Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 508

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание № 14

Пациентка — студентка, 18 лет. Доставлена родителями.

Проблема. Поступает впервые, т.к. считает, что ее и брата пре­следуют спецслужбы, в результате появился страх, стала плохо спать ночью.

Анамнез. Наследственность отягощена психическими заболе­ваниями, брат болен шизофренией (последняя госпитализация связана с неправильным поведением и бредовыми идеями пресле­дования). Раннее развитие без особенностей. В школу пошла с 6 лет. Училась на отлично, школу закончила с золотой медалью. Поступила в медицинский институт, где учится в настоящее вре­мя. Проживает с родителями и братом. Отношения с братом теп­лые, очень любит его.

Состояние при осмотре. Контакту доступна. Ориентировка в месте, времени, собственной личности сохранена. Мышление в обычном темпе, последовательное. На вопросы отвечает по суще­ству. При беседе рассказала, что любит брата и не хочет, чтобы с ним что-то случилось. Отмечает, что впервые о спецслужбах рас­сказал ей брат несколько месяцев назад. После этого появился страх, что за ней следят. Подолгу бродила по улицам, проверяла не следят ли за ней. Эмоциональный фон снижен. Память не на­рушена. Интеллект соответствует полученному образованию.

Течение заболевания. После нескольких дней пребывания в стационаре стала критично высказываться о своих переживани­ях.

Обсуждение диагноза. Данное расстройство характеризует­ся монотематическим бредом, возникшим на фоне тесного эмоци­онального контакта с братом, который болен психическим забо­леванием. У доминантного лица (брата) бред носит хронический характер и является по содержанию бредом преследования. Пос­ле разлучения с братом бредовые переживания исчезли.

Один из возможных диагнозов — параноидная шизофрения (F20.0). Однако в данном случае отсутствуют необходимые диаг­ностические критерии указывающие на шизофрению. Диагноз острого полиморфного психотического расстройства без симпто­мов шизофрении (F23.0) не возможен из-за отсутствия полиморфности психических расстройств.

Индуцированное бредовое расстройство (F24).

Диагностические указания:

Диагноз индуцированного бредового расстройства может быть поставлен при условии:

а) один или два человека разделяют один и тот же бред или бредовую систему и поддерживают друг друга вэтом убеждении;


б) у них имеется необычно тесное взаимоотношение;

в) имеется сведение, что бред был индуцирован пассивному члену пары или группы путем контакта сактивным партнером.

Лечение: разделение
Задание № 15

Пациент — рабочий, 28 лет. Поступает самостоятельно.

Проблема. Обратился по поводу того, что в течение длительного времени не испытывает сексуального удовлетворения с женщиной. Он читал в литературе, что при эпилептическом приступ наступает семяизвержение, поэтому просит провести ему сеанс электросудорожной терапии.

Анамнез. Рос и развивался без особенностей. Окончил 10 классов. Затем поступил в Харьковское Высшее училище летчиков На третьем курсе вступил в половую связь с девушкой старше его по возрасту. От близости удовлетворения нс получил. Это стало сильно его беспокоить. Имел в течение небольшого времени еще

несколько половых контактов, которые закончились также неудовлетворительно. Из-за этого бросил училище. Через некоторое время родители уговорили продолжить учебу. В результате поступит в политехнический институт. Однако вновь бросил его из-за про­блем с женщинами. В настоящее время работает на шахте. Неже­нат. Проживает отдельно от родителей в нормальных материаль­но-бытовых условиях. Имеет подругу, но от сексуальной близос­ти положительных эмоций не испытывает. Себя характеризует как робкого, стеснительного человека.

Состояние при осмотре. Контакту доступен. Ориентировка в месте, времени, собственной личности сохранена. Мышление в обычном темпе, последовательное. При беседе склонен к чрезмер­ной детализации. Расстройства восприятия отрицает, поведением не обнаруживает. При беседе подробно рассказывает о своих проблемах. Отмечает, что часами может размышлять о сексуаль­ных проблемах, хотя необходимо выполнять работу, которую обо­значил начальник. 11онимает, что эти мысли мешают ему работать, однако относится к ним спокойно. Рассказал, что иногда возника­ют мысли, что все его проблемы — это результат “колдовства”. Настоятельно просит провести ему курс электросудорожной те­рапии, так как это, с его точки зрения, “последнее средство испы­тать удовлетворение от половой близости”. Свои планы на буду­щее, а также перспективу видит в решении этой проблемы. Па­мять не нарушена, интеллект соответствует полученному образо­ванию. Эмоционально выглядит несколько холодным, аффект сдержанный.


Неврологически и соматически без патологии.

Обсуждение диагноза. Расстройство носит хронический ха­рактер с колебаниями в интенсивности и характеризуются следу­ющими признаками: эмоциональной холодностью и сдержанным аффектом, навязчивыми размышлениями без внутреннего сопро­тивления, эпизодическими бредоподобными идеями, возникаю­щими без внешней провокации, странностями в поведении. Вы­шеуказанные диагностические критерии напоминают расстрой­ства, возникающие при шизофрении, однако ни на одной стадии развития данные симптомы не достигают степени диагностичес­ких критериев, позволяющих выставить диагноз шизофрении.

Шизотипическое расстройство (F21).

Больным шизотипическим расстройством часто прописывают те же препараты, что и шизофреникам, включая традиционные нейролептики.

При преходящих субпсихотических состояниях назначают небольшие дозы нейролептиков (например, галоперидол по 2—5 мг/сут), транквилизаторов (например, диазепам по 2—10 мг/сут)
Задание № 16

Пациент студент, 21 год. Поступил в сопровождении род­ственников.

Проблема. Со слов отца, состояние изменилось две недели назад, когда стал неадекватным, появилась бессонница, стал раз­говаривать с самим собой, неожиданно ударил отца. Настоящее поступление связано с тем, что накануне закрылся в квартире, за­бил дверь гвоздями и никого не впускал.

Анамнез. Рос и развивался без особенностей, наследствен­ность психическими заболеваниями не отягощена, в школу пошел с 7 лет, учился удовлетворительно, окончил 10 классов, служил в СА танкистом. В настоящее время учится в торговом институте. Проживает с родителями, материально-бытовые условия удовлетворительные, отношения с родителями до настоящего времени складывались доброжелательные.

Состояние при осмотре. Контакту доступен. Ориентировка в месте, времени, собственной личности сохранена. Мышление в обычном темпе, при беседе перескакивает с одной темы на дру­гую. Рассказал, что закрылся в квартире, потому что так приказа­ли “голоса”, которые он слышал из-за стены. Отмечает, что "голо­са" обсуждали его, комментировали его поведение. Считает, что родители не его, от них сохранилась только “оболочка”. При бесе­де иногда замолкает и к чему-то прислушивается. Подтвердил предположение, что слышит посторонние “вицеголоса”. Эмоцио­нально уплощен.
Память не нарушена, интеллект соответствует полученному образованию.

Обсуждение диагноза. Данное состояние возникло остро и характеризовалось психотическими симптомами, относительно стабильными, и отвечающими критериям шизофрении: наличие галлюцинаторных голосов, представляющих собой текущий ком­ментарий и обсуждение поведения больного. Также наблюдались разорванность мышления, неологизмы, сглаженность эмоциональных реакций. Расстройства продолжаются меньше месяца.

Острое шизофреноподобное психотическое расстройство (F23.2).

При лечении необходимо применять нейролептики в средних, а иногда в малых дозах, ноотропы. Обязательна поддерживающая терапия для предотвращения следующего приступа, обычно применяются пролонги (орап, семап, лиорадин-депо, галоперидол-депо или модитен-депо).
Задание №17

Пациент - инженер, 30 лет. Поступает в сопровождении ма­тери.

Проблема. Со слов матери известно, что около 6 месяцев на­зад поведение сына изменилось, когда после поездки в коммер­ческое турне сообщил, что за ним в поезде следили какие-то люди. Потом периодически ощущал эту слежку и у себя в городе. Роди­телям сообщил об этом только несколько дней назад. Однако они стали замечать, что в последнее время сын стал беспокойнее, ме­нее откровенным с ними.

Анамнез. Ранее развитие без особенностей. В школу пошел с 7 лет. Окончил 10 классов. Отслужил в армии, в морской пехоте. Поступил в строительный институт, который окончил с отличи­ем. Однако работу по специальности получить не смог, поэтому стал заниматься торговлей. Разведен, имеет дочь 3-х лет. Прожи­вает с родителями в удовлетворительных материально-бытовых

условиях. Взаимоотношения с родителями доброжелательные. Характеризуется с их стороны добрым, отзывчивым человеком, готовым всегда помочь.

Состояние при осмотре. Контакту доступен. Ориентировка в месте, времени, собственной личности сохранена. Мышление в обычном темпе, последовательное. Расстройства восприятия от­рицает, поведением не обнаруживает. Рассказал, что когда возвра­щайся из очередной поездки из Польши обнаружил, что за ним следят, хотя конкретно сказать
, кто следит не может. В качестве одной из причин слежки назвал, занятия коммерцией и “вообще сейчас такой век, что за любым человеком могут установить слежку какие-угодно спецслужбы”. Отмечает, что эта слежка продолжа­ется и сейчас. Пословицы, метафоры трактует правильно, исклю­чение четвертого лишнего — без особенностей. Эмоционально­-волевых нарушений не выявляет. Память не нарушена, интеллект соответствует полученному образованию.

Неврологически и соматически без патологии.

Обсуждение диагноза. Данное расстройство характеризует­ся монотематическим бредом, который носит хронический характер (продолжается в течение 6 месяцев) и не сопровождается рас­стройствами восприятия, а также признаками органической моз­говой патологии или шизофреническими симптомами.

Хроническое бредовое расстройство (F22.0).

Лишь при принудительной госпитализации удается слегка смягчить бредовую симптоматику нейролептиками, но от поддерживающей терапии без контроля родственников пациенты отказываются, поэтому следует предпочитать нейролептики-пролонги. Рекомендуют индивидуальный психотерапевтический подход и акцент в контакте на другие области интересов и переживаний пациента, например, на соматоформные симптомы, аффект. Контроль этих нарушении косвенно помогает и в терапии основного заболевания.

Задание №18

Пациент — инженер, 32 года. Доставлен бригадой скорой по­мощи в сопровождении родственников.

Проблема. Несколько раз лечился в психиатрической боль­нице. Настоящее поступление связано с неправильным поведени­ем дома, когда стал говорить, что обладает «великими способнос­тями», при этом был возбужден, считал, что за ним следят иност­ранные спецслужбы, перестал спать ночью.

Анамнез. В детском возрасте страдал энурезом. Наследствен­ность психическими заболеваниями не отягощена. В школу по­шел с 6 лет. Учился на хорошо и отлично. Школу закончил с серебряной медалью. Служил в десантных войсках. После службы в армии поступил в инженерно-строительный институт, который закончил с отличием. В настоящее время работает старшим научным сотрудником в НИИ. Женат, имеет дочь 5 лет. Проживают отдельно от родителей, взаимоотношения в семье складываются доброжелательные.

Состояние при осмотре. Контакту доступен. Ориентировка в месте времени, собственной личности сохранена. Мышление в ускоренном темпе. С трудом удерживается на месте. Рассказал, что «наделен необычайными способностями», о которых расска­зать не может, так как заблокировал свои мысли от спецслужб: «они постоянно пытаются взять надо мной контроль». Сообщил, что другие люди иногда изменяют его мысли и навязывают эмо­ции, которые ему не свойственны. Эмоциональный фон резко по­вышен. Во время разговора постоянно отвлекается на происходя­щее вокруг.