Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 522

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) Психологическую защиту можно рассматривать как пограничное состояние между нормой и патологией, т.к. она, с одной стороны, защищает человека от негативных эмоций и переживаний, а с другой стороны, действие такой защиты ограничено во времени вне зависимости от эмоциональной устойчивости.

4) Реалистический тип, ценностный тип, гендонистический тип.

У больного Ш., 45 лет, при обследовании выявлены такие качества, как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе. Характеризуется как раздражительный, склонный к скрытой агрессии, легко поддающийся фрустрации, стремящийся доводить до совершенства свои  производственные дела в ущерб отдыху, малокомфортный в распределении времени.  

1. К какому психосоматическому расстройству предрасполагают такие характеристики? Обоснуйте.

2. С помощью какой методики можно обследовать пациента?

3. Какие результаты ожидаемы?

4. Приведите пример обратного поведения, какие психосоматические расстройства могут возникнуть в таком случае?

1) Такие характеристики предрасполагают к психосоматическому тиреотоксикозу.

2) Пациента можно обследовать с помощью методики Спилбергера – Ханина, шкалы Зунга, методики Балашовой, исследования риска коронарного поведения Дженкинса.

3) Ожидаемые результаты - высокая личностная тревожность.

4) Пример обратного поведения - покой, эйфория, апатия. В таком случае могут возникнуть эссенциальная гипертония, кишечные колики, мигрень.
После консультации психолога пациенту П., 30 лет, в состоянии дистресса было рекомендовано ежедневно заниматься аутогенной тренировкой.

1. Является ли данная рекомендация целесообразной? Обоснуйте.

2. Назовите признаки стрессового напряжения?

3. В чем отличия стресса и дистресса?

 

1) Рекомендация является целесообразной, т.к. пациента необходимо вывести из состояния дистресса, а если не вывести, то это может привести к ослаблению ресурсов организма и в последствии – к нарушению его деятелльности.

2) Признаки стрессового напряжения: невозможность сосредоточиться на чем-либо, слишком частые ошибки в работе, ухудшение памяти, слишком часто возникает чувство усталости, очень быстрая речь, мысли быстро улетучиваются, довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка), повышенная возбудимость, работа не доставляет прежней радости, потеря чувства юмора, резко возрастает количество выкуриваемых сигарет, пристрастие к алкогольным напиткам, постоянное чувство недоедания, пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде, невозможность вовремя закончить работу, резкое увеличение, искажение
ритмики и структуры дыхательных циклов, учащение пульса вне связи с физической нагрузкой, обильный пот, особенно на шее, на висках, за ушами, между лопатками (у практически здорового человека без физической нагрузки), выраженное длительное повышение перистальтики кишечника, частые позывы на дефекацию, увеличение мочеотделения, частые позывы на мочеиспускание, выраженная мышечная скованность, сопровождающаяся нарушением координации движений, нарушения сна, апатия, невозможность расслабиться.

3) Дистресс является криттической формой стресса.

Испытуемая И, 35 лет, страдающая хроническим гастритом. Характеризуется мечтательной, склонной часто представлять свое будущее. Легко заводит друзей, слывет среди них «душевным» человеком, хорошо понимающим и формирующим свои и чужие эмоциональные проблемы. Пишет глубомысленные стихотворения философского содержания. При работе с ТАШ выбрала следующие варианты: пункты 2, 4, 8, 14, 18, 19,26 – «совсем не согласен(а)»; 3, 10, 17, 20, 22, 23 -  «скорее не согласен(а)»; 7, 24, 25 – «ни то, ни другое»; 1- «скорее согласен(а)»; 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 21 –«абсолютно согласен(а)».

1. О чем свидетельствуют полученные результаты? Что такое алекситимия?

2. Возможно ли возникновение психосоматических расстройств у лиц с выраженными признаками алекситимии? Обоснуйте. 

1) Полученный результат – 43 балла, он свидетельствует о том, что испытуемой не представляет трудностей определить эмоции у себя и других людей, риск развития психосоматических заболеваний низкий.

Алекситимия — это психологическое свойство личности, связанное с затруднениями в определении и описании собственных эмоций и эмоций других людей, затруднениями в различении эмоций и телесных ощущений, снижении способности к символизации, в частности к фантазии, фокусировании преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям, склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Эти признаки могут проявляться с одинаковой выраженностью или какой - то из них может преобладать.

2) У лиц с выраженными признаками алекситимии возможно возникновение психосоматических расстройств, так как у них нарушено восприятие телесных и эмоциональных ощущений, они не могут их выразить в полном объеме, впоследствии, это может привести к стрессу,  а стресс - к психосоматическим расстройствам.


ТЕМА 6

Больной М., 25 лет. обратился самостоятельно за медицинской помощью к психотерапевту после того, как его дядя умер от туберкулеза. После этого, на протяжении последних дней, больной постоянно ловит себя на мысли, что может заразиться туберкулезом или другим инфекционным заболеванием. В связи с этим стал очень часто (30-40 раз в сутки) мыть руки. Больной подчеркивает, что понимает нелепость своего поведения, однако усилием воли не может освободиться от мысли, что, возможно, на руках случайно оказалась особо опасная инфекция.

 

  1. Какое нарушение мышления наиболее вероятно у данного больного?

  2. Охарактеризуете данное нарушение.

1) Нарушение структуры мышления : навязчивые идеи (обсессии)
2) Навязчивые идеи (обсессии) - непроизвольно возникающие, несоответствующие действительности мысли, при сознании их болезненности и критическом к ним отношении, а также активным стремлением от них избавиться. Возникают при неврозе навязчивых состояний, психоастенической психопатии. Навязчивые идеи часто соединяются с навязчивыми сомнениями, страхами (фобиями), влечениями, действиями.
Больной Н., 22 года, студент. На прием к психиатру явился с мамой. На врача смотрит с подозрением, не охотно рассказал, что за ним следят и с головой происходит «что-то не так, как обычно». Мама сообщила, что сын заболел во время сдачи экзаменов, один и которых провалил. На каникулы поехал к бабушке в деревню. Во время поездки в электричке видел представителей «темных сил», которые , он считал, следят за ним. По возвращению в город, заявил, что «весь мир разделен на силы добра и зла и они борются друг с другом». Заявил, что является «представителем сил света и добра».

В детстве развивался без особенностей, наследственность психическими заболеваниями не отягощена.

В отделении ориентирован правильно. Тревожен, напряжен. Слышит мужские голоса в своей голове, которые приказывают ему «убегать и не бороться». Боится, что «темные силы» узнают его мысли. Сказал, что именно по приказу «главаря зла» его упрятали в больницу и тот продолжает следить за ним с помощью «высокоточных лазерных лучей». Во время беседы периодически замолкает, сидит не двигаясь. Заявляет, что они все «коразолы» и делают так, чтобы он молчал и заставляют его не двигаться. За два месяца болезненные переживания постепенно исчезли, но оставался вялым, реальных планов на будущее не строил, эмоционально - монотонен, своей госпитализацией не тяготился.


 

1. Определите все психопатологические симптомы у данного больного?

2. Охарактеризуйте каждый из них

1.Образный бред с нарушением восприятия- сложных, сценоподобных, антагонистических галлюцинаций (заявил, что «весь мир разделен на силы добра и зла и они борются друг с другом». Заявил, что является «представителем сил света и добра».). (Бред преследования(охотно рассказал, что за ним следят; видел представителей «темных сил», которые , он считал, следят за ним), бред воздействия (тот продолжает следить за ним с помощью «высокоточных лазерных лучей»). Эмоциональная гипостезия(эмоционально - монотонен,вялый).

Сложные галлюцинации( Слышит мужские голоса в своей голове, которые приказывают ему «убегать и не бороться».;они все «коразолы» и делают так, чтобы он молчал и заставляют его не двигаться.)

2.Бред-ложные размышления и умозаключения, овладевающие сознание больного и не поддающиеся разубеждению.

Бред преследования-больной убежден, что за ним следят, ходят по пятам, следят за его жизнью, проверяют деловые бумаги. Бред воздействия-больные уверены, что преследование осуществляется с помощью технологий или дистантного психологического воздействия.

Галлюцинации-больной видит/слышит/ощущает объекты там, где их в действительности нет

.
Больной К., 48 лет, менеджер. Возвращаясь вечером с работы домой, был избит и ограблен группой подростков. Бригадой СМП был доставлен в нейрохирургическое отделение с тяжелой черепно-мозговой травмой, в коматозном состоянии. В течение нескольких часов находился без сознания. После того, как пациент пришел в сознание – не мог объяснить, как и по какой причине оказался в больнице, был дезориентирован во времени. В течение первого месяца после травмы не мог запомнить текущие события, не находил свою палату, а после общения с врачом, не мог воспроизвести его имя. Во время беседы с трудом вспоминал события, которые предшествовали травме. А события, происходившие после травмы, не помнил вовсе. Путал хронологическую последовательность текущих реальных событий, а пробелы памяти иногда заполнял вымышленными событиями.

  1. Какие нарушения памяти описаны?

  2. Охарактеризуйте каждое из них.

1)Описаны амнезия (антероградная, ретроградная, фиксационная) и парамнезия (конфабуляция).

2)Амнезия – это количественое нарушение памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить раннее приобретенную информацию.


Антероградная амнезия – утрата воспоминаний, которые происходили непосредственно до бессознательного состояния, дезориентация во времени.

Ретроградная амнезия – выпадение из памяти событий, которые предшествовали травме.

Фиксационная амнезия – потеря способности запомнитать, воспроизводить текущие события.

Парамнезии – это качественное нарушение памяти, проявляющееся в её искажении.

Конфабуляция – это парамнезия, проявляющаяся вымышленными воспоминаниями. Провалы в памяти заполняются вымышленными событиями, пациент «вспоминает» то, чего не было на самом деле.