Файл: П авлодар облысы білім беру басармасы Білім беруді дамытуды инновациялы орталыы Халыаралы зерттеулер форматындаы функционалды сауаттылыты дамытуа арналан .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тип вопроса: сложный множественный выбор
Компетенция: оценить и сформировать научные вопросы
Контекст: социальный
Сложность: 2-уровень
Ответ: нет; нет; да; да; да
Вопрос 58: КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
На рисунке приведены значения артериального давления у здоровых людей в возрасте от 15 до 60 лет и старше. Сделайте вывод об особенностях систолического и диастолического давления у различных групп людей.
Cистолическое и диастолическое давление в зависимости от возраста и пола
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: личностный
Сложность: 3-уровень
Ответ:
1. С возрастом у мужчин систолическое и диастолическое давления растут равномерно.
2. У женщин же зависимость давления от возраста сложнее: от 20 до 40 лет давление у них увеличивается незначительно, и величина его меньше, чем у мужчин; после 40 лет показатели давления быстро возрастают и становятся выше, чем у мужчин.
3. Систолическое и диастолическое давление здоровых людей зависит от возраста и пола.
Вопрос 59. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. Изучи данные таблицы 1 и таблицы 2. (АД – артериальное давление, АГ – артериальная гипертония) и дайте ответы на вопросы.
-
Какое давление должно быть у здорового человека? -
Что происходит с артериальным давлением при гипертонии? -
Повышается ли артериальное давление в горах?
-
Оцените состояние здоровья человека, используя данные второй таблицы.
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: личностный
Сложность: 4-уровень
Ответ:
-
Нормальное давление составляет 120/80. -
При артериальной гипертонии давление повышается. -
Показатели артериального давления при подъеме на гору всегда понижаются.
4. У человека давление повышенное и соответствует 1-ой степени артериальной гипертонии.
Вопрос 60: КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА.
Воспользуйтесь информацией, данной на рисунке
, для ответа на вопросы
Исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько у 52-летнего человека на протяжении всего времени при оптимальной работе сердца: а) отдыхали мышцы желудочков сердца; б) отдыхали мышцы предсердий?
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: личностный
Сложность: 4-уровень
Ответ:
А) мышцы желудочков сердца отдыхали 32,5 года.
Б) мышцы предсердий отдыхали 45,5 лет
21. ДЫХАНИЕ
Необходимым условием жизнедеятельности организма является постоянный газообмен между организмом и окружающей средой. Органы, по которым циркулируют вдыхаемый и выдыхаемый воздух, объединяются в дыхательный аппарат. Большинство из них представляют собой воздухоносные пути и служат для проведения воздуха в лёгкие. При дыхании организм получает из воздуха кислород, который разносится кровью по всему телу. Кислород участвует в сложных окислительных процессах органических веществ, при котором освобождается необходимая организму энергия.
Вопрос 61: ДЫХАНИЕ
Рассмотрите схему лёгочных объёмов и определите, чему равен показатель, характеризующий жизненную ёмкость лёгких (ЖЁЛ)? Равна ли ЖЁЛ всему объёму лёгких? Ответ обоснуйте.
Схема лёгочных объёмов.
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: социальный
Сложность: 4-уровень
Ответ: ЖЁЛ равна 3500 куб. см. ЖЁЛ на равна всему объёму легких, это связано с тем, что лёгкие не спадают, в них содержится остаточный объём.
Вопрос 62: ДЫХАНИЕ
Сколько воздуха расходует на дыхание класс из 30 человек в течение 45 минут, если один Восьмиклассник делает в среднем 16 вдохов в минуту, вдыхая по 2 литра воздуха?
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: оценить и сформировать научные вопросы
Контекст: личностный
Сложность: 3-уровень
Ответ:
45*16= 720 вдохов за 45 минут
720* 2л =1440 литров затрачивает 1 ученик
1440*30=43200л или 43,2 куб. м
Вопрос 63: ДЫХАНИЕ. «Жизнь – это горение» - эти слова принадлежат французским учёным XVIII в. А. Лавуазье и П. Лапласу. Органические вещества + О2 = СО2 + Н2О + энергия. Для горения в жизни используется топливо, в состав которого входит углерод. Горение – это необратимый процесс. Что выделяется и какой одинаковый продукт реакции образуется при горении и дыхании?
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: социальный
Сложность: 3-уровень
Ответ: Горение, с точки зрения химии – окислительный процесс. В свою очередь дыхание также окисление. Схема отражает процесс окисления сложных органических веществ, который происходит в клетках, при этом выделяется энергия, необходимая для всех процессов жизнедеятельности.
Вопрос 64: ДЫХАНИЕ. На заре воздухоплавания три французских аэронавта совершили полёт на воздушном шаре. Они поднялись на высоту 8000м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на Землю в очень тяжёлом состоянии. Назовите причину гибели аэронавтов?
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: личностный
Сложность: 4-уровень
Ответ: Обязательное условие нормального дыхания – определённая концентрация кислорода в воздухе, недостаточность его вызывает в организме различные расстройства. Верхние слои атмосферы характеризуются разрежённостью воздуха, низкой концентрацией кислорода. У большинства аэронавтов наступило кислородное голодание, с которым они не смогли справиться.
Вопрос 65: ДЫХАНИЕ
Почему одному из аэронавтов удалось выжить? Ответ обоснуйте.
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: оценить и сформировать научные вопросы
Контекст: личностный
Сложность: 5-уровень
Ответ: При кислородной недостаточности у человека учащается и углубляется дыхание. За минуту через лёгкие проходит больше воздуха и насыщение крови кислородом увеличивается. Сердце перекачивает больше крови, чем в обычных условиях, стойкость тканей к недостатку кислорода усиливается. Предварительные тренировки помогли организму одного из аэронавтов справиться с нагрузками.
Вопрос 66: ДЫХАНИЕ
В 1968 году в Мехико, столице Мексики, находящейся на Мексиканском плоскогорье, проходила XIX летняя олимпиада. Мехико находится на высоте 2240 метров и при этом располагается в котловине. Разреженный воздух, нехватка кислорода, в безветрие стоит угарный газ от автомобилей. Атмосферное давление отклонено от нормы на плоскогорье. Легкоатлет из США Боб Бимон , участвующий в данной олимпиаде,
совершил выдающийся прыжок на 8 метров 90 сантиметров. Рекорд Бимона продержался 23 года и считается одним из самых выдающихся достижений в истории современных Олимпиад. Блеснула высокими результатами целая группа африканских спортсменов. На дистанциях 5 и 10 тысяч метров ими были заняты все призовые места. Но множество врачей из различных команд выступили с заявления, что нагрузки для человека, живущего в Мехико опасны для здоровья. Чем вы можете это объяснить?
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: личностный
Сложность: 4-уровень
Ответ: Разреженный воздух, нехватка кислорода, в безветрие стоит угарный газ от автомобилей. Это все приводит к изменению артериального давления. И это требует от спортсменов дополнительных усилий для победы.
22. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Вместе с пищей организм получает необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода, витамины. Для нормальной жизнедеятельности организма нужны около 20 витаминов. Витамин С содержится в шиповнике, лимонах, витамином В1 богаты отруби риса, пшеницы. При недостатке витамина В1 возникает тяжелое заболевание бери-бери (нарушение деятельности нервной системы). Сложные органические вещества в органах пищеварительной системы подвергаются сложной переработке: измельчение; превращение в более простые соединения; затем формирование свойственных для организма органических соединений. Важную роль в протекании этих процессов играют пищеварительные соки, содержащие ферменты, ускоряющие данные химические реакции.
Вопрос 67: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: социальный
Сложность: 5-уровень
Ответ: Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Это белки, жиры и углеводы.
Вопрос 68: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Дайте научное обоснование пословице: «Кто хорошо долго жует, тот долго живет».
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: социальный
Сложность: 4-уровень
Ответ: Хорошо пережеванная пища быстро пропитывается слюной и пищеварительными соками и подвергается правильной химической переработке. Плохо пережеванная пища и проглоченная кусками может повредить слизистую оболочку глотки, пищевода, желудка и, в неполной мере обрабатывается пищеварительными соками. Это может привезти к заболеванием пищеварительной системы.
Вопрос 69: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон — инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются. Служитель, ухаживающий за собаками, у которых была оперирована поджелудочная железа, заметил, что их моча привлекает мух. Объясните этот факт.