Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 439
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв.
Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)
Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
• Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики, сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей (табл. 93).
458
Таблица 93. Три закона диалектики
Закон | Значение закона |
1. Закон единства и борьбы противоположностей | указывает на внутренний источник всякого развития |
2. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот | указывает на механизм развития |
3. Закон отрицания отрицания | указывает на общее направление развития |
Законы диалектики при этом понимаются как универсальные законы бытия, охватывающие сферу природы, общества и человеческого мышления.
Диалектический материализм был тесно связан с естествознанием XIX в., опираясь на его открытия и предлагая философский фундамент для их обоснования. Так, тезис о вечности материи и ее непрерывном движении непосредственно связан с законом сохранения и превращения энергии, периодической таблицей Менделеева, дарвиновской теорией эволюции живой природы и т.д. А, например, философская идея неразрывной связи материи, движения, пространства и времени нашла свое подтверждение в начале XX в. в теории относительности Эйнштейна1.
Гносеология марксистской философии обычно характеризуется как теория отражения, суть которой состоит в том, что процесс познания трактуется как отражение в человеческом сознании определенных впечатлений, приходящих в него извне. Аналогичные воззрения можно обнаружить и в домарксовском материализме. Особенностью марксистской гносеологии является следующее:
• процесс познания считается подчиняющимся трем законам диалектики;
• проводится качественное различие между познанием теоретическим и эмпирическим (включающим в себя чувственное); показывается, что теоретическое познание не сводимо к эмпирическому, хотя и строится на базе последнего. Теоретическое познание оперирует общими понятиями (не существующими вне сознания), включает в себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспериментов и наблюдений, и т.д.;
1 Необходимо отметить, что, во-первых, Эйнштейн не был сторонником диалектического материализма, а во-вторых, аналогичная идея существовала и до марксизма, например у Лейбница.
459
• утверждается диалектическая связь между абсолютной и относительной истиной: абсолютная истина (как полное, исчерпывающее знание обо всем бытии в целом) недостижима, на каждом этапе развития познания мы имеем дело только с относительными истинами (т.е. частичным, неполным знанием об отдельных составляющих бытия), но накопление относительных истин в процессе познания позволяет нам бесконечно приближаться к абсолютной истине;
• критерием истины является общественная практика человечества, практика же является основой и целью познания.
Исторический материализм. Марксистское учение об обществе — исторический материализм — представляет собой результат-распространения на общество законов материалистической диалектики. Тезис о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в социальной философии как тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.
Общественное бытие понимается как совокупность материальных общественных процессов и отношений, существующих независимо от воли и сознания отдельных индивидов или общества в целом. Общественное сознание трактуется как отражение общественного бытия.
В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения, в своей совокупности составляющие реальный базис общества, на котором строятся политическая и идеологическая надстройка.
Прежде чем заниматься наукой, философией, политикой, искусством и т.п., люди должны есть, пить, одеваться, размножаться и т.п. А для этого они должны постоянно производить различные предметы потребления (пищу, одежду и т.п.). В процессе производства люди (вне зависимости от своего желания) вынуждены вступать в определенные производственные отношения и использовать различные доступные им производительные силы1. Характер и уровень развития производительных сил в целом определяет тип производственных отношений. Единство производительных сил и производственных отношений задает способ производства, определяющий общественно-экономическую формацию. В истории человечества выделяются пять основных общественно-экономических формаций:
1 От физической силы самого человека или прирученных животных — на ранних стадиях развития человечества и до роботов — на современном этапе.
460
1) первобытная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) коммунистическая, первой фазой которой является социалистическая1.
Переход от одной формации к другой есть социальная революция2. В основе социальной революции лежит конфликт между развившимися производительными силами и старыми, отжившими производственными отношениями, тормозящими дальнейшее развитие производительных сил (накопление количественных изменений в производительных силах приводит, в конце концов, к появлению нового качества — новых производственных отношений3).
В целом развитие общества происходит согласно «закону отрицания отрицания»: в первобытной формации — неантагонистической — существовала общественная собственность на средства производства (связанная со всеобщей нищетой), имели место отношения равенства, коллективизма, братства и взаимопомощи. Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации являются антагонистическими, основаны на частной собственности на средства производства, здесь имеют место борьба классов, отношения конкуренции и вражды. В коммунистической формации восстанавливаются на новом уровне некоторые свойства первобытной: коммунистическая формация является неантагонистической, в ней царит общественная собственность на средства производства (но основанная на всеобщем изобилии), отношения равенства, коллективизма, братства и взаимопомощи (схема 156).
В антагонистических формациях главной движущей силой социального развития является борьба классов, существующих только в единстве (соответственно: рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных крестьян, буржуазии и пролетариата). Причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность на средства производства.
Государство возникает как оружие имущих классов и служит для защиты их интересов. В коммунистическом обществе, где нет классов, государство постепенно должно отмереть, передавая свои функции общественным организациям.
1 Позднее Маркс, познакомившись с историей Востока, пришел к выводу, что эта периодизация, построенная на европейской истории, не вполне подходит для азиатских государств, и вынужден был ввести понятие «азиатского способа производства», примерно соответствующего рабовладельческой и феодальной формации в Европе.
2 Она может быть быстрой, «скачкообразной» (переход от феодализма к капитализму и от капитализма к коммунизму), а может быть и медленной, растягивающейся на столетия (переход к рабовладельческой и от рабовладельческой к феодальной формации).
3 Согласно закону перехода колличественных изменений в качественные и наоборот.
461
Схема 156. Марксизм: периодизация истории
Судьба учения. В истории марксизма прослеживаются два этапа:
1) классический, связанный с деятельностью Маркса и Энгельса: примерно с 1848 г. (год выхода в свет «Манифеста коммунистической партии) и по 1895 г. (год смерти Энгельса);
2) период неомарксизма — с 1895 г. по настоящее время. Наиболее значительными течениями неомарксизма были:
а) марксизм-ленинизм, развиваемый в России в XX в. (Ленин, Сталин, советские философы);
б) франкфуртская школа в Германии, сложившаяся в 1930—1940-е гг. и получившая дальнейшее развитие в Женеве, Париже и в США (Хорхаймер, Адорно, Маркузе, Хабермас).
Марксизм — это философское учение, непосредственное влияние которого на социально-политическую жизнь человечества оказалось наиболее значительным и заметным. Именно марксизм в XX в. стал знаменем революционной борьбы за освобождение человечества от социального гнета и эксплуатации, и именно на базе марксисткой идеологии велось построение социализма и коммунизма сначала в России (после Октябрьской революции 1917 г.), а после Второй мировой войны — и в других странах социалистического лагеря. Однако широчайшее распространение марксизма в XX в., несомненно, было связано с
462
тем, что он стал официальной идеологией в СССР. После крушения Советского Союза в 1991 г. политическое значение марксизма резко упало.
19.3. Неокантианство (Neokantianism)
Неокантианство — идеалистическое философское течение, возникшее в Германии в конце 1860-х гг. и получившее широкое распространение в Европе (в том числе и в России) в период 1870—1920 гг. Начало его обычно связывают с выходом в свет работы О. Либмана «Кант и эпигоны» (1865), где был провозглашен знаменитый лозунг: «Назад к Канту!». Неокантианство называли также неокритицизмом1 и реализмом.
Неокантиантство представляло собой совокупность разнородных течений (схема 157), первым из которых стало физиологическое неокантианство, а двумя крупнейшими школами были марбургская и баденская (фрейбургская).
Схема 157. Неокантианство: хронологические рамки
Предпосылки неокантианства. К середине XIX в. обнаружилось и обрело невиданную ранее остроту расхождение между «официальной» философией и естественными науками. В университетах Германии в то время господствовало гегелевское учение о трансформации Абсолюта, тогда как в естественных науках царило ньютоно-картезианское понимание мира. Согласно последнему, все материальные объекты состоят из неделимых атомов, а все происходящее в мире объяснялось по законам механики и других естественных наук. При таком подходе ни Богу, ни Абсолюту места в мире не оставалось, и фи-
1 Критицизмом называл свое учение сам Кант и многие его последователи.
463
лософские учения о них оказывались просто ненужными. Деизм1 выглядел устаревшим, и большинство естествоиспытателей неизбежно приходили к стихийному2 материализму или позитивизму, претендовавшему на позицию «над материализмом и идеализмом» и отбросившему всю прежнюю метафизику. И тот и другой подход оставляли философскую элиту «не у дел», да и классический позитивизм не был популярным в это время в Германии. «Налицо оказывалась двоякая угроза: научно несостоятельной философии с одной стороны, и философски беспризорной науки — с другой»3. Зарождающееся неокантианство предприняло попытку создать новый союз естествознания и философии. При этом основное внимание было сосредоточено на теории познания.
Физиологическое неокантианство
Крупнейшие представители физиологического неокантианства — О. Либман