Файл: П авлодар облысы білім беру басармасы Білім беруді дамытуды инновациялы орталыы Халыаралы зерттеулер форматындаы функционалды сауаттылыты дамытуа арналан .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



A

Послышались раскаты грома, значит скоро обязательно разразится молния.

B

Сверкнула молнияраздались раскаты грома, а после хлынул

поток дождя.

C

Раздался громкий звук, молния показалась на небе и сразу над городом нависла огромная черная туча.


Ответ B. Обучающиеся должны показать свое понимание последовательности образования грозы, аргументируя мнение тем, что мы видим молнию прежде, чем слышим гром, потому что свет распространяется быстрее, чем звук.
Тип вопроса: С выбором ответа

Компетенция: Распознавание ответов

Область применения: Окружающая среда

Контекст: Глобальный

Трудность: Понимание. Анализ


Вопрос 30: ГРОЗА - ОПАСНОЕ ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Д амир зафиксировал на кадре время между возникновением молнии и раскатами грома. Можно ли по данному времени определить, на каком расстоянии от Дамира разразилась гроза?

Ответ: Да, можно. Обучающиеся должны применить понимание того, что скорость распространения звука примерна равна 330 м/с. Путем умножения легко посчитать, что гроза от наблюдателя была на расстоянии 1980 м.
Тип вопроса: Конструированный ответ

Компетенция: Научное применение

Область применения: Связь географии и математики

Контекст: Социальный

Трудность: Применение


11. КУЧЕВО-ДОЖДЕВОЕ ОБЛАКО
В опрос 31: КУЧЕВО-ДОЖДЕВОЕ ОБЛАКО

Определите рисунок, отражающий максимальную фазу развития кучево-дождевого облака.

Ответ. Обучающиеся делают сравнения и анализируют предложенные рисунки. На этапе максимальной фазы, кучево-дождевое облако уже  достигает своего пикового  вертикального развития, при этом наблюдается сильная турбулентность вдоль края облака и внутри него встречаются восходящие и нисходящие потоки.  При максимальной фазе развития кучево-дождевого облака, наблюдаются наиболее интенсивные осадки, шквалистый ветер во время прохождения грозового фронта, а также наиболее сильная гроза.

Тип вопроса: С выбором ответа и научного обоснования

Компетенция: Использование научных доказательств

Область применения: Естественнонаучные исследования

Контекст: Глобальный

Трудность: Анализ
12. ТУРБУЛЕНТНОСТИ В ОБЛАКАХ
Вопрос 3
2: ТУРБУЛЕНТНОСТЬ В ОБЛАКАХ

При анализе и оценке метеорологической обстановки в период подготовки к полету экипаж воздушного судна может самостоятельно ознакомиться со следующим основным аэросиноптическим материалом: приземной синоптической картой, картой барической топографии для предполагаемого уровня полета, картой максимальных ветров, картой-схемой радиолокационных наблюдений, при наличии грозовой деятельности (карта-схема показана на рисунке).



Какие рейсы, могут быть задержаны из-за интенсивной турбулентности в облаках?

A

Москва - Сидней

B

Астана - Минск

C

Абуджа - Додома

D

Вашингтон - Мехико

E

Киев -Брюссель

F

Джакарта - Сингапур


Ответ: Ответ С, F. Учащиеся должны определить регионы с самой интенсивной грозовой деятельностью на данное время и оценить опасность грозовой деятельности для авиации. По статистике грозы особенно часты над сушей в экваториальных широтах. Убывание числа гроз от низких широт к высоким связанно с убыванием водности облаков с широтой, вследствие убывания температуры. На карте хорошо видно, что в данный момент наибольшая грозовая деятельность проявляется в центральной части Африки. Гроза является одним из наиболее опасных для авиации явлением погоды. Опасность гроз обусловлена: - интенсивной турбулентностью в облаках, способной вызывать сильную болтанку и перегрузки, превышающие предельно допустимые значения; - сильным обледенением на высотах, где температура воздуха ниже 0С; - возможностью поражения самолёта молниями;- интенсивными ливневыми осадками.

Тип вопроса: С выбором множества ответа и обоснования

Компетенция: Научное объяснение явлений

Область применения: Источники опасности, риски

Контекст
: Социальный

Трудность: Оценка


17. ТЕРЕДО



Корабельные черви – тередо — представители двухстворчатых моллюсков. Они очень широко распространены и встречаются почти во всех морях обоих полушарий, отсутствуя лишь в холодных арктических водах.

Строение корабельного древоточца является ярким примером приспособления к изменившимся условиям обитания. Тередо имеют наиболее совершенные приспособления к протачиванию ходов в древесине. Высверливаемый в дереве ход моллюск покрывает известковыми выделениями мантии, в результате чего образуется защитная трубка. На его заднем конце тела имеется два длинных тонких сифона — вдыхательный и выдыхательный. Сифоны могут сильно вытягиваться из хода и служат для связи моллюска с внешней средой: в первую очередь для дыхания и питания. Торедо, вгрызаясь в дерево, быстро растет и толстеет. Поэтому ход делается все шире и длиннее, а тело моллюска, прикрепленное к входному отверстию, вытягивается как резина. Небольшая крепкая раковинка покрывает только самый передний конец тела моллюска. Смертельной средой для корабельных червей являются трудновымываемые растворы медных солей.
Вопрос 47: ТЕРЕДО. По каким признакам тередо относят к двухстворчатым моллюскам?

Тип вопроса: открытый вопрос

Компетенция: научно объяснить феномены

Контекст: глобальный

Сложность: 3-уровень

Ответ: Имеется два сифона (вдыхательный и выдыхательный), раковина с раскрытыми створками, нога и мягкое тело, следовательно, это двустворчатый моллюск.
Вопрос 48: ТЕРЕДО

Рассмотрите рисунок. Почему моллюск не покидает свою деревянную нору до конца своей жизни?
А) вне древесины моллюск погибает;

В) раковина краями цепляется за древесину и не препятствует обратному ходу;

С) моллюск – тередо прочно закрывает входное отверстие древесины;

D) тело моллюска становится толще, чем вход в нору.
Тип вопроса: простой множественный выбор

Компетенция: научно объяснить феномены

Контекст: глобальный

Сложность: 2-уровень

Ответ: D
Вопрос 49: ТЕРЕДО

Объясните, какое отношение имеют тередо к гибели корабля Христофора Колумба «Санта Мария»?

Тип вопроса: открытый вопрос

Компетенция:
оценить и сформировать научные вопросы

Контекст: глобальный

Сложность: 4-уровень

Ответ: Тередо прогрызает ходы в деревянной обшивке кораблей, отверстия заполняются водой, корабль становится тяжелым и тонет.
Вопрос 50: ТЕРЕДО.

В таблице приводятся данные о солености некоторых морей. Предположите, в каких морях количество корабельных древоточцев – тередо – меньше? Ответ объясните.

Соленость морей (в %)

Средиземное море

39

Черное море

18

Балтийское море

12

Красное море

43

Карибское море

35



Тип вопроса: открытый вопрос

Компетенция: научно объяснить феномены

Контекст: глобальный

Сложность: 3-уровень

Ответ: Количество тередо будет меньше в Балтийском море, так как соленость его меньше, в пресных водах тередо не обитает.
Вопрос 51: ТЕРЕДО

Сравните соленость и температуру вод Балтийского и Карского морей. Предположите, в каких морях количество корабельных червей будет меньше. Ответ объясните.

Название моря

Соленость морей (в %)

Температура морей в градусах

зимой

летом

Балтийское море

12

+2, +2,5

+20,+23

Карское море

10-12

+1,2, +1,7

+2,+6



Тип вопроса: открытый вопрос

Компетенция: научно объяснить феномены

Контекст: глобальный

Сложность: 4-уровень

Ответ: Количество тередо будет меньше в Карском море, так как, несмотря на то, что уровень солености воды почти такой же, как и в Балтийском, температура в нем ниже, чем в Балтийском море. В тексте сказано, что в холодных водах моллюски-древоточцы не водятся.
Вопрос 51: ТЕРЕДО

Верны ли следующие утверждения? Обведите «Да» или «Нет»


Меры, предпринимаемые против корабельных древоточцев

Могут ли эти меры предохранить деревянные суда от тередо

Использовать в холодных водах и пресных водоемах

Да/Нет

Обшить днище судов медными листами

Да/Нет

Обработать судно красками, содержащими отпугивающие и ядовитые вещества

Да/Нет

Протравить древесину солями меди

Да/Нет