Файл: Педагогические особенности обучения и совершенствования техники гребли у байдаристов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем, также часто низкая эффективность является следствием догматической трактовки явления на основе недостаточных научных данных, что приводит к результату значительно более низкому, или даже приносит вред в сравнении с интуитивной работой опытного тренера и думающего спортсмена [32,48].

Также необходимо отметить существование закономерностей самоорганизации двигательных действий спортсмена, которые не только плохо изучены, но и в принципе исключают тренерский диктат, неразумное вмешательство в те элементы движения и действия, которые в процессе тренировки формируются самостоятельно и по законам, неизвестным тренеру.

Таким образом, рассмотренные выше специальные дидактические принципы обучения гребцов технике гребли, не могут являться законченными и отражать все важнейшие закономерности, определяющие эффективность системы подготовки спортсменов.

Существующая в РФ система обучения технике и совершенствования технике гребли, при соблюдении требований, вышеперечисленных спортивно-педагогических принципов позволяет достигать самых высоких спортивных результатов.


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования

При решении задач исследования нами были отобраны и применены следующие методы:

  • Изучение и анализ научно-методической литературы;

  • Педагогическое наблюдение;

  • Педагогический эксперимент;

  • Математико-статистические методы.

Изучение и анализ 50 источников научно-методической литературы, позволил нам определить сущность и особенности технической подготовки гребцов байдарочников, выявить основные проблемы обучения и совершенствования технике гребли на байдарке, сформулировать гипотезу исследования, разработать комплексы упражнений, направленных на формирование вариативной техники гребли байдарочников.

В процессе педагогического наблюдения нами воспринималась и анализировалась информация о количественных и качественных показателях состояния спортсменов в процессе тренировочной, соревновательной и эпизодически бытовой и повседневной деятельности. Учитывались особенности поведения, настроения реакций спортсменов на нагрузку и на другие воздействия, а также в процессе наблюдения выявлялись ошибки в технике гребли.

Педагогический эксперимент проводился нами с целью определения эффективности разработанных нами рекомендаций по совершенствованию обучения и совершенствования техники гребли байдарочников на основе учета выявленных педагогических особенностей этого процесса.

Сущность нашего педагогического эксперимента заключалась в том что две тренировочные группы гребцов байдарочников 3-го года спортивной подготовки (этап начальной специализации), контрольная и экспериментальная предварительно сформированные нами таким образом, чтобы средний уровень их технической и спортивной подготовленности был практически одинаковым. В тренировочные программу экспериментальной группы были включены комплексы упражнений, направленных на формирование вариативной техники гребли байдарочников, на основе результатов эксперимента были разработаны практические рекомендации и сформулированы выводы.

Математико-статистические методы.

Полученные экспериментальные данные проверялись нами методами математической статистики на предмет определения достоверности различий по t-критерию Стьюдента. Вычислить среднее арифметические величины X для каждой группы в отдельности и ошибка среднего m. [13,41].


2.2 Организация исследования

Исследование проводилось на базе ГБУ ДО РО ДСШОР №5.

Тренировочная группа этапа специализации была разделена на две подгруппы: экспериментальная и контрольная. Каждая состояла из 11 человек. Эксперимент проводился в период с начала октября 2020 г. по конец апреля 2021года.

В начале эксперимента в обеих группах был определен уровень технической и физической подготовленности по следующим тестам:

  1. Техника гребли (балл) – уровень освоенности техники гребли;

  2. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) – сила;

  3. Проба Ромберга (сек) - координация движений (равновесие);

  4. Техника гребли (балл) – уровень освоенности техники гребли;

  5. Прохождение дистанции 500м(сек) – спортивный результат.[16].

Уровень освоенности техники гребли мы определяли по результатам контрольного прохождения дистанции 500м методом экспертных оценок. В качестве экспертов были приглашены тренер и два спортсмена - мастера спорта. При прохождении дистанции эксперты оценивали по пятибалльной системе все 10 основных технических элемента гребли на байдарке: посадка в байдарке и статический баланс; исходное положение гребца в лодке; хватка весла; захват воды; проводка весла; выход весла из воды; руление; динамический баланс при ветре и волнах; выход из лодки. Каждый эксперт суммировал баллы, полученные гребцом за каждый технический элемент и делил на десять получался средний балл гребца за уровень технической подготовленности.

Применялась усложнённая проба Ромберга: испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены и глаза закрыты. Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации. Дрожание пальцев рук и век также указывает на это, хотя и в значительно меньшей степени. Время устойчивости определялось по секундомеру.

Уровень освоенности вариативной техники гребли мы также определяли по результатам контрольного прохождения дистанции 500м методом экспертных оценок. При прохождении дистанции эксперты оценивали по пятибалльной системе способность к быстрой смене темпа и ритма при прохождения каждых участков дистанции:

- периодическое увеличение темпа гребли до максимального и его снижение до минимального, через каждые 50 м, на первых 100м;


- смена ритма гребли с увеличением фазы проката и уменьшением фазы заноса на вторых 100м;

- смена ритма гребли с уменьшением фазы проката и увеличением фазы заноса на третьих 100м;

- гребля с повёрнутой головой вправо со сменой темпа на четвёртых 100м;

- гребля с повёрнутой головой влево со сменой темпа на следующих пятых 100м;

Каждый эксперт суммировал баллы, полученные гребцом за каждый технический элемент и делил на десять получался средний балл гребца за уровень технической подготовленности.

Все полученные результаты заносились в таблицы для дальнейшей обработки и анализа.

Занятия в подгруппах проводились 4 – 6 раз в неделю до 2-2.5 часа.

Структура тренировки состояла из подготовительной, основной и заключительной части. В подготовительную часть тренировки входили различные общеразвивающие упражнения и упражнения на все группы мышц. Длительность подготовительной части составляла 25-30 мин.

В содержание основной части включались подготовительные упражнения на координацию движений, быстроту и координационную выносливость, а также комплексы специальных гребных упражнений. В конце основной части тренировки включались упражнения на скоростно-силовую выносливость. Продолжительность основной части составляла 80–90мин.

В заключительную части тренировки включались упражнения на расслабление мышц и гибкость (стретчинг – статическое расслабление), упражнения на дыхание и подведение итогов тренировки. Заключительная часть составляла 15 – 20 мин. Особое внимание уделялось стимулированию и поощрению спортсменов.

Контрольная подгруппа тренировалась по типовой методике в соответствии с учебной программой без включения в занятия комплексов специальных подготовительных гребных упражнений.

Особенностью занятий в экспериментальной группе являлось то, что специальные подготовительные гребные упражнения проводились вначале в обычных условиях, а затем в условиях: ограниченной видимости, мелководья, изменения положения тела в лодке, с резкой сменой темпа и ритма гребли, при большой волне и отсутствии волн (при наличии ветра).
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАЙДАРОЧНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ
3.1 Направленность и содержание технической подготовки байдарочников экспериментальной группы

Как известно основной задачей технической подготовки байдарочников является формирование и совершенствование техники гребка [17,39]. Учитывая, что соревновательная деятельность байдарочников проходит в не стандартных условиях (климат, погода, особенности акватории гребных каналов и др.), то требования к формированию вариативной техники гребли резко возрастают. Поэтому направленность и содержание технической подготовки гребцов байдарочников предполагало включение в тренировочные занятия специальных подготовительных упражнений, направленных на повышение способности к быстрой адаптации техники, гребли к конкретным условиям.


Результаты анализа литературы и собственный опыт, показывают, что в качестве средств, повышающих вариативность техники, гребли гребцов байдарочников могут применяться комплексы упражнений, направленных на повышение наиболее важных координационных способностей, а также специальных подготовительных упражнений по освоению и совершенствованию техники гребли в сочетании с изменением условий выполнения этих упражнений, в том числе и с целенаправленным изменением состояния организма гребца( физическое и психическое). Что, по нашему мнению, обеспечит формирование сверхнавыка (сверхумения), при котором техника гребли способна автоматически перестраиваться при изменении внешних и внутренних соревновательных условий.

В качестве упражнений, направленных на повышение наиболее важных координационных способностей гребца в экспериментальной группе мы применяли следующие группы упражнений (приложение1):

- для развития способности к удержанию равновесия (статического и динамического);

- для развития способности к дифференциации кинематических и динамических параметров гребка;

- для развития способности к произвольному расслаблению;

- для развития способности к управлению темпом и ритмом гребли.

Но эффективность применения комплексов специальных упражнений для повышения вариативности техники гребли во многом определяется также методическими особенностями их применения.

Для развития способности к равновесию применялись методические приёмы:

- удлинение длительности пауз времени удержания неустойчивой позы;

- выполнение специальных подготовительных и соревновательных технических действий в условиях ограниченной видимости или при исключении зрительного анализатора (то есть выполнение упражнений с закрытыми глазами);

- уменьшение площади опоры при удержании позы;

- увеличение высоты площади опоры при удержании позы;

- введение неустойчивой опоры при удержании позы;

- введение сопутствующих движений при удержании позы в том числе на неустойчивой опоре;

- создание определённых помех (противодействие, отвлечение внимания, неблагоприятные внешние условия гребли (ветер, волна, течение, и др.), и внутренние (в состоянии утомления, психоэмоциональных воздействий);

- удлинение или сокращение длительности всех фаз гребка или только отдельных фаз, без нарушения кинематической структуры.