Файл: Программа вокал. Народное пение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
        И в речи, и в пении каждый гласный звук имеет характерный именно для него тембр и форманты. Однако в пении формируются совсем не так, как в речи: их отличают большая продолжительность звучания и гораздо больший диапазон.

       Гласный звук  по – своему воздействует на голосовой аппарат – на гортань, резонаторы и артикуляционную речь. Качество их произношения зависит от того, как широко открыт рот. И от положения языка, и от состояния зева, от позиции нижней и верхней челюсти. При анализе процесса звукообразования очень важно дать себе установку, что каждый гласный звук сам по себе уникален. Одни акустически слабее, другие сильнее, одни ближе – другие дальше, одни звучат более открыто, другие – более закрыто.

        Поэтому, чтобы голос звучал ровнее, с помощью вокального слуха голосовой аппарат рефлекторно усиливает слабо звучащие звуки и ослабляет сильно звучащие. Например, при формировании гласной «И» требуется более сильная опора дыхания, чем перед «А».

        По произношению гласные подразделяются на «чистые» и «смешанные».

        К «чистым» относятся: «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».

        К «смешанным» , образующим от сочетания чистого гласного и мягкого согласного «Й» - еще четыре: «Е», «Ё», «Я», «Ю».

 

       При пении смешанные гласные произносятся двумя способами:

       Когда гласная стоит после согласного – с помощью смягчения согласного и последующего произношения чистой гласной, например: Алеся-Альэсья.

       Если смешанный гласный звук стоит в начале слова или после него идет другой гласный, то он произносится с помощью сочетания «Й» и соответствующего гласного, например: ядро –йадро; пою-пойу.

 

       Также на формирование гласных влияет форма рта. Степень его раскрытия зависит в первую очередь  от индивидуальной характеристики голоса. Следует лишь помнить, что раскрывание должно быть естественным и постепенно увеличиваться лишь в зависимости от регистров, длины ноты, логических ударений во фразе.

       Важное значение, для формирования звуков,  имеют губы. Они должны быть активны, но без лишнего напряжения. Нижняя челюсть мягко опущена вниз. Язык при пении лежит свободно, упираясь в корни нижних зубов на всех гласных,  и лишь слегка приподнимается в средней своей части на «Е» и «И».

       Общеизвестно, что исполнитель при  пении ощущает направление звуковой волны в сторону передней части твердого нёба, где звук отражается и резонирует. При произнесении различных гласных место упора (а соответственно – и окраска звука и регистра) изменяется.


 

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ

 

      Согласные качественно отличаются от гласных, точно так же, как шум отличается от тона. Несмотря на то, что при звуковедении согласные служат лишь средством для усиления окраски и характера звука, произношение их намного труднее, нежели гласных, из-за многообразия положения языка и щек, зубов и губ. Не говоря уже о том, что для их произнесения требуется гораздо больший расход воздуха.

      По способу образования согласные делятся на две основные группы. Во – первых, взрывные, возникающие от удара вдыхаемого воздуха, упирающего в преграду -  язык, губы, зубы (например Б, П). Во – вторых, щелевые – они проявляются в результате трения при прохождении воздуха через суженное место (В, С).

     По способу произношения согласные делятся на глухие или безголосые ( П, К, Ц, Ч, Х, Т, С, Ф, Ш) и звонкие или голосовые ( Б, Д, Г, В, З, Ж, Л, М, Н, Р).  Звук «Ж» произносится, как смягченный и протяжно звучащий «З». «Щ» - как смягченный, протяжно звучащий «Ш».

   Чтобы правильно формировать согласные, необходимо четко представлять положение отдельных элементов речевого аппарата и их функции во время произношения.

   Итак, взрывные согласные распадаются на губные (Б, П), зубные (Д, Т), гортанные (К, Г) и носовые (М,Н).

  При произношении губных гласных губы сжимаются, нижняя челюсть слегка опущена; воздух, прорываясь сквозь губы, приводит к резкому их размыканию, причем при грубом «П» прорыв несколько сильнее, чем при звонком «Б». при звуке «Б» добавляется еще вибрация в гортани.

  При произношении зубных согласных язык средней частью приближается к нёбу; одновременно передняя его часть опускается вниз и прилегает к нижним зубам. Воздух прорывается между зубами в тот момент, когда кончик языка дергается, причем одновременно  язык и передняя челюсть слегка опускаются. Звук «Т»  произносится несколько тверже, чем «Д». Произношение смягченных «Ть»- «Дь» отличается тем, что передняя часть языка не прижимается к верхним зубам, а лишь слегка касается передней части нёба.

  Гортанные согласные произносится по - разному. Звук «Г» -при участии голоса, в момент отделения задней части языка, приподнятого к твердому нёбу, силой выдыхаемого воздуха. Звук «К» - без участия голоса, но с большей затратой воздуха, так же отделяющего заднюю часть  языка, прижатого к твердому нёбу.

  Носовые звуки отличаются тем, что при их произношении почти нет шумов – из-за этой особенности они приближаются к гласным, чему способствует участие голоса. Звук «Н» образуется с помощью кончика языка, упирающего в верхние зубы. Звук «М» - при выдыхании через носовую полость при закрытых губах. Этот согласный считается самым правильным и легким для произношения.


  Щелевые согласные в свою очередь также делятся по месту образования: на губные (В, Ф), свистящие (С, З), заднеязычные (Х), шипящие ( Ш, К) и сонорные (Л, Р).

 При произношении губных согласных верхняя губа слегка приподнимается, а верхние зубы прикасаются к нижней губе. При произнесении «В» участвует гортань.

 Свистящие произносятся при несколько раскрыто и расположении рта, углы губ слегка оттянуты назад. Звук образуется из-за того, что выдыхаемый воздух проходит между кончиком языка, который слегка касается нижних зубов. При произнесении звука 2З» участвует гортань.

 Шипящие, или переднеязычные, возникают при прохождении струн воздуха через пространство, образуемое между передними зубами и кончиком языка. При произнесении согласного  звука «Ж» участвует гортань, причем вибрирует не только голосовые связки, но и кончик языка, поднятый более высоко, чем  при произнесении «Ш».

Заднеязычный звук «Х» возникает при похождении струи воздуха  через пространство, образуемое между передними зубами, кончиком языка и мягким нёбом.

Сонорные согласные звуки возникают при помощи голоса с добавлением незначительных шумов. Звук «Л» образуется при упоре кончика языка в верхние зубы, причем при твердом «Л» он смыкается с десной, а при мягком «Ль» -  прижимается к основанию верхних зубов. Звук «Р» возникает вследствие вибрации кончика языка от напора выдыхаемого воздуха. При смягченном «Рь» вибрация смещается ближе к верхним передним зубам и требует большой силы воздуха.

         

 Хочу порекомендовать несколько скороговорок. Они помогут правильно сформировать гласные и согласные звуки, улучшают дикцию.

 

Губные гласные ( П, Б, М)

Бык тупогуб тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа

 

По бревну бобры бредут / 3 раза

 

Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила

Мила молодчина.

 

Губно-зубные (В)

Вечер. Взморье. Вздохи. Ветра.

 

Заднегубные (К, Г, Х)

Вашего слугу загнуло в дугу.

Хохлатые хохлатушки  хохотали - хохотали : ха – ха – ха – ха – ха! /3 раза

Не с ветра говорится, что лгать не годиться.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

 

Переднеязычные (Т, Д, Л, Н, Р)

Тятя, тятя, ваши сети притащили мертвеца.

Пятно оттирала, оттирали, да не оттерли.

На дворе трава на траве дрова.

 

Свистящие (С, Ц, З)

1.Сказал, что узлом завязал.

2.Молодец против овец, против молодца - сам овца.

3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

Шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ)


Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки. /3 раза

Наш чеботарь всех чеботарей перечеботарил.

 

 

 

РАСПЕВАНИЕ

 

Основным методом певческого воспитания является - распевание. Распевание проводится регулярно в начале занятий -10-15 мин. Смысл его не только в том, чтобы подготовить, «разогреть» голосовой аппарат, но и способствовать развитию всех певческих навыков - дыхания, звуковедения, строя. Закрепляются же они в процессе освоения репертуара.

Основной материал для распевания - песенный. Одни упражнения берутся из разучиваемого репертуара, другие – создаются специально для выработки конкретного певческого навыка или, чаще, целого комплекса навыков. Самое главное это то, что упражнения – “ не подсобный материал” для вокализации, а “ ключ” к овладению певческими средствами хорового исполнения.

 Таким образом, в распевании применяются как «песенные», так и «специальные» упражнения. Одни разнообразятся на каждом занятии, другие повторяются как средство автоматизации певческого навыка.

Выбор упражнений зависит от конкретных вокально-технических и исполнительских задач и от творческой фантазии руководителя. Каждое упражнение, предложенное солисту, должно нести конкретную задачу, а руководителю необходимо обосновать его целесообразность и практическую ценность.

 

 

РЕПЕРТУАР

 

Правильно и умело подобранный репертуар дает возможность не только повысить музыкальную культуру детей, но  и способствует их всестороннему развитию, формированию нравственных качеств, воспитанию художественного вкуса.

Работа над репертуаром начинается в зависимости от готовности учащегося. В репертуаре закрепляются технические навыки. Большое внимание уделяется эмоционально-художественной стороне репертуара. Она обязательно должна соответствовать возрасту и возможностям учащегося.

Репертуар желательно подбирать с сопровождением баяна.

Народная песня приобщает детей к интонациям музыкальной речи, ибо элементарная, состоящая из нескольких звуков народная мелодия несет в себе больше красоты и эмоциональной силы, чем иное сложное хоровое произведение.

При отборе репертуара необходимо учитывать возрастные особенности и возможности младших школьников, которых привлекают песни  яркие, ритмически четкие. Детей этого возраста привлекают шуточные, игровые и плясовые песни, в которые можно ввести несложные выразительные движения. Вместе с тем дети весьма тонко чувствуют песни патриотического характера, они способны глубоко переживать различные драматические ситуации, чутко реагировать на нужные ласковые образы (песня о маме, природе, животных).


Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и голосовой аппарат – ведь большинство  закличек, приговорок, игровых песенных припевок, поются полным голосом, легко и непринужденно. Практика показала, что детям вполне доступны песни, записанные от взрослых исполнителей. 

В репертуаре могут быть   песни любого жанра, подходящие по содержанию и сложности напева:  хороводные, игровые, шуточные, плясовые. Стремление к актерству, к игре, присущи всем детям, поэтому элементы игры, в той или иной мере, могут быть внесены в ту или иную песню. Тогда пение сопровождается разыгрыванием действия по сюжету песни.

Детской импровизации в разыгрывании театрализованного представления в песне надо дать как можно больше свободы, главное разбудить детскую фантазию, и тут руководитель выходит на первый план. Умение зажечь детей дано не каждому, научиться,  конечно, можно, но если учителю не дано чувствовать детскую душу, умение предугадать желания детей, то он не сможет быть хорошим руководителем.

 Народные песни помогут в деле эстетического и художественного воспитания детей, приобщению их к традиционному народному музыкальному искусству; помогут привить каждому ребенку любовь к старинным напевам, родному языку, истории, к творчеству.

 Итак, решающее влияние на процесс музыкального развития детей оказывает личность руководителя, который должен сочетать в себе педагога, организатора, музыканта. От его творческого подхода, фантазии, учения увлечь детей народной песней и организовать интересную жизнь детского коллектива зависит эффективность всей воспитательной работы.

 

 

ПРОЦЕСС  РАЗУЧИВАНИЯ  ПЕСНИ

 

    Внутренней эмоциональной активность певцов необходимо добиваться уже на первых занятиях и каждый раз заставлять их переживать песню заново. Собственно на этом  основывается  и процесс разучивания песни.

   Практика показывает, что весьма целесообразно предварительно, до разучивания новой песни просто  попеть ее с учащимся, как  бы случайно, не на занятиях. Тогда уже можно приступать к ее разучиванию. Заинтересованность, ”расположенность” учащегося  к новой песне имеют существенное значение.

   Знакомить  учащегося с новой песней лучше всего в хорошем исполнении  самого руководителя. Обязательно нужно пропеть ее всю целиком, с полным текстом, либо прослушать ее в записях  DVD или CD дисках.  Непосредственное первое восприятие и есть тот огонек, из которого  постепенно можно разжечь огонь подлинного творчества.