Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 550

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«семи свободных искусствах», делящих­ся на: «трехпутье» (тривиум) и «четырехпутье» (квадривиум):

Схема 67. Тривиум



Схема 68. Квадривиум



Грамматика, диалектика и риторика объединены в единый комплекс, поскольку все они являются в определенном смысле науками о Лого­се: грамматика непосредственно изучает естественный язык, логика — правильные рассуждения, проводимые посредством языка, а ритори­ка — правильное, красивое и убедительное построение речи. Эти дис­циплины связывались воедино еще и потому, что овладение ими всеми было необходимо для успешного участия в диспутах — основной фор­ме обоснования, доказательства и даже изложения любых идей (боль­шинство научных текстов того времени строилось в виде диалога или по принципу «за и против», т.е. тезис — антитезис — вывод).

207

Арифметика, геометрия, музыка и астрономия есть комплекс мате­матических дисциплин, поскольку и музыка, и движение небесных тел (или, точнее, сфер, к которым прикреплены небесные тела) считались подчиняющимися законам гармонии, имеющим место для математиче­ских объектов, в частности чисел. И эти законы получали свое выра­жение на языке математики, например в теории пропорций1.

Система образования, состоящая из «семи свободных искусств», была общепринятой во всей Европе вплоть до эпохи Возрождения.

Ряд идей схоластической философии восходит к работам Исидора Севильского (570—636) — философа и богослова, архиепископа Се­вильского (Испания). Его сочинение в 20 книгах «Этимология» бази­руется на широко распространенной в античности «природной теории языка», которой придерживались Платон, стоики и многие другие.

Согласно этой теории имя любого объекта, существующее в языке, соответствует сущности этого объекта. Так, Платон считал, что имена всем вещам давали боги или особо мудрые первые люди, которым была открыта суть вещей. Определенное подтверждение этой точки зрения можно найти и в Библии
2. Отсюда изучение имен вещей (т.е. их эти­мологии) считалось способом познания любых объектов и даже Бога. Не случайно одна из наиболее известных работ Псевдо-Дионисия Арео­пагита называется «О божественных именах» и посвящена исследова­нию атрибутов Бога, связанных с его соответствующими именами. По­этому не удивительно, что грамматика была первой дисциплиной, с ко­торой начиналось изучение «семи свободных искусств».

Противоположной точки зрения на происхождение имен придер­живался Аристотель. Он считал, что имена даются вещам «по установ­лению», т.е. по договоренности между людьми, и никоим образом не связаны с сутью вещей. Но эта идея Аристотеля в эпоху ранней схола­стики не была известна, она получила распространение только в эпоху зрелой и поздней схоластики3.

Собственно филологические выводы и догадки самого Исидора Се­вильского являются весьма наивными и не выдерживают критики с позиции современной лингвистики. Тем не менее его «Этимология» сыграла важную роль в развитии европейской философии, в том числе и потому, что в ней было много цитат и ссылок на позднее утраченные работы античных авторов. По-видимому, эта работа оказала определен-

1  Идея взаимосвязи музыки, астрономии и математики уходит корнями еще в уче­ние Пифагора о «музыке небесных сфер».

2  В первой книге Библии «Бытие» говорится, что первые имена объектам дал сам Вог («И сказал Бог: "Да будет свет."»), а названия всем животным дал Адам.

3  Но именно такое понимание взаимоотношения имени и объекта, названного дан­ным именем, стало доминирующим в науках о языке в Новое время.

208

ное влияние и на развитие номинализма, поскольку номиналисты счи­тали, что общее (универсалии) существует в именах вещей.

Еще один философ эпохи «темных веков», заслуживающий упоми­нания, — это англосаксонский монах Беда Достопочтенный (673— 735).

12.2. Ранняя схоластика IX—XII вв.


IX—XII вв. — это время становления в Европе национальных госу­дарств и их культуры. В конце XI в. начинается эпоха Крестовых похо­дов, которые позволили европейцам близко познакомиться с филосо­фией мусульманского мира (как мусульманской, так и еврейской), а через них — и с античной философией. Это дало мощный толчок для развития европейской культуры и философии, так что XII в. иногда условно называют «первым Ренессансом». В XII же веке в Европе появляются первые университеты, которые в дальнейшем станут цент­рами развития философской и научной мысли.

В IX в. жил и работал один из наиболее интересных философов раннего периода — Эриугена, создавший свой оригинальный синтез идей неоплатонизма с христианским вероучением.

Однако систематическое развитие схоластики началось только в XI в. Один из наиболее замечательных философов этого периода — Ан­сельм Кентерберийский, который первым попытался дать рацио­нальные доказательства бытия Бога.

Важным этапом в развитии схоластики стала деятельность Шартр­ской и Сен-Викторской школ. Основоположником Шартрской шко­лы принято считать епископа Фульбера (умер в 1028 г.). Но ее рас­цвет приходится на XII в. и связан с именами братьев Бернара и Тьер­ри Шартрских, Гильома из Конша и др. Шартрская школа развивала в основном идеи платонизма. Имена вещей понимались как связанные с сущностью обозначаемых объектов. Эта связь объяснялась тем, что и множество конкретных объектов, и множество их имен считались про­исходящими от соответствующих универсалий (идей).

Сен-Викторская школа1 была основана Гильомом из Шампо в XI в., а ее крупнейший представитель — Гуго Сен-Викторский (1096—1141).

1 Свое название эта школа получила потому, что существовала при Сен-Викторском аббатстве в Париже.

209

Для деятельности этой школы характерен мистицизм. В своей работе «Дидаскалион» Гуго Сен-Викторский трактует видимый, чувственно воспринимаемый мир как знак невидимого мира: «Весь этот мир нечто вроде книги, написанной перстом Божьим».

Крупнейшим философом XII в. был Пьер Абеляр (1079—1142).


Схема 69. Ранний период западноевропейской схоластики



210
Иоанн Скотт Эриугена (Iohannes Scottus Eriugena)
Биографические сведения.

Иоанн Скотт Эриугена (810—877) был первым крупным западноевропейским фи­лософом IX в. Шотландец1 по происхождению, он значи­тельную часть своей жизни провел в Париже, куда был при­глашен для перевода с греческого языка на латынь Арео­пагитик, автором которых считался Дионисий Ареопагит2. Основные труды. Эриугена не только перевел Ареопа­гитики, но и написал к ним комментарии, кроме того, ему принадлежат комментарии к ряду работ Максима Исповедника (крупнейшего визан­тийского комментатора Ареопагитик), а также к работам Григория Нис­ского, Августина и Боэция. Главные его произведения — «О божествен­ном предопределении» и «О разделении природы». Оба эти произведения были осуждены церковью, первое — еще при жизни Эриугены в 855 г., второе — в начале XIII в. Некоторые работы Эриугены были в 1684 г. внесены Ватиканом в «Индекс запрещенных книг».

Философские воззрения. Проблема знания и веры. Эриугена утверждал, что «истинный авторитет не противоречит правильному разуму, так же как правильный разум — истинному авторитету», по­скольку «оба они проистекают из одного и того же источника, а имен­но из божественной мудрости»3. Но при этом разум является первич­ным, и «авторитет рождается из истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета».

Проблема универсалий. В решении проблемы универсалий Эриу­гена стоял на позиции реализма. Он считал, что роды и виды, т.е. поня­тия большей и меньшей степени общности, существуют реально. При этом каждый род целиком и полностью содержится в своих видах, т.е. род «четвероногое» содержится в видах «собака», «кошка», «корова» и т.д. А каждый вид полностью содержится в конкретных вещах, т.е. вид «кошка» содержится во всех конкретных кошках. Роды и виды пред­шествуют конкретным вещам, как вторая природа — третьей, и только их существование является действительно реальным.

Онтология. Онтология Эриугены строится на базе неоплатонизма и Ареопагитик, в ней также явно прослеживаются идеи пантеизма, по­скольку утверждается единство Бога и его творения.

По мнению Эриугены, Бог открывается людям как природа четырех типов (схема 70).

Судьба учения.
Эриугена оказал громадное влияние на всю куль­туру своего времени, а его философские и богословские идеи повлияли на дальнейшее развитие средневековой философии, и прежде всего платонизма. В эпоху Возрождения его идеи способствовали становле­нию пантеизма.

1 «Скотт» переводится как «шотландец».

2 Сейчас его принято называть Псевдо-Дионисий Ареопагит.

3 Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 788.

211

Схема 70. Четверичная природа, по Эриугене



212

Схема 71. Эриугена: истоки и влияние


Ансельм Кентерберий­ский (Anselmus Cantuariensis)
Биографические сведения.

Ансельм д'Аоста (1033— 1109) был родом из знатной семьи, после смерти мате­ри оставил свой дом и несколько лет скитался по раз­личным монастырям Франции, в 1060 г принял мона­шеский обет, с 1093 г. — епископ Кентерберийский. Основные   труды    «Монологион»,   «Прослогион»,

«О грамотном», «Об истине», «О свободном выборе», «О падении диавола», «О Троице», «О воплощении Слова»1

1 Часть из них переведена на русский язык, см   Ансельм Кентерберийский Сочине­ния М.,1995

213

Философские воззрения. Проблема универсалий. В решении проблемы универсалий Ансельм стоял на позиции крайнего реализ­ма, т.е. считал, что универсалии имеют самостоятельное существова­ние вне конкретных вещей и до них — в уме Бога. И тот, кто не при­знает реального существования универсалий (таких, как «человек», «бык», «лошадь»), кто не понимает, как разные люди связаны с одним «человеком», тот никогда не поймет и того, как единый Бог может су­ществовать в трех лицах.

Все то, что существует в мире, сотворено Богом в соответствии с идея­ми, имеющимися в его уме. Эти идеи являются мыслями Бога и потому вечны. Творение мира и всех вещей в них было совершено посредством Божественного Слова. Слова человеческого языка отличны от Боже­ственного, но, тем не менее, существует определенная связь между назва­ниями вещей (именами), понятиями о вещах в нашем сознании (универ­салиями) и самими конкретными вещами, существующими в реальности.

Проблема знания и веры. Человек обладает разумом и верой. Выс­шая истина воплощена в Откровении и дается человеку через веру, ра­зум нужен человеку в первую очередь для того, чтобы глубже понимать истины веры. Отсюда знаменитый лозунг Ансельма, повторенный им вслед за Августином: