Файл: П авлодар облысы білім беру басармасы Білім беруді дамытуды инновациялы орталыы Халыаралы зерттеулер форматындаы функционалды сауаттылыты дамытуа арналан .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
A | Послышались раскаты грома, значит скоро обязательно разразится молния. |
B | Сверкнула молния, раздались раскаты грома, а после хлынул поток дождя. |
C | Раздался громкий звук, молния показалась на небе и сразу над городом нависла огромная черная туча. |
Ответ B. Обучающиеся должны показать свое понимание последовательности образования грозы, аргументируя мнение тем, что мы видим молнию прежде, чем слышим гром, потому что свет распространяется быстрее, чем звук.
Тип вопроса: С выбором ответа
Компетенция: Распознавание ответов
Область применения: Окружающая среда
Контекст: Глобальный
Трудность: Понимание. Анализ
Вопрос 30: ГРОЗА - ОПАСНОЕ ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Д амир зафиксировал на кадре время между возникновением молнии и раскатами грома. Можно ли по данному времени определить, на каком расстоянии от Дамира разразилась гроза?
Ответ: Да, можно. Обучающиеся должны применить понимание того, что скорость распространения звука примерна равна 330 м/с. Путем умножения легко посчитать, что гроза от наблюдателя была на расстоянии 1980 м.
Тип вопроса: Конструированный ответ
Компетенция: Научное применение
Область применения: Связь географии и математики
Контекст: Социальный
Трудность: Применение
11. КУЧЕВО-ДОЖДЕВОЕ ОБЛАКО
В опрос 31: КУЧЕВО-ДОЖДЕВОЕ ОБЛАКО
Определите рисунок, отражающий максимальную фазу развития кучево-дождевого облака.
Ответ. Обучающиеся делают сравнения и анализируют предложенные рисунки. На этапе максимальной фазы, кучево-дождевое облако уже достигает своего пикового вертикального развития, при этом наблюдается сильная турбулентность вдоль края облака и внутри него встречаются восходящие и нисходящие потоки. При максимальной фазе развития кучево-дождевого облака, наблюдаются наиболее интенсивные осадки, шквалистый ветер во время прохождения грозового фронта, а также наиболее сильная гроза.
Тип вопроса: С выбором ответа и научного обоснования
Компетенция: Использование научных доказательств
Область применения: Естественнонаучные исследования
Контекст: Глобальный
Трудность: Анализ
12. ТУРБУЛЕНТНОСТИ В ОБЛАКАХ
Вопрос 3
2: ТУРБУЛЕНТНОСТЬ В ОБЛАКАХ
При анализе и оценке метеорологической обстановки в период подготовки к полету экипаж воздушного судна может самостоятельно ознакомиться со следующим основным аэросиноптическим материалом: приземной синоптической картой, картой барической топографии для предполагаемого уровня полета, картой максимальных ветров, картой-схемой радиолокационных наблюдений, при наличии грозовой деятельности (карта-схема показана на рисунке).
Какие рейсы, могут быть задержаны из-за интенсивной турбулентности в облаках?
A | Москва - Сидней |
B | Астана - Минск |
C | Абуджа - Додома |
D | Вашингтон - Мехико |
E | Киев -Брюссель |
F | Джакарта - Сингапур |
Ответ: Ответ С, F. Учащиеся должны определить регионы с самой интенсивной грозовой деятельностью на данное время и оценить опасность грозовой деятельности для авиации. По статистике грозы особенно часты над сушей в экваториальных широтах. Убывание числа гроз от низких широт к высоким связанно с убыванием водности облаков с широтой, вследствие убывания температуры. На карте хорошо видно, что в данный момент наибольшая грозовая деятельность проявляется в центральной части Африки. Гроза является одним из наиболее опасных для авиации явлением погоды. Опасность гроз обусловлена: - интенсивной турбулентностью в облаках, способной вызывать сильную болтанку и перегрузки, превышающие предельно допустимые значения; - сильным обледенением на высотах, где температура воздуха ниже 0С; - возможностью поражения самолёта молниями;- интенсивными ливневыми осадками.
Тип вопроса: С выбором множества ответа и обоснования
Компетенция: Научное объяснение явлений
Область применения: Источники опасности, риски
Контекст
: Социальный
Трудность: Оценка
17. ТЕРЕДО
Корабельные черви – тередо — представители двухстворчатых моллюсков. Они очень широко распространены и встречаются почти во всех морях обоих полушарий, отсутствуя лишь в холодных арктических водах.
Строение корабельного древоточца является ярким примером приспособления к изменившимся условиям обитания. Тередо имеют наиболее совершенные приспособления к протачиванию ходов в древесине. Высверливаемый в дереве ход моллюск покрывает известковыми выделениями мантии, в результате чего образуется защитная трубка. На его заднем конце тела имеется два длинных тонких сифона — вдыхательный и выдыхательный. Сифоны могут сильно вытягиваться из хода и служат для связи моллюска с внешней средой: в первую очередь для дыхания и питания. Торедо, вгрызаясь в дерево, быстро растет и толстеет. Поэтому ход делается все шире и длиннее, а тело моллюска, прикрепленное к входному отверстию, вытягивается как резина. Небольшая крепкая раковинка покрывает только самый передний конец тела моллюска. Смертельной средой для корабельных червей являются трудновымываемые растворы медных солей.
Вопрос 47: ТЕРЕДО. По каким признакам тередо относят к двухстворчатым моллюскам?
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: глобальный
Сложность: 3-уровень
Ответ: Имеется два сифона (вдыхательный и выдыхательный), раковина с раскрытыми створками, нога и мягкое тело, следовательно, это двустворчатый моллюск.
Вопрос 48: ТЕРЕДО
Рассмотрите рисунок. Почему моллюск не покидает свою деревянную нору до конца своей жизни?
А) вне древесины моллюск погибает;
В) раковина краями цепляется за древесину и не препятствует обратному ходу;
С) моллюск – тередо прочно закрывает входное отверстие древесины;
D) тело моллюска становится толще, чем вход в нору.
Тип вопроса: простой множественный выбор
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: глобальный
Сложность: 2-уровень
Ответ: D
Вопрос 49: ТЕРЕДО
Объясните, какое отношение имеют тередо к гибели корабля Христофора Колумба «Санта Мария»?
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция:
оценить и сформировать научные вопросы
Контекст: глобальный
Сложность: 4-уровень
Ответ: Тередо прогрызает ходы в деревянной обшивке кораблей, отверстия заполняются водой, корабль становится тяжелым и тонет.
Вопрос 50: ТЕРЕДО.
В таблице приводятся данные о солености некоторых морей. Предположите, в каких морях количество корабельных древоточцев – тередо – меньше? Ответ объясните.
Соленость морей (в %) | |
Средиземное море | 39 |
Черное море | 18 |
Балтийское море | 12 |
Красное море | 43 |
Карибское море | 35 |
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: глобальный
Сложность: 3-уровень
Ответ: Количество тередо будет меньше в Балтийском море, так как соленость его меньше, в пресных водах тередо не обитает.
Вопрос 51: ТЕРЕДО
Сравните соленость и температуру вод Балтийского и Карского морей. Предположите, в каких морях количество корабельных червей будет меньше. Ответ объясните.
Название моря | Соленость морей (в %) | Температура морей в градусах | |
зимой | летом | ||
Балтийское море | 12 | +2, +2,5 | +20,+23 |
Карское море | 10-12 | +1,2, +1,7 | +2,+6 |
Тип вопроса: открытый вопрос
Компетенция: научно объяснить феномены
Контекст: глобальный
Сложность: 4-уровень
Ответ: Количество тередо будет меньше в Карском море, так как, несмотря на то, что уровень солености воды почти такой же, как и в Балтийском, температура в нем ниже, чем в Балтийском море. В тексте сказано, что в холодных водах моллюски-древоточцы не водятся.
Вопрос 51: ТЕРЕДО
Верны ли следующие утверждения? Обведите «Да» или «Нет»
Меры, предпринимаемые против корабельных древоточцев | Могут ли эти меры предохранить деревянные суда от тередо |
Использовать в холодных водах и пресных водоемах | Да/Нет |
Обшить днище судов медными листами | Да/Нет |
Обработать судно красками, содержащими отпугивающие и ядовитые вещества | Да/Нет |
Протравить древесину солями меди | Да/Нет |