Файл: Психологопедагогические условия развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет психолого-педагогического образования
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
на подготовку выпускной квалификационной работы
Утверждена приказом по НТГСПИ:
Решением кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования
от 05.06.2018 г., протокол № 9, выпускная квалификационная работа студента
признана завершенной и допущена к защите в государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
З. И. Калмыкова на основе экспериментальных данных утверждает, что учащиеся с ЗПР отличаются от своих сверстников по возможности абстрагировать и обобщать существенное в воспринимаемом материале. Типичной для них является поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, что особенно ярко выражено
в словесно-логическом плане; в интуитивно-практическом плане с возрастом эти возможности, довольно низкие сначала, несколько повышаются, что обеспечивает детям некоторый успех в решении практических задач [17].
Многие исследователи Ю. Г. Демьянов, Т. А. Стрекалова и др. отмечают, что по построению логических суждений и умозаключений по аналогии дети
с ЗПР ближе к нормально развивающимся детям, а по умению строить выводы из предпосылок и доказывать истинность суждений — к умственно отсталым. Для детей с ЗПР характерна и инертность мышления, которая проявляется в разных формах. Так, при обучении у детей формируются малоподвижные,
косвенные ассоциации, которые не поддаются перестройке.
Характеризуя особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР, нельзя не отметить значительные отличия внутри данной группы.
Так, при задержке психического развития конституционного, соматогенного и психогенного происхождения наблюдаются менее выраженные нарушения мыслительной деятельности. Дети с данными типами ЗПР правильно понимают задание и ориентируются в его смысловой стороне, проявляют вдумчивое отношение к цели задания, стремятся осознать заключенный в ней вопрос, в ходе выполнения задания самостоятельно обнаруживают ошибки, стремятся их исправить. Если же ошибка пропущена, то достаточно указать на ее наличие, чтобы ребенок начал активный поиск ошибки. Причем, ее исправление не нарушает целенаправленной деятельности ученика.
При церебрально-органической задержке психического развития педагоги сталкиваются с иной интеллектуальной ситуацией. У детей этой группы отмечается низкая готовность к решению познавательных задач, вялость мыслительной деятельности, активности, интереса, самостоятельности. Любое новое задание вызывает либо настороженность, отказ, либо повышенную двигательную и речевую активность игрового характера. Эти дети избирают нерациональные способы деятельности; отличаются негативным отношением
к трудной задаче. Отмечается низкое развитие аналитико-синтетической деятельности. Как правило, дети с указанным типом ЗПР не могут самостоятельно проанализировать даже относительно простую мыслительную задачу, выделить в ней существенные признаки и осуществить их синтез. Усвоение принципа решения задач определенного типа оказывается непрочным, правильные решения чередуются с неправильными. Особенно ярко эти дефекты мыслительной деятельности выявляются при выполнении заданий, требующих преимущественного участия словесно-логического мышления (обобщения на понятийной основе и т. п.).
Таким образом, среди детей с задержкой психического развития наблюдается явная неоднородность по уровню сформированности мыслительной деятельности. Отставание в мыслительной деятельности наиболее ярко проявляются в таких компонентах мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.
Из приведенных данных видно, что задержкой психического развития как состояние, обуславливающее неуспеваемость детей, проявляется в широком диапазоне признаков и особенностей. Так, при задержке психического развития конституционного, соматогенного и психогенного происхождения наблюдаются менее выраженные нарушения мыслительной деятельности.
При церебрально-органической задержке психического развития у детей отмечается низкая готовность к решению познавательных задач, вялость мыслительной деятельности, активности, интереса, самостоятельности. Отмечается низкое развитие аналитико-синтетической деятельности.
Следует отметить, что у большинства детей с задержкой психического развития прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию необходимого для успешного решения поставленной перед ними задачи. Чаще всего детям мешает поверхностность и ограниченность представлений об окружающем мире, неумение устанавливать логическую связь предметов и явлений. Этот материал не для второго параграфа.
Здесь необходимо сформулировать определение понятия «развитие мыслительных операций».
Описать подходы, принципы, этапы, методы развития мыслительных операций младших школьников с ЗПР.
1.3.Харакетристика психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития как психологическая проблема
В данном параграфе необходимо описать положения гипотезы и доказать каждое положение.
Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг
в друга мыслительных операций. Мыслительные операции разнообразны, это анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.
Развитие мыслительных операций у детей — процесс длительный
и весьма трудоемкий, зависит от индивидуальных особенностей развития мыслительных операций каждого ребенка.
Методическое руководство процессом развития мыслительных операций у детей с ЗПР не только возможно, но и является высокоэффективным при организации специальной развивающей работы. Выбор занятий в форме игры, интересных упранений, тетрализации определяет деятельность как ведущую силу развития.
Как отмечал психолог Р. С. Немов: «Игра — это исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми отношений между людьми и направленный на познание окружающей действительности» [25, с. 117].
Л. С. Выготский в своей работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» писал о том, что игра способствует развитию высших психических функций. Она, по мнению учёного, переходит к внутренним процессам
в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению [11, с. 56].
Вам необходимо описывать игры, а не упражнения, которые будут способствовать развитию мыслительных операций и которые будет реализовывать педагог-психолог.
Среди практических методов наибольшей эффективностью отличаются упражнения тетрализованные представления. Этот метод обучения представляет собой планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин определяют, что игры, упражнения и тетрализованное представление являются наиболее эффективными и действенными методами формирования мыслительных операций анализ и синтез.
Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения
[2, с. 323].
Упражнения подразделяются на устные, письменные, графические, учебно-трудовые и игровые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую деятельность.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью,
не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются преимущественно
для закрепления знаний и отрабатывания умений в их применении. Письменное упражнение способствует развитию логического мышления учащихся, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.
К графическим упражнениям относятся действия учащихся
по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовлению альбомов, плакатов, стендов, выполнению зарисовок
при проведении лабораторно-практических работ и экскурсий.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно
с письменными в контексте решения учебных задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы
в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Игровые упражнения — тип упражнений, построенных на основе использования игры как одного из видов деятельности и средства обучения [2].
Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
Игровой процесс приобретает особое значение для детей с ЗПР, так как
в игре у школьников легче происходит развитие познавательного интереса
к результату своей деятельности, активизируется речь в процессе выполнения проблемной задачи. Следует отметить, что главное — не в увеличении количества игр, а в их повторяемости, последовательности постепенном усложнении, возможности самостоятельного поиска решения задачи ребенком.
Систематическое использование игровых упражнений в развивающей работе с детьми позволяют успешнее закрепить развиваемые навыки. Учитывая зону ближайшего развития младшего школьника с задержкой психического развития, рекомендуется предлагать развивающие игровые упражнения
в серии, которая четко выстроена алгоритмами действий и правилами,
что позволит ему сформировать более прочный навык.
Игровые упражнения, органично включенные в процесс, стимулируют учащихся и позволяют разнообразить формы применения знаний и навыков.
Так как игровые упражнения служат средством обучения, то они проводятся, как индивидуально, так и в группах и используются при любом программном материале. Ребенок получает возможность самостоятельно действовать с определенными предметами и ситуациями, приобретая при этом определенный собственный опыт [27, с. 87]. Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире и понимании действий для детей
с задержкой психического развития необходимо многократное повторение.
Игровые упражнения обеспечивают нужное количество повторений при использовании разнообразного материала и сохраняют эмоционально положительное отношение к заданию.
У детей с задержкой психического развития отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, замедленное развитие речи, мышления, незрелость эмоционально-волевой сферы. Благодаря игровым упражнениям у детей с задеркой психического развития будет развиваться способность к формированию умений решать несложные задачи.
Умелое руководство способствует успешному проведению игровых упражнений. Педагог должен вызвать у ребенка с задержкой психического развития эмоциональное настроение и положительно настроить ребенка на выполнение упражнений. Ведь для детей с задержкой психического развития эмоциональная сторона организации игры является важным условием [23, с. 247]. Благодаря доброжелательному отношению появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка с задержкой психического развития действовать совместно и добиваться успеха.
Важным условием результативного использования игровых упражнений при работе с детьми с задержкой психического развития является соблюдение последовательности в подборе упражнений. Нужно учитывать дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий [23, с. 263].
При систематическом использовании и правильном подборе игровых упражнений, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития у них повышается уровень развития интеллектуальных умений.
Система игр и упражнений, построенная на использовании разнообразного занимательного материала, эффективно формирует и развивает мыслительные операции у детей с задержкой психического развития. В процессе целенаправленной развивающей работы ребенок обучается умению разъединять предмет на образующие его части, выделять отдельные качества, свойства, признаки, а также выявлять целое из отдельных частей, качеств, свойств.
Таким образом, в работе, направленной на развитие мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития, используется практические методы — упражнения, игра. Этоти методы обучения представляет собой планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.