Файл: Программа вокал. Народное пение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


      В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания, протяженного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой, выразительной дикции, единой манеры пения и говора.

      Иногда встречаются дети с ярко выраженной академической манерой пения. Их нужно сразу же отдавать специалистам.

                Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнение.

                Педагог должен помнить, что качество исполненной им песни играет большую роль.

               Невозможно перечислить все качества, которые необходимы педагогу в его нелегком труде. Педагог, работающий с детьми, должен обладать целым комплексом различных дарований. Обладать чувством юмора и фантазией, иметь богатое воображение, а самое главное - любовь к детям.

     На успех в творчестве можно рассчитывать тогда, когда ученик испытывает любовь к своему педагогу. Педагог, работающий с детьми, обязательно должен быть не только добрым человеком, но и интересным внутренне. Жесткий педагог никогда не зародит любовь к изучаемому предмету, а наоборот, он только убьет эту любовь.

      Как сказал композитор Гретни: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога кажутся бесполезными» 

       Народная манера пения строится по смыслу: «Как говорю, так и пою». Отсюда характерной чертой народной манеры пения является речевая манера пения.

       Суть методики состоит в определении примарной (естественной) зоны, постепенном расширении регистров на каждом звуке.

        В течение всего курса обучения обучающимися должны быть изучены следующие основные теоретические положения: понятие о работе голосового аппарата, профилактика и охрана голоса, принципы подбора репертуара с учетом индивидуальных особенностей голоса учащегося. Методические установки при обучении пению излагаются педагогом в ходе практических занятий, по мере закрепления навыков пения, в работе над вокальными упражнениями и репертуаром.

         Таким образом, теоретические знания закладываются в сознание обучающегося уже в процессе практического обучения, во время которого педагог не только ставит требования перед учеником, но и объясняет их необходимость.

        В начале работы: педагогические усилия должны быть направлены на уточнение и закрепление основных навыков; нахождение и закрепление в сознании и нервно-мышечном аппарате обучающегося правильной певческой установки; налаживание естественных координационных связей в процессе пения; развитию слухового контроля   (обратная связь) ; сосредоточенного и направленного внимания, помогающего выработать певческую волю – способность управлять голосом через осознанные волевые приказы.


         На практических занятиях следует добиваться полного раскрепощения организма учащегося: освобождения от мышечной и нервной напряженности и ненужных действий – излишней артикуляции, мимики телодвижений, рассматривая это как необходимое условие для свободного и естественного пения. Установить неразрывную связь слова и звука, выделить ведущую роль смыслового посыла (звука) слова. Вокальные упражнения подбираются с учетом индивидуальных свойств учащегося.

               В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять распеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию  музыкального слуха и голоса.

            Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации надо использовать прием – пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой голоса учителя, затем без поддержки. Сначала трудные места мелодии педагог проигрывает, затем пропевает без музыкального сопровождения.

                        Репертуарные песни желательно подбирать с сопровождением.

                        Руководитель не должен забывать, что для ребенка важны не только репетиции, а важно также, чтобы ребенок ощущал, к чему он должен стремиться. Самая доступная и действенная форма музыкально - просветительской работы с детьми – это концертные выступления. При таком подходе  выступление учащегося является средством самовыражения ребенка, развития его самостоятельности, инициативы, творчества в музыкальной деятельности.

            Концерт – это форма отчета творческих достижений, музыкально-воспитательной работы коллектива или солиста, где учащиеся могли бы показать свои наработанные певческие навыки друг перед другом и перед зрителями. Концертные выступления должно приносить удовлетворение и радость, прежде всего самим участникам.

       Но, в то же время концертная деятельность на начальном этапе должна быть ограничена.

                    В повседневной работе в классе педагог, должен прививать интерес к занятиям и любовь к народной песне, воспитывая его вкус, как на лучших образцах народных песен, так и на лучших исполнителях песен, таких как – Л.Русланова. А.Стрельченко, Л. Зыкина.

 

ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

 

             Занятия по постановке народного вокала позволяют научить обучающегося владеть своим голосом (пользоваться дыханием, обладать хорошей дикцией). В таком возрасте программа на основе народного творчества обогатит их духовный мир, позволит ярче раскрыться как личности.


            Разовьются его артистические способности. 

            На основе народных песен появятся восприятия и передачи музыкального языка (лад, темп, мелодика, тембр и др.). Разовьется слуховое восприятие детей, культура народной манере пения.

          На основе фольклорного художественного воспитания детей - народные песни, танцы и игры, прививают любовь к родному языку, истории, к народному творчеству, способствуют формированию художественного вкуса учащегося.

         Концертные, показательные выступления, открытые уроки - эти показатели выявляют уровень знаний и умений детей, степень выразительности исполнения, проявлений восприимчивости, оценочного отношения.

       Все это определяет эффективность занятий.

       Программа предусматривает использование на занятиях интересного яркого материала на фольклорной основе.  

      Ведущей деятельностью ребенка является творческая активность. 

    

По окончании курса обучения выпускник должен

Знать:

- типы певческого дыхания

- певческие регистры и диапазон собственного голоса

- упражнения и приемы работы с певческим голосом

- некоторые обряды земледельческого календаря и сопровождающие их песни

- основные жанровые особенности народных песен

 

Уметь:

- упражнения на дыхание, на музыкальные штрихи, дикцию

- устранять явные дефекты дикционного и артикуляционного характера

- правильно пользоваться певческим дыханием и голосом

- чисто интонировать песню без сопровождения и  в сопровождении инструмента

-исполнять песни в сценическом варианте, используя элементарные средства   

 выразительности.

 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Развитие основных певческих навыков

           Теоретическая: Понятие о работе голосового аппарата. Дыхание физиологическое. Дыхание певческое. Типы дыхания. Особенности дыхания певческого. Профилактика и охрана голоса. Голосовая терапия. Артикуляционный аппарат. Певческая установка. Диапазон голоса.

           Упражнения на развитие певческой мускулатуры, певческого дыхания. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Упражнения на раскрепощение мимических мышц лица.

           Практическая: Атака звука. Открытое звукообразование. Постановка позиции гласных звуков – фонем. Экономная, правильная артикуляция. Естественное, осмысленное произношение слов. Соединение регистров. Овладение способом открытого звукообразования на высокой певческой позиции звука.


             Упражнения направленные на формирование мягкой атаки звука. Упражнения на развитие и укрепление артикуляционного аппарата. Дикционные упражнения. Развитие навыка пения на кантилене в режиме «речь-пение».

 

Репертуар – основа воспитательной работы с детьми.

Разучивание песен народной традиции.

          Закрепление основных навыков пения в среднем регистре. Развитие гибкости и подвижности голоса. Выявление артистической индивидуальности. Осваивание народных исполнительских приемов, элементов пластики, игры.

Работа над разучиванием песен (текстов, мелодической линии). Работа над созданием сценического варианта песни. Работа над сценическими движениями. Знакомство с некоторыми обрядами календарного цикла и жанровой спецификой песен.

Разучивание авторских произведений

Овладение регистровыми переходами,  постепенное  расширение диапазона голоса. Закрепление вокально-технических навыков. Работа над крайними зонами диапазона              (высокие – низкие звуки).

Заучивание текстов песен. Знакомство с творчеством авторов выбранных произведений. Работа над эмоционально – образным раскрытием песни.

Слушание музыки.

Просмотр  DVD фильмов и CD дисков  с записями исполнения народных песен. Знакомство с творчеством певцов-носителей народных традиций (О.Ковалева, М.Мордасова), знаменитых певцов (Ф.Шаляпин, Л.Русланова, Л.Зыкина, Н.Бабкина, Н. Кадышева). Песенные стили.

Знакомство с некоторыми обрядами календарного цикла и жанровой спецификой песен.

Сценическое движение.

Работа над сценическими движениями. Работа над созданием сценического варианта песни. Закрепление элементов традиционной пластики.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Форма занятий:

Комплексные музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей ребенка.

Все виды занятий применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры и игровой, самостоятельной и другой деятельности.

 

 

Обучение опирается на  ПРИНЦИПЫ:

- постепенность и последовательности (от простого к более сложному)

- доступности материала (соответствие возрастным возможностям детей)

- смены форм деятельности в рамках урока (пение, движение, декламация)

- поиска путей максимального развития ребенка (индивидуальный подход)

- преемственность (передача опыта от старших к младшим).


        Система формирования музыкальной культуры детей предполагает использование различных методов (практических, наглядных, словесных). Методы музыкального воспитания строятся на основе активного взаимодействия взрослого (преподавателя) и ребенка, где ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт детей, организует их деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к фольклору, эмоционального отклика, игра.

 

 

ИСКУССТВО ПЕНИЯ - ЕСТЬ ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

 

Владеть голосом  – значит уметь хорошо пользоваться дыханием, производить звук мягко, чисто, свободно распоряжаться силой и тембром звука, владеть хорошей дикцией. Только наличие всех этих качеств «делает» настоящего певца.

Специфика вокальной методики заключается в том, что ни педагог, ни  тем более певец не видят воочию механику работы голосового аппарата. Весь процесс постановки голоса построен на ощущениях и интуиции, чутье и вокальном слухе. И еще одно, что надо запомнить с самого начала: песню или звукообразованию всегда должно предшествовать психологического опережение звука, т.е. мысленное моделирование его, основанное на внутреннем слушании.

Прежде чем заняться вокалом: непременно нужно пройти осмотр у врача – фониатора. И лишь когда он определит, что голосовой аппарат в порядке – можно приступать.

Вокальную работу условно делят на три части:

- Певческая установка

- Дыхание

- Звукообразование

 

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

 

 Под певческой установкой подразумевается положение корпуса, головы, шеи, рта. Корпус при пении должен быть свободным, с хорошей опорой на обе ноги, поза - естественной и непринужденной, руки не зажаты, спина выпрямлена, брюшной пресс подтянут, грудная клетка развернута. Такое свободное,  но активное положение корпуса,  способствует мышечной собранности, которая необходима в период формирования певческих навыков.

Положение головы у певца должно быть естественным, без малейшего напряжения, рот и нижняя челюсть свободны – это очень влияет на характер голосоведения.

Мышечная память, как известно, самая крепкая, и когда певец владеет своим аппаратом, он может петь, хоть стоя на голове – все мышцы все равно будут работать как надо. Когда не владеет – в результате могут  быть узлы на связках, и, в конечном итоге, невозможность не только петь, но и громко говорить.

Народное вокальное мастерство создано длительным певческим трудом многих поколений народных исполнителей.  От более способных и опытных -  к менее творчески самостоятельным. От умельцев – к ученикам. Таков непрерывный процесс  освоения навыков народного певческого искусства.