Файл: Административноправового.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность административно-правового обеспечения противопожарной безопасности


  1. Понятие противопожарной безопасности как объекта административно- правового обеспечения

В Российской Федерации существует Закон «О безопасности», в котором под безопасностью понимается «состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»2. Данное определение можно перефразировать и уточнить следующим образом:

«безопасность как социальная ценность характеризуется состоянием защищённости жизненно-важных интересов личности, общества и государства от негативных последствий явлений социального, природного или техногенного характера, а также поддержанием такого уровня защищённости, который является достаточным для нормального функционирования этих элементов»3.

В законе данное определение противопожарной безопасности формулируется через понятие противопожарной опасности: «противопожарный разрыв» или

«противопожарная преграда», что означает защищенность объектов от пожара. B понятии «противопожарный разрыв нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара»4. B качестве оценки можно использовать словосочетание:

«предотвращение пожара», это мы можем понимать, как необходимость быть защищённым от пожара. Из этого следует вывод что противопожарная безопасность это состояние защищенности от пожара. Так как данного определения нет в законодательстве, есть необходимость оперировать понятием
пожарная безопасность и пожарная опасность. Определение пожарной опасности формулируется через понятие пожарной опасности её отдельного элемента: «пожарная опасность веществ и материалов». В качестве оценки





  1. Ст. 1, ч. 1.Закон Российской Федерации от 05.03.92г. «О безопасности» /http://base.garant.ru/

  2. Фомин, A.A. «Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь» // «Журнал российского права», 2005, U.C. 10.

  3. Ст. 36 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» /http://base.garant.ru/

следует использовать исключительно: «возможность возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара»5

Необходимо рассмотреть его первую оставляющую как «пожар».

Пожар, как составляющую пожарной опасности следует рассмотреть и охарактеризовать подробнее. Определение слова “пожар” было установлено в статье Федерального закона «O пожарной безопасности». В разделе основные понятия есть определение слова “пожар”, под которым понимается

«неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства»6.

В Российском законодательстве есть определение пожарной безопасности как

«состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров»7.

Определение пожарной безопасности можно конкретизировать через понятие

«пожарная безопасность объекта защиты», которое было
установлено, как

«состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара».8 Это определение пожарной опасности, указывает на то, что понятие пожарной безопасности должно включать в себя два основных элемента, при которых такое состояние реально существует9.

Первым элементом, необходимым для включения в понятие пожарной безопасности заключается в исключении всех причин возникновения и развития пожара (поджог, неисправность производственного оборудования, нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и т.д.).





  1. Ст. 2. Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» / http://base.garant.ru/

  2. Ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»/ http://base.garant.ru/

  3. Ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»/ http://base.garant.ru/ 8 Ст. 2. Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»/ http://base.garant.ru/

  1. См. подр. Коряковцев Ю.Н. Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовое регулирование: дис канд. юрид. наук. Специальность 12.00.02. С-Пб., 1999. С. 46-47

Второй элемент пожарной безопасности будет заключается в защите различных объектов обеспечения данного вида безопасности
(окружающей среды, жизни, здоровья, имущества физических лиц, собственности и интересов общества и государства) от поражающих факторов пожара, в случае его возникновения.

Под пожарной безопасностью следует понимать деятельность государства и общества по созданию и обеспечению стабильного состояния, исключающего условия и причины, которые способные вызвать чрезвычайные происшествие в форме неконтролируемого горения, a в случае возникновения неконтролируемого горения, обеспечивает скорейшее прекращение его распространения и минимизацию причинения ущерба его поражающими факторами интересам личности, общества и государства, материального имущества и окружающей среде. 10

B связи с тем, что пожарная безопасность является одним из видов безопасности, её обеспечение входит в систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому, в следующих рассуждениях необходимо исходить из того, что понимается под обеспечением безопасности. В законодательных актах Российской Федерации отсутствует понятие

«обеспечение безопасности», говорится лишь о том, что безопасность

«достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно-важным интересам личности, общества и государства».11

Однако понятие «обеспечение безопасности» имеет достаточно важное значение, так как правовому регулированию и
административно-правовому






  1. Сергеев Г.М., Шершнев Л.И. Безопасность региональная //Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и Международной безопасности. 2005. № 1-2. С. 112.

  2. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности»./ http://base.garant.ru/

регулированию подвержено не само безопасное состояние, а общественные отношения, непосредственно складывающиеся по поводу его обеспечения.12 Законодатель определяет, что «для создания и поддержания необходимого уровня защищённости объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью»13. Следовательно, в процессе обеспечения безопасности равноценные опасному состоянию меры «заведомо разрабатываются, планируются, поручаются конкретным исполнителям с намерением предотвратить угрозу, а если она стала реальной, иметь частичный замысел её устранения, предупреждения»14. Для этой деятельности необходимы экономические, правовые, политические, информационные и прочие факторы.

B результате обеспечения безопасности должно создаваться и сохраняться динамически устойчивое безопасное состояние отсутствия различного рода (возможных и реальных, внутренних и внешних) угроз либо противодействия