Файл: Программа вокал. Народное пение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Естественно, что метод вокального воспитания в народной среде часто интуитивный. Он предполагает лишь постепенное перенимание мастерства одних певцов от других и является стихийным процессом.

Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы молодые певцы сознательно овладели вокальными навыками.

Поэтому в народном пении используются два метода певческого мастерства.

Первый предполагает перенимание опыта и отдельных вокально-исполнительских приемов от лучших народных певцов.

Второй – систематическую тренировку в формировании певческих навыков под контролем преподавателя (уроки вокала).

Певческое воспитание народного певца (солиста) требует особенно тщательного  и умелого подхода. В основном, обучение народному вокалу осуществляется «с голоса».

Большая часть  учебно-воспитательного процесса должна быть отдана  индивидуальной формой певческой работы (уроки вокала). Руководитель должен сам уметь показать солисту - как петь. Качеством показа нельзя пренебрегать, особенно в тех случаях, когда методика разучивания новых песен осуществляется  по слуху. 

Певческое воспитание всегда протекает в тесном взаимодействии голоса и слуха певца. Накопление певческих навыков приходит постепенно, в процессе систематической учебы над основными моментами постановки голоса: петь только «своим голосом» (свой тембр); научиться при пении  «снимать» внутреннее напряжение (быть раскованным);  петь на дыхании, с опорой на диафрагму; петь, как говоришь.

Постепенно певческие навыки закрепляются и переходят в автоматические. Внимание певцов концентрируется на создании сценических образов.  В работе над образом необходимо прибегать к сравнительным исследованиям фактов, событий о которых поется в песнях, к ярким образам сопоставлениям, сравнениям, к поиску ассоциативных связей с современностью.

           Для успешного музыкально-исполнительского развития ученика важнейшим моментом является воспитание у него свободной и естественной подачи песни. То есть песню надо не петь, а как говорят в народе «играть песню».

         

 

ДЫХАНИЕ

 

         Искусство пения - это в первую очередь искусство дыхания.

         Чем отличается певческое дыхание от обычного?  Во-первых, в повседневной жизни человек дышит непроизвольно, в пении же дыхание полностью подчиняется волевому управлению. Во-вторых, певческое дыхание обладает совершенно иной длиной, объемом и опорой.


            При обычном дыхании соотношение вздоха  и  выдоха примерно одинаково.  При пении вдох происходит значительно быстрее, а выдох гораздо медленнее. Вдох всегда требует активной работы мышц – вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз.

         Основа  любой манеры пения является  дыхание с опорой на диафрагме. (Диафрагма-это мышечная перегородка, расположенная под двенадцатым недоразвитым ребром, отделяя грудную клетку от брюшной полости). Постановка и развитие дыхания – это первоочередная задача педагога при работе с детским голосом.

       Что должны певцы знать о дыхании? Прежде всего – технику пользования дыханием: бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Главное – каждому певцу сознательно относиться к дыханию и  практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха. 

               Почувствовать дыхание животом, вернее ощутить его там, где пресс. У детей пресса нет, для того чтобы они  смогли ощутить куда нужно, и чем брать дыхание,  прикладываю руку на диафрагму и выполняю с ними дыхательные упражнения, которые  Необходимо систематически тренировать.

Упражнения на формирование правильного дыхания со звуком

           1. Встать прямо, сделать полный вздох. Носом, выдыхать тонкой струйкой через рот. Губы не вялые, мышцы лица и челюсти не напрягать.  Сделать активный вдох носом,  выдыхать короткими толчками через плотно сжатые губы. С каждым разом – выдохов будет больше и больше. (например: «С-С-С…»)  

             Обязательно следить, чтобы плечи при вздохе не поднимались. Вздох должен быть маленьким, а выдох долгим. Дыхание должно браться бесшумно.

           Когда дыхание наработается и переходит на автоматическое  и при пении, и при разговоре. Это делает исполнителя совершенно раскованным и не зажатым. 

 

              2.Упражнения на формирование правильного дыхания со звукомнужно стараться петь ровным, одинаковой силы голосом, тесно связывая одну ноту с другой. Следить за тем, чтобы каждая нота выпевалась до следующей на одной силе и ровности голоса. Это приведет к сглаживанию регистров и выработке катнилены.

           Осваивать певческие навыки необходимо на центре голоса, не выходя за рамки свободно и удобно звучащих тонов. То есть нужно найти пять – шесть нот, на которых ученику поется легче и удобнее всего и стараться поначалу не выходить за эти пределы – постепенно они сами будут расширяться.


        Каждое упражнение нужно начинать петь с самого удобного звука и повторять несколько раз – каждый раз на полтона выше предыдущего. Не надо стараться держать каждое упражнение как можно дольше – 2-3раза вполне достаточно.

          Длительность каждого упражнения нужно постепенно увеличивать, но ни в коем случае не через силу. Если станет заметно, что обучающийся краснеет, задыхается во время пения, нужно начать шумно дышать – лучше сократить длительность. Постараться обходиться минимальным временем для вздоха и задержки и петь абсолютно спокойным звуком.

           Особое внимание с самых первых шагов обучения необходимо обратить внимание на то, что все упражнения должны выполняться в очень строгом ритме – это имеет огромное значение для устойчивости и экономичности дыхания.

           В начале обучения дыхание надо возобновлять чаще, помня, что петь «бездыханно» не менее вредно, чем чрезмерно «перебирать» дыхание.

            Если гласный «М» продлить («М-М-МИ, М-М-МЭ, М-М-МА, М-М-МО, М-М-МУ») – это вызовет ощущение головного резонирования и придаст голосу звонкость.

 

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ

 

          Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое  пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук.

Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть.

   Поэтому, обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все  время, показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

   Голос – это инструмент. Поэтому нужна тщательная работа и постоянный контроль со стороны преподавателя, что обеспечит устранение излишних мышечных напряжений связок, часто переходящих в тяжелые профессиональные заболевания.

  Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. То есть, как говорю, так и пою. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком.


   Все это возможно, если преподаватель сам свободно и легко владеет своим голосом и может передать это ребенку. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания, протяжного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой, выразительной дикции, единой манеры пения и говора.

   Нужно отметить, что народное пение –  это, прежде всего природа. Это то, что заложено в человека природой.

   Главная задача педагога - развитие собственного голоса у ребенка в народной манере, т.е. индивидуальность. Не подстраивать его под себя, под свой голос.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

            Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог понимает особенности детского возраста.

          Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей младшего возраста. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. 

        Основная цель  детского творчества – воспитание личности ребенка посредством народной музыки, формирование интересов детей, развитие знаний в области народного календаря, народных праздников, развитие творческих способностей.

         Детей нужно воспитывать на русских народных песнях и русской классике. Репертуар брать такой, какой под силу детскому голосу и соответствовал возрасту.

       Специфика формирования народной культуры подрастающего поколения требует дифференцированного подхода к разным возрастным категориям.

 

         Задача преподавателя через знакомство и исполнение произведений  фольклора привить детям  любовь к родной природе, животному миру, к своей культуре.

         Это работа с младшими школьниками, т.к. именно в этом возрасте  складывается  “личность” и всестороннее развитие ребенка, ведь народное искусство – это не только пение, но и движение, театр, прикладное искусство и т.д.

           В  возрасте  6-7 лет   - результаты учебы  полностью зависят от благоприятного сочетания врожденного и  приобретенного.

         Т.е. музыкальное развитие ребенка зависит от того, кто, когда, какую информацию и в каком количестве и качестве ему предоставит, какие методы обучения и воспитания при этом будут применены.


         Развитие музыкальных способностей предопределяют не только физиологические факторы: музыкальный слух, память, певческий аппарат, - сколько психический и психологический факторы, которые проявляются в душевной предрасположенности к музыкальному творчеству, любви и тяге к музыке, без чего никакой врожденный талант не разовьет свои способности и не станет музыкантом – профессионалом.

         Созданию благоприятной и естественной среды, способствующей произрастанию или проявлению таких качеств, как заинтересованность, желание и тяга к знаниям, увлеченность, способствуют различные игровые задания, опирающиеся на словесно - смысловые понятия, музыкальный, изобразительный язык.

        Располагают к раскрытию способностей ребенка знакомые понятия и представления, образы, ассоциации.

           Учитывая возрастные особенности младших школьников, педагог должен постоянно вносить игровой момент в свои уроки, ведь все свободное время дети играют, это их потребность. 

       Основной принцип работы с младшими школьниками – игра. Уроки должны проходить в свободной, игровой форме. Тогда легче усваивается материал.

       В  8-10 лет - дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон, дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.

      Дети в этом возрасте отличаются большой слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движения мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым и без него, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением.

    Возраст детей: 11-14 лет. В этом возрасте заниматься с детьми одно удовольствие. Занятия идут осознано.

   После 12 лет организм ребенка вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка.

              В период полового созревания происходит изменение (мутация) голоса. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что учащиеся не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.

               Сроки наступления мутации зависят от многих обстоятельств: общего физического и психического развития, певческого режима до мутации и т. д.