ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В народно – певческой практике хоровод, игра, пляска издавна были спутниками песни.
Роль жеста в народном пении очень велика. По народной традиции многие песни сопровождаются своеобразными движениями рук, головы, что помогает выразить характер или ритмический, эмоциональный пульс песни. Нередко подвижные песни вызывают невольное легкое приплясывание, когда певцы, как бы, не могут устоять на месте. Поэтому, исполнители народной песни в обязательном порядке должны изучать хореографию с элементами народного танца.
Методы работы над песней зависят от ее содержания, характера и формы. Протяжные, героические, некоторые величальные песни исполняются певцами в концертном плане без элементов движения или театрализации. Они связаны исключительно с пением как проявлением вокального исполнительского мастерства. А песни плясовые, хороводные, игровые и частично лирические расцвечиваются элементами сценического движения.
В народно – певческой практике хоровод, игра, пляска издавна были спутниками песни. Хороводные, игровые, плясовые песни, исполняемые с элементами движения, вносят в исполнительскую манеру черты подлинной народности, динамику, жанровое разнообразие.
Исполнитель должен быть на сцене красив не только голосом и лицом, но и осанкой, пластикой. Все должно быть гармонично.
«Богатство жизненных впечатлений, полнота ощущений – все это делает песню народных мастеров яркой и правдивой, - пишет П. М. Казьмин, - люди поют и пляшут от души, от всего сердца: они не могут не петь, не плясать. Об этом говорят их лица, их движения».
В хороводных и игровых песнях движение подчинено содержанию действия и частично разница лишь в “степени разыгрывания” содержания песни. Движение в игровых песнях связывается с содержанием текста. В плясовых – элементы движения, пляски не иллюстрируют текст, иллюстрирует его. Между этими песнями нет резкого различия, здесь важен общий ритм, характер. В частушках приплясы, или “ проходки”, используются с целью подчеркивания ее смысла. Они ведут свое начало от народно – бытовых приемов исполнения частушек, когда поочередно из большого хоровода отделяются частушечницы-запевалы, а после частушки обязательно переплясывают с дробями. Таковы уральские «топтуши», подмосковные «под елецкого», тульские «матани».
Участие певцов в песнях с движениями требует специальной работы, которую обычно проводит руководитель-хореограф. Постепенно молодые певцы хора овладевают умением естественно и красиво “ пройтись ” в хороводе, выполнить элементы сценического движения, отбить дробь, а главное умением свободно петь во время движения.
Детальная работа над содержанием песни-игры, над выразительностью всех мизансцен и плясовых номеров, над подвижностью и сценической активностью певца, над качеством пения во время движения приводит к яркому исполнению на основе органической взаимосвязи песни и “ игровых” действий.
При сценическом решении той или иной песни многое определяет вкус и творческая фантазия преподавателя, овладевшего принципами народного исполнительства.
Когда задумывается тот или иной номер с элементами движения, руководитель должен сначала определить, во имя чего будет создаваться этот образ, что намерен выразить в нем ученик. Установочная цель определит ход замысла. Немаловажную роль в воплощении народного танца играет техническая подготовленность исполнителей, которая так же, как и певческая, достигается регулярной тренировкой. Когда наработан некоторый запас разнообразных движений, соответствующих определенной танцевальной традиции, переходят к работе над композицией.
КОСТЮМЫ
Сценическое воплощение народной песни предполагает соответствующие костюмы, сценические атрибуты, иногда декорации. Главное место отводится костюму. Он может быть подлинным или стилизованным, т.е. выполненным по народным мотивам.
Степень стилизации может быть различной. В любом случае необходимо соблюсти два правила:
1) отразить в костюме художественно - исполнительскую направленность творческой деятельности;
2) сохранить в костюме художественную меру и вкус.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одно из условий работы с детьми – это внимание к душевному состоянию ребенка. Если такого внимания нет, то у ученика появляются пассивность и агрессивность или просто неприятие того, чему его учишь.
В центре процесса обучения - личность ребенка, перспективы его развития. Педагог должен стремиться раскрепостить ребенка. В нем всегда должен присутствовать педагогический оптимизм.
Самое главное – это найти правильную линию общения. Чувство такта и уважения к ученику – это одно из основных требований к педагогу.
Каждый ученик – это свой особый мир и поэтому необходимо искать и найти особые подходы, приемы, так как у детей разные характеры, способности. Работая с учеником, нужно учитывать его индивидуальные способности. Не навязывая ему своих ощущений, а творить вместе с ним.
Работа с детьми – это всегда импровизация. И поэтому эта форма занятий требует от педагога эмоциональности, интуиции и ни в коем случае никаких строгих, определенных рамок. Каждое занятие – это творческий поиск.
Педагог должен уметь заразить ученика своей творческой энергией, влюбить его в то, чем владеет. А главное, работа с детьми приносит нам бесценное богатство - способность сохранить до старости детскую душу, что помогает педагогу пробудить фантазию, зажечь в душе ребенка интерес к творчеству.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
План учебно-воспитательной и
организационно-творческой работы
«Образцового коллектива»
детского фольклорного ансамбля «Зарянка».
I. Задачи перспективного планирования и плана работы на 2020/2021 гг.
1. Изучение народной празднично-обрядовой культуры и знакомство с традицией средней полосы России. Подготовка фольклорных композиций на основе народных праздников ("Осенины", "Колядки", "Масленица", "Красная горка", "Пасха", "Семик", "Троица", "Иван Купала и т.п.).
2. Изучение основ сценического движения и народного танца.
3. Овладение навыками игры на простейших народных инструментах (дудочка, бубен, рубель, колокольчик, трещотки и т.п.).
4. Работа с солистами и малыми ансамблевыми составами (дуэт, трио, квартет).
5. Участие в муниципальных, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалях, смотрах, конкурсах и т.п.
6. Проведение творческих отчетов о результатах деятельности коллектива ( концерты, выставки, показательные занятия, мастер-классы, творческие лаборатории и т.п.).
II. Учебно-творческая работа
1. Привлечение участников коллектива к народной манере пения.
В певческом воспитании добиваться от участников:
- естественного «близкого» звука;
- дикции, близкой разговорной речи;
- естественного, плотного грудного звучания;
2. Основа сценического движения . Просмотр DVD материалов различных экспедиционных записей. Постановка танцев, кадрилей и сольной пляски.
3. Работа над дыхательной основой по программе Стрельниковой.
4. Отрабатывать навык многоголосного пения.
5. Ознакомление с народными инструментами (Гармошка, жалейка, ложки, трещотки, бубен…)
6. Занятия –репетиции с малыми ансамблевыми составами и соло.
7. Проведение репетиций, лекций, открытых уроков и показательных занятий не реже одного раза в квартал.
8. Подбор репертуара, работа над партитурами: переложение для детского состава, транспонирование, аранжировка песен, работа с аккомпаниатором.
III. Воспитательная работа
1. Познакомить участников коллектива с миром фольклора посредством просмотра видеозаписей, концертов,
2. Посещение выставок, музеев прикладного искусства и этнографии.
3. Проводить вечера с тематической программой.
IV. Репертуар
Песни: А.сар.
«Ой, улица-улица» протяжная Калужской области
«Мой курганчик» плясовая Калужской области
«Соловей мой, соловушка» лирическая Калужской области
«Церковка» веснянка Вологодской области
«Верба-верба» Пасхальная Вологодской области
«Христос- Спаситель» Духовный стих Красноярский край
« Всему мир» Духовный стих Красноярский край
« В граде Вифлееме» Духовный стих Московская обасть
«Весна-красна» веснянка Московская область
«Жаворонки» веснянка Московской области
«Зиму-лето» игровая Белгородской области
«Звезда народилась» лирическая Московской области
«Святой вечер» колядка Белгородской области
«Куры рябые» колядка Архангельской области
«Ай весна-весна» веснянка Белгородской области
« Пошли девки в лес гулять» шуточная Пензенской области
«Осень-осень на порог» игровая Московской области.
«Дай Бог тому, кто в этом дому» колядка Московской области
«У наших воротях» карагодная Курской области
«У ты, гоголь мой гоголь» плясовая Белгородской области
«Ухвачу я качетка» плясовая Белгородской области
Под аккомпанемент :
« Ой, ты, береза» плясовая Московской области
«Возле речки» плясовая Владимирской области
«Садила баба лук, чеснок» шуточная Владимирской области
«Мы сидели на канаве» игровая Кировской области
«В граде Вифлееме» духовный стих
«Сенюшка» плясовая Томской области
«Ой, в лесе –лесе» плясовая Владимирской области
« Кумушка-голубушка» плясовая Калужской области
«Вологодский журавель» лирическая Вологодской области
«Вот и шел я по деревне» лирическая Красноярского края
«»Лапти мои» шуточная Калужской области
«Ой на горке калина» плясовая Краснодарского края
«Катя маленькая» игровая Пензенской области
«Аленький мой, цветок» игровая Московской области
«Скажи , Надя, где была» плясовая Владимирской области
«Жил у бабушки баран» шуточная Московской области
«Жил я у пана» шуточная Московской области
«Катя Маленькая» плясовая Пензенской области
«Брови мои , брови» плясовая Пензенской области
«Садила баба лук чеснок» игровая Смоленской области
«Как по мосту по мосту» плясовая Московской области
«Возле речки везли моста» плясовая Волгоградской области
«Комар задумал жениться» игровая Рязанской области
« Масленица кривошейка» масленичная Курской области
«весна красна» веснянка Волгоградской области
« Кулики Жаворонушки» Веснянка Московской области
«Ой весна-весна» веснянка игровая Московской области
« Как у наших у ворот» плясовая Московской области
«Сударушка» частушки
«Тень-тень» игровая Московской области
«Как во нашем во дому» игровая Московской области
« Во поле орешина» плясовая Московской области
«Летели две птички» игровая Московской области
«Ой , все кумушки домой» плясовая Калужской области
« Я сама толку-толку» кадрильная Смоленской области
«Да ехала баба на козе» шуточная Калужской области
Игры: «Тетёра шла», «Золотые ворота», «Дударь мой, дударь», «Я змея-змея», «Заинька серенький», « Паучок», «Заря-заряница», «Селезень утку догонял», «У медведя во бору», «Волк и лиса», «Растяпа», «Барыня моя», «Перепляс», « Снежный ком», «Мак маковистый», «Заря-заряница».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Веретенников И. И. Русская народная песня в школе: Пособие для учителей и учащихся. – Белгород : “ Северсдонечье” , 1994.
Возрастная и педагогическая психология - М.: Просвещение, 1984.
Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор- музыка- театр. - Гуманитарный издательский центр Владос. 1999.
Гилярова Н. Н. Христоматия по русскому народному творчеству. (1-2 год обучения). -М.: ” Родник” РЛСФА, 1996.
Детский быт и фольклор. Сб.,/Ред. О.И. Капица/ - Л.: Государственное Русское Географическое Общество 1930.