Файл: Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям детского сада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Если ребенок в хорошем настроении, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на 2-3 часа уже со второго дня [6]. С каждым днем время пребывания в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. Желательно, что в это время мама приходила за ребенком к концу прогулки, помогала бы ему раздеться, и он обедал бы в детском саду в ее присутствии. На третьей неделе ребенок может оставаться на дневной сон. Педагог заранее должен настроить ребенка на сон, предложить принести из дома мягкую игрушку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель. Когда ребенок привыкнет в детском саду спать, его оставляют на целый день [6].

Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей, похвала за любые достижения. Они постоянно должны чувствовать, что воспитатель радуется их успехам, поддерживает, придает силу в их возможностях. В этот период важно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают все вместе одинаковые действия. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем.

По утверждению JI. Пыжьяновой и Р. Калининой [10], главная цель педагогов, при организации жизни детей впервые поступивших в детский сад, это создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, способствующей формированию у ребенка положительной установки и желания идти в детский сад. Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.

Процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты.

В научной литературе представлены разные группы факторов адаптации:

внешние и внутренние;

биологические и социальные;

факторы, которые зависят и не зависят от педагогов ДОУ.

На основании исследований специалистов, изучающих проблемы адаптации можно условно разделить факторы на две группы:

- объективные и субъективные.

В первую группу выделены факторы, относящиеся к окружающей дошкольников среде, во вторую - факторы, связанные с их биологическими и психологическими особенностями.


К числу объективных факторов относят:

-внешнесредовые факторы (социально-экономические, социокультурные, экологические особенности страны и региона, в котором проживает ребенок),

-педагогические факторы (программу обучения; личность воспитателя, его компетентность, стиль общения; состояние материально-технической базы ДОУ, санитарно-гигиенические условия; преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой),

- семью (материальные, жилищно-бытовые условия семьи; общекультурный уровень родителей, их социальный статус; характер супружеских и детско-родительских отношений; стиль семейного воспитания),

- группы сверстников (группа детского сада; характер общения младшего школьника со сверстниками вне ДОУ) [10].

В группу субъективных факторов вошли состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, уровень тренированности их адаптационных возможностей.

Объективные и субъективные факторы находятся в неразрывном единстве, постоянном взаимодействии и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс социальной адаптации детей раннего возраста [5]. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. В начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма. Ребенок начинает часто болеть острыми респираторными заболеваниями, бронхитами, инфекциями. К тому же период адаптации к дошкольному учреждению может совпадать с кризисом трех лет, что невольно взваливает на плечи ребенка еще один тяжелый груз, надрывая его психику. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями [2].

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.


2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

3. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января). Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо[2]:

• знакомство, сближение детей между собой;

• знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

• знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

• знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);

• знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому более эмоционально чувственные, впечатлительные и привязанные дети тяжело адаптируются к детскому саду, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены [4].

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей


Диагностический инструментарий кейса


Анкетирование родителей в период адаптации

1.Первичная анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» Н.В. Соколовская, 2008

С целью определения прогноза адаптации ребенка, просим Вас ответить на вопросы анкеты с учетом типичных реакций ребенка на различные ситуации.

Фамилия имя ребенка __________________________________________________

Дата рождения   _____________________  Полных лет ____________________

 

  1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке:

А) бодрое, уравновешенное; Б) неустойчивое; В) подавленное?

  1. Как Ваш ребенок засыпает:

А) быстро, спокойно; Б) долго не засыпает; В) неспокойно?

  1. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельная и пр.):

А) да; Б) нет?

  1. Какова продолжительность дневного сна ребенка:

А) 2ч; Б) 1ч ?

  1. Какой аппетит у Вашего ребенка:

А) хороший; Б) избирательный; В) неустой­чивый; Г) плохой?

  1. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки:

      А)    да (указать какие); Б) нет?

  1. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке:

А) да; Б) иногда; В) нет?

  1. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослого:

А) да; Б) иногда; В) нет?

  1. Как играет Ваш ребенок:

А) самостоятельно; Б) не всегда; В) не игра­ет сам?

  1. Какие взаимоотношения со взрослыми:

А) легко идет на контакт; Б) избирательно; В) трудно?

  1. Какие взаимоотношения с детьми:

А) легко идет на контакт; Б) избирательно; В)   трудно?

  1. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен:

А) да; Б) не всегда; нет?

  1. Есть ли у ребенка уверенность в себе:

А) есть ; Б) не всегда; В) нет?

  1. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими:

А) перенес разлуку легко; Б) тяжело?

  1. Есть ли у ребенка аффективная (ярко выраженная) привязанность к кому-либо из взрослых:

А) есть; Б) нет 

2. Лист наблюдений родителей за состоянием ребенка в адаптационный период.

С каким настроением ребенок:


  • идет в детский сад:___________________________________________________

  • уходит из детского сада:______________________________________________

Как ребенок спит ночью:____________________________________________________

Насколько активен ребенок дома:___________________________________________

Что радует родителей:_____________________________________________________

Что тревожит:_____________________________________________________________

Пожелания родителей:______________________________________________________

 


  1. Итоговая анкета для родителей при поступлении в детский сад

Уважаемые родители!

Для создания точной и полной картины психологического состояния вашего ребенка, а также определения ближайших перспектив его развития просим вас помочь нам в проведении психологического обследования вашего ребенка и предоставить необходимую информацию.

 

Пожалуйста, укажите имя и фамилию ребенка, дату рождения_____________________

  1. Ф.И.О., дата рождения, образование:

Мама___________________________________________________________________________________________

Папа____________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите полный состав семьи, в которой постоянно живет ребенок, а также укажите возраст всех детей в семье:___________________________________________

  2. Доношен ли ребенок, были ли осложнения в дородовый период:______________

  3. Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)____________________________________________

  4. Были ли осложнения при родах (в срок, досрочные, перенашивание; нормальные, стремительные, длительные; обезвоженные; самостоятельные /вакуум/ стимуляция/ кесарево/ выдавливание):_______________________________

  5. Вес:____________Рост: _____________Оценка по Ангар:____________________

  6. Когда закричал_____________Асфиксия____________Резус-конфликт_________

  7. Перенесенные заболевания

До 1 года _____________________________________________________________

После 1 года __________________________________________________________

Ушибы, травмы головы ________________________________________________

  1. Как долго (до какого возраста) кормили ребенка грудью: ____________________

  2. Состояние здоровья ребенка на момент обследования и перенесенные заболевания (в каком возрасте, тяжесть заболевания):_____________________________

  3. Кто воспитывал ребенка первые два года, кто ухаживал за ребенком:__________

  4. Когда ребенок начал сидеть________, ползать__________, стоять_____________

ходить______, _____________________________________

  1. Когда появились гуление_____, лепет______, первые слова___________, фразы__________, фразовая речь________ насколько активным было речевое общение_

  2. Насколько активным был ребенок в первые два года:________________________