Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 525

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Судьба учения. Ибн-Гебироль оказал некоторое влияние на му­сульманских и христианских-философов. Особо можно отметить его влияние на пантеистические идеи Джордано Бруно.

192

10.2. Перипатетизм

Маймонид (Maimonides)

Биографические сведения. Моше (Моисей) бен Май­мон (1135—1204), более известный под именем Маймо­нид, был философом, теологом и врачом. Родился в Кордо­ве; преследования евреев в арабо-марокканском халифате заставили его покинуть страну и переселиться в Каир (египетский халифат), где в 1187 г. он стал лейб-медиком султана Салах-ад-Дина (Саладина).

Основные труды. Главный философский труд — «Путеводитель заблудших» («Путеводитель растерянных», «Наставник колеблющих­ся»), написанный на арабском языке в виде диалога учителя с учени­ком. Еще при жизни Маймонида эта книга была переведена на еврей­ский язык, а позднее в Европе — и на латинский.

Философские воззрения. Учение Маймонида, хотя и создано им самостоятельно, во многом сходно с учением Аверроиса, что связано с общностью источников — философией Аристотеля и комментариями к нему арабских философов предшествующих поколений.

Проблема знания и веры. Маймонид считал, что между истинами От­кровения и истинами науки не может быть подлинных противоречий, ибо «они проистекают из одного и того же источника, а именно из божествен­ной мудрости». Но при этом истины разума Маймонид все-таки ставит выше религиозных, утверждая, что последние есть не что иное, как «истина, изысканная силой разума и в записанном виде переданная святыми отца­ми». Поэтому все библейские положения, которые выглядят противореча­щими научным выводам, он истолковывает аллегорически.

Онтология. Маймонид почти полностью соглашается с Аристоте­лем во всем, что относится к «подлунному миру» (т.е. земному), но спо­рит с ним по ряду положений, относящихся к «надлунному миру». Так, Маймонид отрицает вечность мира и признает сотворение мира Богом.

Синтез еврейского вероучения с греческой философией, осуществ­ленный Маймонидом и провозглашенный им примат разума над верой, вызвали значительное недовольство еврейских богословов: его учение было несколько раз осуждено за «продажу Священного Писания гре­кам», а книги приговаривались к сожжению. Борьба «за» и «против» его учения шла на протяжении всего XIII в., она достигала такой остро­ты, что в 1305 г. синод раввинов под угрозой отлучения от синагоги за­претил заниматься философией всем лицам, не достигшим 25 лет.


Судьба учения. В эпоху Средневековья учение Маймонида оказа­ло большое влияние на развитие каббалы и на западноевропейскую схоластику, особенно на Альберта Великого и Фому Аквинского. В Но­вое время отмечается его влияние на Спинозу.

193

Схема 61. Маймонид: истоки и влияние



 

194

10.3. Каббала (Kabbala)


Слово «каббала» в переводе с древнееврейского означает «преда­ние». Каббала — это мистическое учение, в течение длительного вре­мени оно было тайным (эзотерическим).

Легенды о происхождении. Существует две легенды о проис­хождении тайных знаний, содержащихся в каббале. По одной версии, их получил Моисей на горе Синай, когда встречался там с богом Ягве. Но если «скрижали завета», данные ему Богом, он принес всему еврейскому народу, то каббалистические знания сообщил только избранным. В даль­нейшем эти знания хранились в глубокой тайне и передавались только доверенным ученикам. По другой версии (опирающейся на апокрифи­ческую1 «Книгу Еноха»), эти знания люди получили от ангелов, когда те сошли с неба и взяли себе в жены дочерей человеческих.

Основные труды. Сефер Ецира. «Книга творения» известная еще с древности (она упоминается в сочинениях I—II вв.); Зехер, или Зо­гар. «Свет, Блеск или Сияние», которая стала известна в Европе с XIII в., когда Моше из Леона (Моисей Лионский) привез ее в Испанию. Иног­да он же считается ее автором.

Философские воззрения. Философское учение каббалы пред­ставляет собой попытку соединить ветхозаветное учение о сотворе­нии мира Богом из ничего с платоновской и неоплатоновской космого­нией, по ряду параметров напоминая при этом учение Оригена и гноc­тицизм.

Космогония. Бог понимается как простое, однородное и не­определенное единство (аналогично идее Единого у Платона). В этом смысле Он не есть нечто, существующее в мире, т.е. Бог есть не не­что — Эн-Соф. Но поскольку все заключается в нем, как в высшей причине, Бог есть все. И так как мир возникает из Бога, то можно ска­зать, что Бог творит мир из ничего.

Эн-Соф есть первосвет. Сначала он наполнял все пространство, а точнее, он и был этим пространством. Но чтобы могло возникнуть что-­либо иное, он сконцентрировался сам в себе, образовав тем самым пус­тоту. Эту пустоту он наполнил своим светом, истекающим (эманирую­щим) из него, и по мере удаления от Бога — постепенно ослабева­ющим.



Первым был создан (из первосвета) Адам Кадмон — первоче­ловек, являющийся прототипом всего творения. Через Адама Кадмона

1 Апокрифы — это древние книги, близкие по содержанию к библейским, но не во­шедшие в канон, т.е. официально принятый состав Библии.

195

эманируют из Бога десять сефирот (сфер). Через них Бог открывается, а потому и познается. Они образуют космическое тело Адама Кадмо­на. Сефироты соподчиняются друг другу по три, получается трое­кратное единство, к которому примыкает десятая сефира, как общий результат всех этих триединств и как гармония между всеми осталь­ными (схема 62). В соответствии с триединством сефирот существует три мира (табл. 47).

Таблица 47. Три мира в каббале

Мир

Расположение мира

Население

Мир Берия

первый (высший) сотворенный мир или внутреннее небо

умопостигаемые духи

Мир Йицира

второй сотворенный мир или внешнее небо

ангелы, обладающие тонким телом

Мир Азиа

третий сотворенный мир, мир элементов или природы

люди

Выше этих трех миров находится мир первообразов — Ацилут, т.е. Адам Кадмон, к которому эти три сотворенных мира относятся как копии.

На самой нижней ступени поток божественного света вливается в материю, которая есть угасший свет. Поскольку свет — это добро, то тьма есть зло; во мраке пребывают злые духи, т.е. падшие ангелы, которые согрешили и были низвергнуты с неба.

Методы каббалы. Каббала оказала большое влияние на даль­нейшее развитие мистических учений, особенно благодаря спе­цифическим каббалистическим методам. Каббалисты считают, что в Библии, и прежде всего в Торе1, заключены тайные знания, которые можно прочитать, используя особые методы расшифровки (гематрия, нотарикон, тамура). Так, гематрия2 состоит в следующем: каждой букве еврейского алфавита (их 22) приписывается число по принципу: а — 1, б — 2 и т.п., буквам второго десятка — 10, 20 и т.п., третьего — сотни. Значением слова или иного языкового выражения считается сумма всех соответствующих букв. По этому методу числом 666 в Библии (Апокалипсисе) зашифровано имя антихриста. Языковые выражения с одинаковой суммой чисел считаются мистически взаимосвязанными.


1 Другое название Торы — Пятикнижие Моисея, это первые пять книг Ветхого За­вета, в которых рассказывается о сотворении мира, грехопадении и т.д.

2 Метод гематрия, связанный с мистикой чисел, по-видимому, восходит к идеям пи­фагореизма.

196

Схема 62. Космология каббалы



Судьба учения. Каббала оказала громадное влияние на развитие различного рода мистических учений как эпохи Средневековья, так и более поздних — вплоть до настоящего времени.

197

Схема 63. Каббала: истоки и влияние



Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

Глава 11. ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Время существования Византии1 (Восточной Римской империи) ох­ватывает период с 395 г., когда умер император Феодосий Великий, по­деливший Римскую империю между двумя своими сыновьями, и до 1453 г., когда турки захватили и разграбили Константинополь.

Византия является непосредственной преемницей античной куль­туры и философии. Здесь не было разрыва в культурной традиции, не было и проблем с переводом, поскольку большая часть античных философских текстов была написана на греческом языке, а греческий был государственным языком в Византии.

Однако превращение христианства в государственную религию привело к тому, что для борьбы с язычеством стали использоваться политические и силовые методы: по приказу властей были закрыты не только языческие храмы и запрещены языческие верования, но также стали закрываться языческие философские школы, послед­ней из которых была Академия Платона в Афинах, просуществовав­шая до 529 г.

Такое отношение властей к философии было вызвано двумя при­чинами: во-первых, именно в рамках различных философских учений осуществлялась наиболее последовательная критика христианства на теоретическом уровне; а во-вторых, именно философские учения и методы послужили основой для возникновения множества различ­ных течений в христианской теологии, признанных позднее еретиче­скими.

1 В 325 г. по указу императора Константина столица Римской империи была пере­несена из Рима в небольшой город на берегу Босфора — Визант, переименованный в Константинополь.

199

Ожесточенная борьба между представителями различных течений в христианстве (монофизитами и дифизитами, иконоборцами и иконопо­читателями и т.д.) протекала в IV—X вв. на всей территории Византии. Эта борьба часто охватывала большие слои населения и приводила к бунтам, восстаниям и гражданским войнам, которые подавлялись импе­раторскими войсками. Решающим в теологических спорах на церков­ных соборах нередко оказывались не теоретические аргументы, а под­держка императора. Осознавая пагубность теологических конфликтов для жизни империи, власти вели политику на выработку унифицирован­ной идеологии, что отнюдь не способствовало свободному развитию фи­лософских учений и рациональных методов исследования.