштабов ремонтных работ, особенностей их структуры и особенностей предприятия в целом (производственная структура, схема управления, уровень специализации и т.п.).
В ОГМ создаются следующие структурные подразделения:
-
конструкторско-технологическое бюро (группа); -
планово-производственное бюро (группа); -
бюро (группа) планово-предупредительного ремонта (ППР). В составе этого бюро организуется: группа по запасным частям, группа ремонтно-смазочного хозяйства, группа кранового оборудования. -
РМЦ осуществляет ремонт технологического и других видов оборудования и изготавливает запасные части.
3.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
Различают централизованную, децентрализованную и смешанную формы организации ремонта.
При централизованной форме все виды ремонта и технического обслуживания производит РМЦ предприятия.
При децентрализованной форме ремонт и техническое обслуживание оборудования производится силами цеховых ремонтных баз. Здесь же изготавливают новые и восстанавливают изношенные детали и узлы.
При смешанной форме трудоёмкие работы (капитальный ремонт, модернизация оборудования, изготовление запасных частей, восстановление изношенных деталей и узлов и др.) производятся в РМЦ предприятия, а техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования – в цеховых ремонтных базах.
Чаще других на предприятиях применяют три метода организации ремонта:
Ремонт по потребности, т.е. по мере остановки оборудования. При этом методе работу РМЦ планировать невозможно.
Метод по дефектным ведомостям, выполняется осмотр оборудования и составляется «ведомость дефектов», в которой отражается, что и когда надо ремонтировать. Планирование при таком методе затруднено.
Метод организации ремонтов по системе планово-предупредительного ремонта (ППР) и технического обслуживания и ремонта (ТОР). Это совокупность организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования по заранее составленному плану.
В основе этих систем лежат принципы плановости и предупредительности (профилактики).
Плановость предполагает осуществление обслуживания по специально разработанному графику с заданными объёмами работ в назначенные сроки.
Предупредительность (профилактика) заключается в том, что после отработки (наработки) каждым изделием (машиной, оборудованием) установленного периода времени (ресурса) оно, независимо от его технического состояния и физического износа, подвергается определённым видам воздействия (обслуживания).
Системы ППР и ТОР включают в себя:
-
уход за оборудованием основными рабочими в начале и в конце смены; наблюдение дежурными слесарями, электриками, смазчиками работу технологического оборудования, устранение мелких неисправностей; -
техническое обслуживание: проведение осмотров дежурными слесарями 1 – 2 раза в месяц, промывки, проверка на точность, жёсткость (с представителями отдела технического контроля); -
ремонты, в зависимости от содержания и трудоёмкости выполнения работ в системе ППР подразделяются на текущий (малый), средний и капитальный. Такая система в основном применяется для устаревшего оборудования. Для нового дорогостоящего оборудования рекомендуется система ТОР, включающая два вида ремонта: текущий и капитальный. Основными по этой системе являются работы по техническому обслуживанию.
Текущий и малый – минимальные по объёму ремонты, во время которых заменяются и восстанавливаются отдельные части (детали, узлы) оборудования, выполняется регулировка его механизмов. Проводятся такие ремонты на месте, без остановки технологического оборудования в нерабочее время. Цель таких ремонтов – обеспечить работоспособность оборудования до очередного планового ремонта.
При среднем ремонте производится частичная разборка агрегата изношенных деталей и узлов. При системе ТОР средний ремонт не проводится.
Капитальный ремонт – сложный и большой по объёму вид ремонта. Происходит замена всех изношенных деталей и узлов, регулировка механизмов для восстановления полного или близко к полному ресурса. Обычно сопровождается модернизацией оборудования.
Под модернизацией оборудования понимается внесение в конструкцию машин изменений с целью частичной ликвидации последствий морального износа. Модернизация целесообразна в том случае, если экономически эффективна.
3.3. РЕМОНТНЫЕ НОРМАТИВЫ
Для перехода на системы ППР и ТОР необходимо установить ремонтные нормативы и провести техническую и материальную подготовку производства.
Ремонтные нормативы дифференцируются по группам технологического оборудования и характеризуют последовательность проведения ремонтов и осмотров (технического обслуживания), объёмы ремонтных работ, их трудоёмкость и материалоёмкость.
Важнейшими календарно-плановыми нормативами системы ППР являются:
-
продолжительность межремонтного цикла – промежуток времени от ввода оборудования в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период между двумя последовательными капитальными ремонтами; -
структура межремонтного цикла – перечень последовательных работ по ремонту и техническому обслуживанию в период межремонтного цикла; -
межремонтный период – время (в месяцах) между двумя очередными ремонтами; -
межосмотровой период – время (в месяцах) между очередными ремонтом и осмотром; -
для оценки сложности ремонта оборудования, его ремонтных особенностей введена категория сложности ремонта; -
трудоёмкость ремонтных работ рассчитывается исходя из количества ремонтных единиц (совпадают по числу с категорией сложности) и норм затрат труда (норм времени) на одну ремонтную единицу по видам работ:
Виды ремонта и профилактические операции | Виды работ для технологического и подъёмно-транспортного оборудования | Норма времени на 1 ремонтную единицу, ч | ||||||
Слесарные работы | Станочные работы | Прочие (сварочные, окраска и др.) | Всего | |||||
Промывка как самостоятельная операция | 0,35 | - | - | 0,35 | ||||
Проверка на точность как самостоятельная операция | 0,4 | - | - | 0,4 | ||||
Осмотр перед кап. ремонтом | 1,0 | 0,1 | - | 1,1 | ||||
Осмотр | 0,75 | 0,1 | - | 0,85 | ||||
Малый ремонт | 4,0 | 2,0 | 0,1 | 6,1 | ||||
Средний ремонт | 16,0 | 7,0 | 0,5 | 23,5 | ||||
Капитальный ремонт | 23,0 | 10,0 | 2,0 | 35,0 |