Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 439

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики, сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей (табл. 93).

458

Таблица 93. Три закона диалектики

Закон

Значение закона

1. Закон единства и борьбы противоположностей

указывает на внутренний источник всякого развития

2. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот

указывает на механизм развития

3. Закон отрицания отрицания

указывает на общее направление развития

Законы диалектики при этом понимаются как универсальные законы бытия, охватывающие сферу природы, общества и человече­ского мышления.

Диалектический материализм был тесно связан с естествознанием XIX в., опираясь на его открытия и предлагая философский фундамент для их обоснования. Так, тезис о вечности материи и ее непрерывном дви­жении непосредственно связан с законом сохранения и превращения энергии, периодической таблицей Менделеева, дарвиновской теорией эво­люции живой природы и т.д. А, например, философская идея неразрывной связи материи, движения, пространства и времени нашла свое подтверж­дение в начале XX в. в теории относительности Эйнштейна1.

Гносеология марксистской философии обычно характеризуется как теория отражения, суть которой состоит в том, что процесс по­знания трактуется как отражение в человеческом сознании опреде­ленных впечатлений, приходящих в него извне. Аналогичные воззре­ния можно обнаружить и в домарксовском материализме. Особеннос­тью марксистской гносеологии является следующее:

• процесс познания считается подчиняющимся трем законам диа­лектики;

• проводится   качественное   различие   между   познанием   тео­ретическим и эмпирическим (включающим в себя чувственное); пока­зывается, что теоретическое познание не сводимо к эмпирическому, хотя и строится на базе последнего. Теоретическое познание опериру­ет общими понятиями (не существующими вне сознания), включает в себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспе­риментов и наблюдений, и т.д.;


1 Необходимо отметить, что, во-первых, Эйнштейн не был сторонником диалектиче­ского материализма, а во-вторых, аналогичная идея существовала и до марксизма, напри­мер у Лейбница.

459

• утверждается диалектическая связь между абсолютной и относи­тельной истиной: абсолютная истина (как полное, исчерпывающее зна­ние обо всем бытии в целом) недостижима, на каждом этапе развития познания мы имеем дело только с относительными истинами (т.е. час­тичным, неполным знанием об отдельных составляющих бытия), но на­копление относительных истин в процессе познания позволяет нам бесконечно приближаться к абсолютной истине;

• критерием истины является общественная практика человече­ства, практика же является основой и целью познания.

Исторический материализм. Марксистское учение об обще­стве — исторический материализм — представляет собой результат-распространения на общество законов материалистической диалекти­ки. Тезис о первичности материи и вторичности сознания конкретизи­руется в социальной философии как тезис о первичности обществен­ного бытия и вторичности общественного сознания.

Общественное бытие понимается как совокупность материаль­ных общественных процессов и отношений, существующих независи­мо от воли и сознания отдельных индивидов или общества в целом. Общественное сознание трактуется как отражение общественного бытия.

В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения, в своей совокупности составляющие реальный базис общества, на котором строятся политическая и идео­логическая надстройка.

Прежде чем заниматься наукой, философией, политикой, искусством и т.п., люди должны есть, пить, одеваться, размножаться и т.п. А для это­го они должны постоянно производить различные предметы потребле­ния (пищу, одежду и т.п.). В процессе производства люди (вне зависи­мости от своего желания) вынуждены вступать в определенные произ­водственные отношения и использовать различные доступные им производительные силы1. Характер и уровень развития производи­тельных сил в целом определяет тип производственных отношений. Единство производительных сил и производственных отношений зада­ет способ производства, определяющий общественно-экономиче­скую формацию. В истории человечества выделяются пять основ­ных общественно-экономических формаций:


1 От физической силы самого человека или прирученных животных — на ранних стадиях развития человечества и до роботов — на современном этапе.

460

1) первобытная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капита­листическая; 5) коммунистическая, первой фазой которой является социалистическая1.

Переход от одной формации к другой есть социальная революция2. В основе социальной революции лежит конфликт между развившими­ся производительными силами и старыми, отжившими производствен­ными отношениями, тормозящими дальнейшее развитие производи­тельных сил (накопление количественных изменений в производи­тельных силах приводит, в конце концов, к появлению нового качества — новых производственных отношений3).

В целом развитие общества происходит согласно «закону отрица­ния отрицания»: в первобытной формации — неантагонистичес­кой — существовала общественная собственность на средства про­изводства (связанная со всеобщей нищетой), имели место отношения равенства, коллективизма, братства и взаимопомощи. Рабовладель­ческая, феодальная и капиталистическая формации являются антаго­нистическими, основаны на частной собственности на средства про­изводства, здесь имеют место борьба классов, отношения конкурен­ции и вражды. В коммунистической формации восстанавливаются на новом уровне некоторые свойства первобытной: коммунистическая формация является неантагонистической, в ней царит общественная собственность на средства производства (но основанная на всеоб­щем изобилии), отношения равенства, коллективизма, братства и вза­имопомощи (схема 156).

В антагонистических формациях главной движущей силой соци­ального развития является борьба классов, существующих только в единстве (соответственно: рабов и рабовладельцев, феодалов и крепост­ных крестьян, буржуазии и пролетариата). Причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность на сред­ства производства.

Государство возникает как оружие имущих классов и служит для защиты их интересов. В коммунистическом обществе, где нет классов, государство постепенно должно отмереть, передавая свои функции об­щественным организациям.

1 Позднее Маркс, познакомившись с историей Востока, пришел к выводу, что эта пе­риодизация, построенная на европейской истории, не вполне подходит для азиатских государств, и вынужден был ввести понятие «азиатского способа производства», при­мерно соответствующего рабовладельческой и феодальной формации в Европе.


2 Она может быть быстрой, «скачкообразной» (переход от феодализма к капитализму и от капитализма к коммунизму), а может быть и медленной, растягивающейся на столе­тия (переход к рабовладельческой и от рабовладельческой к феодальной формации).

3 Согласно закону перехода колличественных изменений в качественные и наоборот.

461

Схема 156. Марксизм: периодизация истории



Судьба учения. В истории марксизма прослеживаются два этапа:

1)  классический, связанный с деятельностью Маркса и Энгельса: примерно с 1848 г. (год выхода в свет «Манифеста коммунистической партии) и по 1895 г. (год смерти Энгельса);

2)  период неомарксизма — с 1895 г. по настоящее время. Наиболее значительными течениями неомарксизма были:

а)  марксизм-ленинизм, развиваемый в России в XX в. (Ленин, Ста­лин, советские философы);

б) франкфуртская школа в Германии, сложившаяся в 1930—1940-е гг. и получившая дальнейшее развитие в Женеве, Париже и в США (Хор­хаймер, Адорно, Маркузе, Хабермас).

Марксизм — это философское учение, непосредственное влияние которого на социально-политическую жизнь человечества оказалось наиболее значительным и заметным. Именно марксизм в XX в. стал знаменем революционной борьбы за освобождение человечества от социального гнета и эксплуатации, и именно на базе марксисткой иде­ологии велось построение социализма и коммунизма сначала в России (после Октябрьской революции 1917 г.), а после Второй мировой вой­ны — и в других странах социалистического лагеря. Однако широчай­шее распространение марксизма в XX в., несомненно, было связано с

462

тем, что он стал официальной идеологией в СССР. После крушения Советского Союза в 1991 г. политическое значение марксизма резко упало.

19.3. Неокантианство (Neokantianism)


Неокантианство — идеалистическое философское течение, возник­шее в Германии в конце 1860-х гг. и получившее широкое распростра­нение в Европе (в том числе и в России) в период 1870—1920 гг. На­чало его обычно связывают с выходом в свет работы О. Либмана «Кант и эпигоны» (1865), где был провозглашен знаменитый лозунг: «Назад к Канту!». Неокантианство называли также неокритициз­мом1 и реализмом.

Неокантиантство представляло собой совокупность разнородных течений (схема 157), первым из которых стало физиологическое неокантианство, а двумя крупнейшими школами были марбург­ская и баденская (фрейбургская).

Схема 157. Неокантианство: хронологические рамки



Предпосылки неокантианства. К середине XIX в. обнаружилось и обрело невиданную ранее остроту расхождение между «официаль­ной» философией и естественными науками. В университетах Герма­нии в то время господствовало гегелевское учение о трансформации Абсолюта, тогда как в естественных науках царило ньютоно-картези­анское понимание мира. Согласно последнему, все материальные объекты состоят из неделимых атомов, а все происходящее в мире объяснялось по законам механики и других естественных наук. При таком подходе ни Богу, ни Абсолюту места в мире не оставалось, и фи-

1 Критицизмом называл свое учение сам Кант и многие его последователи.

463

лософские учения о них оказывались просто ненужными. Деизм1 выг­лядел устаревшим, и большинство естествоиспытателей неизбежно приходили к стихийному2 материализму или позитивизму, претендо­вавшему на позицию «над материализмом и идеализмом» и отбросив­шему всю прежнюю метафизику. И тот и другой подход оставляли философскую элиту «не у дел», да и классический позитивизм не был популярным в это время в Германии. «Налицо оказывалась двоякая угроза: научно несостоятельной философии с одной стороны, и фило­софски беспризорной науки — с другой»3. Зарождающееся неоканти­анство предприняло попытку создать новый союз естествознания и философии. При этом основное внимание было сосредоточено на тео­рии познания.
Физиологи­ческое неокан­тианство

Крупнейшие представители физиологического неокан­тианства — О. Либман