Файл: Программа вокал. Народное пение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


   Руководитель, обдумывая и составляя план исполнения той или иной песни, основывается не только на своем понимании художественных образов, но на чувствах и творческой инициативе самих певцов.  

    Для руководителя важно пробудить у исполнителя искреннее чувство, правильное внутреннее действие, вызванное творческим воображением.

    Песня воспринимается через слово, которое должно быть ярким, полётным, с определенной интонацией.

   Немаловажное значение при  пении имеет положение рта. Форма рта должна находиться под непрестанным и тщательным наблюдением педагога.

   Вокальная педагогика предусматривает пение на улыбке. Рот нужно держать «от уха до уха», щеки, как «яблочки». Как говорила Анна Александровна Эпова: « Чтобы трамвай прошел». Особенно если это характер (частушки, плясовые и т.д.).

Педагог должен следить за тем, чтобы положение рта при пении было естественным, а не наигранным. Глаза и рот лучше всего отражают эмоции певца и  здесь важно соблюсти меру, чтобы исполнитель не стал клоуном.

При разговоре и при пении должна быть очень хорошая артикуляция, очень яркая, мягкая, распевная речь. «Как говоришь - так и поешь».

Прежде чем разучить с ребенком песню, нужно прочесть художественный текст нараспев в высокой позиции.

 

 


РАБОТА  НАД  СОДЕРЖАНИЕМ И  ИСПОЛНЕНИЕМ  ПЕСНИ

 

Искренность, непосредственность, эмоциональность пения, прежде всего, покоряет в исполнении народных певцов. Это от того, что песня рождается из потребности, возникающей у талантливого создателя её, рассказать о жизни, оттого что  народная песня есть результат личных переживаний.

Песня - рассказ о жизни, выраженный, прежде всего в произносимых словах.

 В своих тонких наблюдениях над исполнением мастеров народного пения известная собирательница Е.Линёва сделала серьезный вывод: «Артист должен изучить народную песню, глубоко вникнуть в ее содержание, понять связь её с жизнью; нужно,  чтобы она вошла в плоть и кровь его, чтобы он сжился с нею, искренне полюбил ее - тогда только он может исполнить её действительно хорошо…»  -  и далее - « Артист только тогда станет наравне, а может быть, и возвысится над народным певцом, когда подобно ему  будет во время исполнения наслаждаться песней, вкладывать в нее душу».

Именно любовь к песне, наслаждение ею вызывает так поражающую нас непосредственность, искренность в выражении чувств народных исполнителей. В каком -  то упоении, самозабвении они могут петь, кажется, бесконечно – часами, а во время празднеств – и днями.

           Народное пение требует не только высокого профессионализма, но и большой души.

           Петь – значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Без мимики певческое искусство невозможно. Отсюда вывод: хороший певец – это мим. Выразительность должна быть постоянной необходимостью. Поэтому, образ - одна из наиважнейших задач  исполнителя. Донести до слушателя песню - это труд. Для этого педагогу нужно много объяснять, рассказывать, говорить о песне. Петь песню нужно  с душой. Выразительно. Чтобы глаза отражали суть песни. Будь то, песня  о Родине, или же веселуха.

 

 

ДРАМАТИЧЕСКАЯ   РАБОТА

 

Народной песне свойственна драматургия. В народе песню «сказывают»,  «разыгрывают». Чтобы решать художественные задачи  средствами сценического искусства руководителям приходится учиться применять законы сцены на практике. Специальные дополнительные знания в области драматического искусства хормейстеры могут почерпнуть только путем самообразования. (труды К. С. Станиславского). Сценическое воплощение – это, прежде всего, глубокое  проникновение в содержание песни, умение увидеть и подтекст, изучить эпоху, в которой бытовала эта песня, а затем уже пытаться найти форму сценического решения.  Ее диктует содержание песни.



Удачной может быть программа сопоставленная в одном тематическом ключе («весенние хороводы», «встреча весны», беседа «игрильная» и т.д.). В любой песенной композиции важно сохранять стилистическое единство, которое выражается в жанровом и певческо - стилевом подборе песен, соотношении пения и с разговорной речью.

 

 

 

НЮАНСЫ

 

    В партитурах народных песен, как правило, не выставляются   нюансы. И это понятно. В авторской партитуре нюансы выявляют отношение к исполнителю произведения одного лица – композитора или дирижера.

    Детальная нюансировка по музыкальным фразам не характерна для народного бытового исполнения. Напротив, часто определенное отношение к образу песни, к ее внутреннему содержанию выражается в едином нюансе. Безусловно, имеет значение и простота самой формы песни.

    В народно – бытовом музицировании в каждой песне устанавливается один основной уровень звучности. Динамика его зависит, прежде всего, от содержания текста, а также от жанра и обстановки, в которой эта песня исполняется в быту. В исполнении песни нет детальной, «дробленой» фразировки; в песне – как бы одно динамическое, эмоциональное «дыхание».

Трактовка песни не должна быть «навязана» руководителем, а должна вытекать из понимания и чувств самих певцов, из потребности выразить ту или иную мысль, слово. Тогда она всегда будет оправданной и даже необходимой. Роль руководителя при этом направляющая, активизирующая. Задача его -  развивать художественный вкус певцов на основе приемов, которые заложены в природе народного вокального музицирования.

 Для развития творческой мысли, вкуса, углубленного отношения певцов к образам песни целесообразно обсуждать с певцами самые разнообразные вопросы исполнительского порядка:

- Основное содержание песни

- Каким звуком стоит исполнять данную песню

- Динамика песни

Когда основное содержание и настроение песни осознано певцом, он должен уметь наметить исполнительский план ее, а также проявить творческую самостоятельность при нахождении выразительных средств.

Характер исполнения  и звуковой, динамический образ всегда определяются содержанием песни. Слово -  одно из самых важных выразительных средств народного песенного мастерства; исходя из него, певцы находят и динамические краски.

 Внешняя выразительность должна быть естественным результатом, следствием эмоционального переживания певцами песни.  И при разработке сценического поведения певца нужно исходить из той простоты и естественности, которая так свойственна исполнению народных мастеров. Не может быть надуманных жестов, однообразия в мимике, механического исполнения песни, излишне двигаться и улыбаться и т.д.


 Педагог учит певцов не изображать, а исполнительски действовать, творить в пределах художественной меры. Глубокое и точное проникновение в образный смысл песни влечет за собою естественное сценическое поведение.

 

 

 

 

 

ПЕРВЫЕ  ШАГИ  НА   LEGATO  

 

В понятие вокальной техники входит  голосообразование вместе с звуковедением.

 Звуковедение применяется для обозначения различных видов голосоведения  мелодии (кантилена, легато).

Кантилена – это непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы “выливается” из него. Такая манера пения называется связной, или пением  на легато.

 Легато (плавно, связно) – основная форма звуковедения, связана с навыком плавного и равномерного распределения звука от тона к тону, от слога к слогу, без перерыва и толчков, без нарушения певческой линии.

            Понятие звуковедения тесно связано с понятием артикуляции. Под артикуляцией в музыке понимается способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

Основой же звуковедения является легато, совершенное исполнение которого дается только с помощью  огромного труда.  Итальянские певцы говорили, что мастерство в пении проявляется в легато.

Прием  легато  трудно овладеваемый, но на его базе вырабатываются другие штрихи. Лучше всего легато удается в пении на гласные, слоги, вокализы или с закрытым ртом (при этом опасность толчков минимальна). Самое трудное – сохранение легато при пении с текстом, т.к. согласные звуки прерывают вокальную линию (особенно б, п, к, д, т). Плавное поступательное движение мелодии облегчает легато, скачкообразное осложняет.

 

 

Несколько упражнений на легато:

1.     Ученик произносит : “Я-а” и связно, на полном легато, присоединяет произнесение своего имени, протягивая ударную гласную “ Cа-а-а-ша”, все повторяют за ним: “ Я –а-Са-а-а-ша”, солирует следующий : “ Я-а-Зи-и-и-на”, группа повторяет: “ Я-а-Зи-и-и-на”…

 

2. Упражнения вопросо - ответного характера. Это своеобразные диалоги.

-Какие ягоды ты знаешь?

-Я знаю ягоды: ма-а-ли-и-на-а., че-е-рни-и-ка-а, е-же-ви-и-ка.

 


       Если при пении на гласные ученик  начинает “плавать”, к гласным звукам надо добавить сонорные (м, н, л) или звонкие (д, з) согласные.

 

ПЕНИЕ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ (a’capella)


            Пение без сопровождения инструмента является специальным навыком, овладение которым является немаловажным при обучении пению. Слух является решающим фактором в пении.
            Пение без сопровождения является важным и необходимым в развитии внутреннего слуха, т.к. внимание поющего не отвлечено музыкальным сопровождением и собирается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и т.д. Усиливается развитие самостоятельности и самоконтроля, без посторонней помощи оценивать воспроизводимый звук.
              Как показала практика, в пении без сопровождения лучше проявляется природный тембр голоса, он звучит более ровно, обретает новые краски. При пении без сопровождения уменьшается сиплый призвук в голосе, если он связан с вялой функцией голосовых связок, но не с заболеванием.
             Обучение учащихся пению без сопровождения должно опираться на сознательное применение закономерностей интонирования, обретению устойчивых навыков оставаться в заданной тональности, помогает избавиться от форсировки звука.
             Формируя навыки пения  a’capella  на начальном этапе обучения, для создания благоприятных условий работы голосового аппарата, следует подбирать произведения с несложным метроритмическим рисунком, ограниченным диапазоном (не более октавы), с тесситурой, которая была бы приближена к примарной зоне звучания голоса поющего.
             Поиск нужной высоты звука, нюансы звучания, правильная интонация, её сохранение (устойчивое воспроизведение песнопения) зависит от эмоционального настроя, степени исполнительской активности (тонуса).
             Хорошо освоенное, полноценное выразительное вокальное звучание и устойчивая интонация при пении без сопровождения на несложном мелодическом, но требующем достаточного владения голосом материале (по тесситуре, движению мелодии, динамике звука, смысловым и художественно-музыкальным задачам), дают возможность обучающимся справиться с усложнением интонационных задач.

 

   РАБОТА    НАД    ПЕСНЯМИ   С   ЭЛЕМЕНТАМИ   ДВИЖЕНИЯ