Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 548
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв.
Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)
Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
640
Продолжение таблицы 123
Имя | Годы жизни | Судьба философа |
Кропоткин П.А. | 1842—1921 | В 1874 г. за революционную деятельность был арестован и заключен в Петропавловскую крепость; через два года бежал и скрылся за границей; во Франции был арестован и осужден на пять лет тюремного заключения, после освобождения жил в Англии до 1917 г., после февральской революции вернулся в Россию. |
Ленин В.И. | 1870—1924 | В 1887 г. за революционную деятельность (участие в студенческих беспорядках) арестован и сослан до 1888 г.; в 1895 г. вторично сослан до 1900 г., после чего уехал за границу, откуда вернулся в 1905 г.; в 1907 г. опять эмигрировал, окончательно вернулся после февральской революции 1917 г. |
Бердяев Н.А. | 1874—1948 | В 1898 г. за революционную деятельность (участие в студенческих беспорядках и пропаганда марксизма) исключен из университета, в 1900 г. выслан на три года в Вологодскую губернию. |
Франк СЛ. | 1877—1950 | В 1899 г. выслан из России за пропаганду марксизма. |
Сорокин П.А. | 1889—1968 | В 1906 г. был арестован за революционную деятельность, но отпущен и взят на учет полицией. |
| В Советской России | |
Розанов В.В. | 1856—1919 | Умер в России от истощения. |
Циолковский К.Э. | 1857—1935 | Жил в России — СССР, репрессиям не подвергался. |
Вернадский В.И. | 1863—1945 | Жил в России — СССР, репрессиям не подвергался. |
Мережковский Д.С. | 1865—1941 | В 1919 г. нелегально эмигрировал из России. |
Шестов Л. | 1866—1938 | В 1920 г. добровольно эмигрировал из России. |
Новгородцев П.И. | 1866—1924 | В 1920 г. добровольно эмигрировал из России. |
Струве П.Б. | 1870—1944 | В 1918 г. добровольно эмигрировал из России. |
Лосский Н.О. | 1870—1965 | В 1922 г. насильно выслан из России. |
Булгаков С.Н. | 1871 — 1944 | В 1923 г. насильно выслан из СССР. |
Бердяев Н.А. | 1874—1948 | Был арестован в 1920 г., но отпущен; в 1922 г. насильно выслан из России. |
Франк СЛ. | 1877—1950 | В 1922 г. насильно выслан из России. |
641
Продолжение таблицы 123
Имя | Годы жизни | Судьба философа |
Вышеславцев Б.П. | 1877—1954 | В 1922 г. насильно выслан из России. |
Гурджиев Г.И. | 1877—1949 | После 1919 г. добровольно эмигрировал из России. |
Успенский П.Д. | 1878—1947 | В 1921 г. добровольно эмигрировал из России. |
Шпет ГГ. | 1879—1937 | В 1935 г. был арестован и сослан, в 1937 г. арестован вторично и приговорен к 10 годам, а затем — к расстрелу. Посмертно реабилитирован. |
Зеньковский В.В. | 1881 — 1962 | В 1919 г. добровольно эмигрировал из России. |
Карсавин Л.П. | 1882—1952 | В 1922 г. насильно выслан из России, в 1940 г. работал в Вильнюсе, и в результате присоединения Прибалтики к СССР стал советским гражданином; в 1947 или 1948 г. был арестован и сослан на Северный Урал; в 1950 г. и сослан в инвалидный лагерь в Коми АССР, где умер от туберкулеза. |
Флоренский П.А. | 1882—1937 | В 1928 г. выслан из Москвы на три месяца; в 1933 г. арестован, осужден на 10 лет; в 1937 г. уже в лагере вторично осужден и приговорен к расстрелу. В 1958 г. полностью реабилитирован. |
Ильин И.А. | 1883—1954 | В 1922 г. насильно выслан из России. |
Федотов Г.П. | 1886—1951 | В 1925 г. добровольно эмигрировал из России. |
Сорокин П.А. | 1889—1968 | После Октябрьской революции 1917 г. трижды был арестован; в 1922 г. насильно выслан из России. |
Ильин В.Н. | 1891 — 1974 | В 1919 г. добровольно эмигрировал из СССР. |
Флоровский Г.В. | 1893—1979 | В 1920 г. добровольно эмигрировал из России. |
Бахтин М.М. | 1895—1975 | В 1929 г. арестован и приговорен к 5 годам лагерей; из-за тяжелой болезни приговор был заменен на ссылку; после окончания ссылки в 1936 г. ему было запрещено проживать в крупных городах; с 1965 г. жил в Подмосковье, а с 1971 г. — в Москве. |
Лосев А.Ф. | 1897—1988 | В 1930 г. был арестован и приговорен к 10 годам лагерей, но в 1932 г. освобожден |
| | в 1УЗЗ г. с него снята судимость, и он восстановлен в гражданских правах. |
Чижевский А.Л. | 1897—1964 | В 1936 г. или в 1942 г. (точных сведений не сохранилось) был арестован; с 1950 г. жил в Караганде; в 1958 г. реабилитирован. |
Андреев Д.Л. | 1906—1959 | В 1947 г. арестован, осужден на 25 лет тюрьмы; в 1957 г. освобожден. |
642
25.2. Бердяев Н.А.
Биографические сведения. Николай Александрович Бердяев (1874—1948)— русский религиозный философ, писатель и публицист. Его можно отнести к числу крупнейших русских мыслителей XX в. и, пожалуй, назвать наиболее известным в мире из всех русских философов.
Родился в Киеве в семье потомственных военных, поэтому в детстве был отдан на обучение в Киевский кадетский корпус. Однако, окончив его, отказался от военной карьеры и в 1894 г. поступил на естественный факультет Киевского университета, через год перейдя на юридический факультет. В эти годы он увлекся марксизмом и занялся революционной (социал-демократической) деятельностью. В 1898 г. был арестован и исключен из университета, в 1900 г. отправлен в ссылку в Вологду, где и пребывал под надзором полиции до 1903 г. В этот период начинается его разочарование в марксизме и интерес к идеалистической философии.
В 1904 г. Бердяев приехал в Санкт-Петербург, где познакомился и подружился с Мережковским. Под его влиянием начал заниматься анализом и развитием «нового религиозного сознания». В 1908 г. он переехал в Москву.
На становление духовной жизни и философских идей Бердяева большое влияние оказали три русских революции. Весьма болезненным был для него опыт первой революции 1905—1907 гг., и в своих работах этого периода он выступил против русского радикализма в решении социальных проблем, причем как «левого», так и «правого». Февральскую революцию 1917 г. он встретил в целом одобрительно, считая ее необходимой для обновления России, но при этом указывал, что «вступление в великую неизвестность» грозит хаосом и разрушением. Октябрьскую революцию 1917 г. он не принял, далеко отойдя к этому времени от увлечения марксизмом. Но это не помешало ему в 1917—1922 гг. развернуть активную общественную деятельность: он преподавал в университете, часто выступал с публичными лекциями, организовал Вольную академию духовной культуры и т.д. За это время дважды арестовывался: первый раз в 1920 г., но после допроса лично Ф.Э. Дзержинским по его приказу был отпущен; во второй раз — в 1922 г., после чего вместе с группой других философов он был выслан из России за границу за антиреволюционную деятельность.
643
В 1922—1924 гг. он жил в Берлине, занимаясь преподавательской деятельностью, а с 1924 г. — во Франции (недалеко от Парижа). С 1925 по 1940 г. Бердяев был редактором журнала «Путь» — самого крупного и значительного религиозно-философского издания «русского зарубежья», в котором также сотрудничали и многие крупные религиозные мыслители Запада. В эти же годы Бердяев близко познакомился с рядом известнейших западноевропейских философов.
В 1947 г. Кембриджский университет присвоил Бердяеву звание доктора теологии. Умер Бердяев в 1948 г. у себя дома прямо за письменным столом.
Основные труды. «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском» (1901); Философская истина и интеллигентская правда» (в сборнике «Вехи», 1909); «Философия свободы» (1911); «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916); «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (Берлин, 1923); «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (Берлин, 1924); «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства» (Париж, 1927—1928); «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (Париж, 1931); «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947); уже после его смерти были опубликованы также работы: «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (Париж, 1949); «Царство Духа и царство Кесаря» (Париж, 1949); «Истоки и смысл русского коммунизма» (Париж, 1955).
Философские воззрения. История философии. Хотя Бердяев никогда не ставил перед собой задачу исследования русской философии во всем ее объеме, в ряде своих работ он проанализировал практически всю ее историю от Чаадаева до Ленина1. Поэтому его можно назвать одним из первых историков русской философской мысли.
Учение о личности. На протяжении всей жизни Бердяева центральными в его творчестве были этические проблемы, рассматриваемые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творчества и любви.
1 В частности, в работе «Истоки и смысл русского коммунизма».
644
Существенным моментом философии Бердяева является дифференциация бытия на две основные сферы (восходящая еще к элеатам, Платону, неоплатоникам, гностикам и христианской философии).
Таблица 124. Две сферы бытия человека
Название | Сфера бытия | Характеристика человеческого бытия |
«Царство Кесаря» | телесный «мир»1 как эмпирическая действительность, как условие деятельности человека; «царство необходимости»; «царство природы»; «мир объективации»2 | вражда, рабство, разъединенность, разорванность |
«Царство Божье» | мир подлинный, идеальное бытие или «космос»; «царство свободы» | любовь, свобода, творчество |