Файл: 1. биопрепараты их применение при вирусных заболеваниях и принципы изготовления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, против которого создается иммунитет, например, против бешенства в состав вакцины входит вакцинный штамм вируса бешенства;

2) гетерологичные, содержащие другой вид вируса, имеющий общие антигены с вирусом, против которого создается иммунитет.

IV. В зависимости от количества типов или видов возбудителей, входящих в состав вакцины, различают:

1) моновалентные вакцины, содержат антигены одного типа (вида) вируса;

2) поливалентные (бивалентные, трехвалентные), содержат несколько типов одного вида вируса;

3) ассоциированные, содержат антигены разных видов возбудителей;

4) смешанные, представляют разновидность ассоциированных; содержат смесь вирусных и бактерийных антигенов.

V. В зависимости от физического состояния вакцины бывают:

1) жидкие;

2) сухие (лиофилизированные), преимущественно живые вакцины.

Все перечисленные типы противовирусных вакцин можно считать «полновирионными», так как в них входят живые или убитые вирионы, которые содержат все компоненты: геном (РНК или ДНК),белки и оболочки.

21. РГА

Для диагностики вирусных болезней людей и животных используют серологические реакции, которые основаны на взаимодействии вирусных антигенов со специфическими антителами. Реакции между антигенами и антителами iп vitro, имеющие диагностическое значение, называют серологическими (От лат. serum — сыворотка), так как источником антител служит сыворотка крови.

В природе существуют вирусы, способные взаимодействовать с рецепторами эритроцитов, называются они гемагглютинирующими.

РГА -это не серологическая реакция, т.к. в ее постановке не участвует сыворотка крови.

Цель: индикация и титрование гемагглютинирующих вирусов.

Сущность: при взаимодействии гемагглютинирующего вируса с эритроцитами, происходит их склеивание с образованием агглютината в виде «зонтика».

Протекает в 3 этапа.

адсорбция (15-20 минут) – происходит осаждение вирусов на эритроцитах.

агглютинация (1,5-2 часа) – эритроциты склеиваются между собой посредством вирусов.

элюция – явление обратное агглютинации. Связь между вирусами и эритроцитами нарушается и эритроциты опускаются на дно в виде точки или пуговки.

Учет реакции проводят после оседания эритроцитов в контроле (в виде пуговки). Встряхивать нельзя, так как можно ускорить стадию элюции. Учет ведут в крестах в зависимости от степени склеивания эритроцитов. Реакцию начинают читать с контроля.

++++ (100% агглютинация) – вируса много, все эритроциты пойдут на склеивание. Полное осветление, зонтик по стенке пробирки. При встряхивании разбивается на хлопья, жидкость при этом остается прозрачной.


+++ (75% агглютинация) – неполное просветление, хорошо выраженный зонтик.

++ (50% агглютинация) – неполное просветление, умеренный зонтик.

+ (25% агглютинация) – едва заметное просветление жидкости, зонтик выражен слабо, при встряхивании заметно небольшое количество хлопьев.

– жидкость мутная, зонтика нет. На дне пробирки по центру образуется небольшой осадок в виде точки (пуговки), при в встряхивании он равномерно распределяется в жидкости.

22. Сем. Пикорнавирусов( в. ящура, в болезни Тешена, в. везикулярной болезни свиней)

ЯЩУР (Aphthae epizoolicae) - остро протекающие, высококонтагиозное инфекционное заболевание парнокопытных, характеризующееся лихорадкой и наличием афтозных поражений на слизистой оболочке языка и ротовой полости, пятачке и на коже конечностей.

Этиология. Вирус ящура относится к риновирусам - представителям группы наимельчайших РНК-содержащих, чувствительных к кислой среде пикорнавирусов. Константа седиментации РНК вирусной частицы составляет 37 S, а молекулярная масса З*106. Диаметр вируса - 220-250° А. Под электронным микроскопом обнаруживают кубическую форму строения. Состоит вирус из 32 капсомеров, образующих ромбический триконтаэдр.

Вирус хорошо репродуцируется в тканевых культурах. К нему чувствительны первично трипсинизированные культуры клеток почек свиней, крупного рогатого скота, кроликов, почек эмбрионов свиней, клеток щитовидной железы поросят и телят и др., а также перевиваемые линии клеток ВНК, почек поросенка, почки эмбриона свиней. Для промышленного культивирования вируса используют культуру переживающей ткани эксплантатов эпителия языка крупного рогатогоскота по методу Френкеля.

Вирус длительно и хорошо сохраняется при низких температурах - от-40° до -70° С, несколько хуже при -15° С. Высокие температуры (30° С и выше) оказывают разрушительное действие. В естественных условиях в стенках афт и лимфе при отсутствии солнечного света сохраняется 26 дней, в проточной воде - 38, а в жидких стоках - до 100 дней. В резервуарах с высокой концентрацией аммиака разрушается за 2 дня. В мясе, молоке, мясных и молочных продуктах в зависимости от рН и температуры сохраняется от нескольких дней до нескольких месяцев.

Эпизоотология. К вирусу ящура, кроме свиней, восприимчивы многие виды сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, овцы, козы, яки, буйволы, олени), а также дикие парнокопытные (лоси, косули, сайгаки и др.). Из лабораторных животных при искусственном заражении к нему восприимчивы взрослые морские свинки, мышата-сосунки и крольчата в первые дни жизни.


В естественных условиях свиньи заражаются алиментарным путем, через слизистую ротовой полости и глотки, а также поврежденные кожные покровы. Не исключен и аэрогенный путь заражения.

Общеизвестна высокая чувствительность свиней к ящуру. Если в неблагополучном пункте своевременно не приняты соответствующие меры, то заболевание охватывает почти 100% поголовья.

Одним из основных путей заноса инфекции на фермы является скармливание животным необезвреженного обрата, полученного из молока коров, больных ящуром. Часто очаги возникают в стадах свиней, которых кормят не подвергнутыми термической обработке мясными и другими кухонными отходами. Нередко отмечают случаи возникновения болезни после завоза из других хозяйств свиней, находящихся в инкубационном периоде заболевания.

Кроме того, инфекция может быть занесена с кормами, подстилкой, предметами ухода, одеждой, обувью, транспортными средствами, загрязненными выделениями больных животных. Механическими переносчиками инфекции являются люди, птица, плотоядные и грызуны.

Вирусоносительство у свиней, переболевших ящуром, изучено недостаточно. Однако полагают, что оно менее продолжительно, чем у крупного рогатого скота.

Клинические признаки. Инкубационный период -2-3, реже 5-12 дней; у вакцинированных животных - свыше 20 дней. Сразу по окончании инкубационного периода наблюдается непродолжительное повышение температуры тела (в пределах 41°С), ухудшение аппетита. В течение двух-трех дней масса животных значительно уменьшается. У большинства заболевших на конечностях образуются афты. Обычно они развиваются сначала на венчике, а несколько позже - в межкопытной щели. Животные хромают. В ряде случаев обнаруживают афтозные поражения на пятачке, значительно реже на слизистых оболочках губ и языка; у свиноматок - на вымени. У молодых животных часто возникают осложнения и гибель достигает 20%, главным образом вследствие поражения сердца. Другие осложнения могут обусловливаться вторичной бактериальной инфекцией после вскрытия афт и дегенеративным поражением мышц (особенно сердечной).

У поросят-сосунов ящур протекает в безафтозной форме с признаками острого катара желудочно-кишечного тракта и с расстройством сердечной деятельти.

Отмечены случаи злокачественного ящура, когда заболевание протекает исключительно тяжело, с высокой летальностью, даже среди взрослых животных. Наблюдаются также случаи субклинического течения болезни - чаще всего среди частично иммунных к ящуру животных и там, где в корм свиньям систематически используют кислые корма.


Диагностика. Диагноз ставят на основе характерной клинической картины болезни (наличие афтозных поражений на пятачке, вымени, конечностях) и эпизоотологических данных. Чаще всего болезнь появляется после заболевания крупного рогатого скота.

Для идентификации вируса, вызвавшего болезнь, производят отбор патологического материала и направляют его для исследования в областную ветеринарную лабораторию. Обычно для исследования от 2-3 животных отбирают стенки афт с пятачка, вымени или конечностей в количестве не менее 5 г. Афты должны быть свежие, созревшие, непрорвавшиеся, плотной консистенции, не издающие гнилостного запаха. При отборе, доставке и исследовании патматериала должны быть созданы условия, исключающие рассеивание вируса и вынос его за пределы диагностической лаборатории.

Необходимо исключить везикулярную болезнь, вызываемую энтеровирусом и поражающую только свиней. При исследовании в РСК материала от больных везикулярной болезнью с ящурными сыворотками получают отрицательный результат. Кроме того, энтеровирус размножается только в культуре клеток почки свиньи и в отличие от вируса ящура не размножается в культуре ткани бычьей почки.

Энтеровирусом не удается заразить морских свинок, белых мышей и кроликов. Наиболее существенным дифференциальным признаком является устойчивость возбудителя везикулярной болезни к кислой среде (рН 3,0-5,0) при комнатной температуре в течение 30 мин. Вирус ящура в этой среде при тех же условиях полностью инактивируется.

В качестве лабораторных методов дифференциации возбудителя везикулярной болезни свиней от вируса ящура используют РСК, РДП и РН.

23. Возбудитель псевдочумы и классической чумы птиц

Болезнь Ньюкасла (лат. Pseudopestis avium), псевдочума птиц, или азиатская чума птиц — зоонозная инфекция, но преимущественно вирусное заболевание птиц — главным образом, куриных — характеризующееся пневмонией, энцефалитом и множественными точечными геморрагическими поражениями внутренних органов. Возбудителем является РНК-содержащий вирус (NDV) из семейства Paramyxoviridae.

В ветеринарии относится к особо опасным карантинным инфекциям. По данным ФГБУ «ВНИИЗЖ», по наносимому экономическому ущербу птицеводству, заболевание в России занимает второе место после высокопатогенного гриппа птиц.

Впервые её диагностировал на острове Ява и описал Краневельд в 1926 г. С 1927 г. её стали регистрировать в различных странах Азии, Америки и Европы. Английский исследователь Дойль в 1927 г. обнаружил эту болезнь вблизи города Ньюкасла и дал соответствующее название болезни. В США заболевание описано в 1935 г. как пневмоэнцефалит цыплят. В 1941-1945 гг. болезнь широко распространилась в европейских странах. Вирус представляет большую угрозу домашней птице в связи с её высокой чувствительностью к вирусу. Болезнь является эндемической во многих странах.


Процент гибели составляет порядка 15-30%. Переболевшие животные приобретают длительный и напряжённый иммунитет. В сыворотке крови этих животных обнаруживают комплементсвязывающие, нейтрализующие антитела и антигемагглютинины. Иммунные птицы трансовариально передают потомству пассивный иммунитет

Контакт людей с инфицированными птицами (например на птицефабриках) может вызвать лёгкий конъюнктивит и гриппоподобные симптомы, но вирус Ньюкасла не представляет никакой опасности для здоровья человекаИнтерес к использованию NDV в качестве противоракового средства возник из-за его способности избирательно убивать клетки опухолей с ограниченной токсичностью для нормальных клеток.

Специфическая терапия не разработана. Предотвращение болезни Ньюкасла связано с общим комплексом ветеринарно-санитарных мероприятий, а также специфической профилактикой: вакцинация, оперативное введение карантина при наличии подозрений на возникновение болезни Ньюкасла, дезинфекция

24)Инактиврованные вакцины и методы инактивации вирусов

Для профилактики вирусных заболеваний широко применяют инактивированные вакцины, которые имеют ряд преимуществ перед живыми вакцинами. Важным условием эффективности вакцин является количество и качество вирусного антигена, выбор инактиватора и оптимальных условий инактивации, позволяющих полностью лишить вирус инфекционности при максимальном сохранении антигенности. Понятие «инактивированный» относится к жизнеспособности вирусов, входящих в состав вакцины.

Инактивированные вирусные вакцины обычно готовят из вирулентных вирусов, разрушая вирулентность химическими или физическими методами при сохранении иммуногенности. Такие вакцины должны быть безопасны и содержать большое количество вирусного антигена, чтобы вызвать иммунный ответ и образование антител. Нормальный курс первичной вакцинации включает 2 или 3 инъекции вакцины; в дальнейшем, может потребоваться бустеризация для поддержания иммунитета.

Среди первых инактивированных вирусных вакцин были вакцины против бешенства, желтой лихорадки, ящура, классической чумы свиней, чумы плотоядных, ньюкаслской болезни и оспы животных. Поскольку не все из созданных вакцин оказались эффективными, а некоторые из них таили угрозу инфицирования из-за недостаточной полноты инактивации вируса, многие исследователи стали отдавать предпочтение живым вакцинам, приготовленным на основе аттенуированных штаммов. Лучшим примером живых вакцин служит вакцина против оспы людей. Следствием недостаточной инактивации вируса явились случаи возникновения болезни, которые имели место при изготовлении инактивированной вакцины против полиомиелита. Недостаточная инактивация вируса ящура вызывала вспышки болезни у вакцинированных животных в Западной Европе. Подобные явления отмечали после применения формолвакцины против венесуэльского ЭМЛ.