ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Еще одним международным договором, представляющим интерес для раскрытия принципа недискриминации, является Конвенция о правах ребенка 1989 г. В ст. 2 данной конвенции сформулированы не только «прямые» основания дискриминации, вытекающие из личного статуса или деятельности самого ребенка, но и «косвенные», связанные с личным статусом или деятельностью родителей или лиц, их заменяющих.
Однако, следует обратить внимание, что, как правило, обязанность государств не допускать дискриминацию связана только с реализацией прав, закрепленных в соответствующем международном договоре.
Очень показательным является принятие 4 ноября 2000 г. Протокола № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., посвященного общему запрету дискриминации: «Пользование любым правом, установленным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам» (п. 1 ст. 1). В п. 2 ст. 1 содержится право каждого не подвергаться «дискриминации со стороны каких бы то ни было публичных властей».
Следует отметить, что некоторые различия не являются дискриминацией. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах несовершеннолетние ставятся в привилегированное положение по сравнению с другими группами людей. Например, п. 5 ст. 6 предусматривает, что смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами, моложе 18 лет или п. 3 ст. 10 закрепляет требование содержать несовершеннолетних правонарушителей отдельно от взрослых.
В определенных случаях может допускаться дифференцированный подход к лицам, относящимся к одной категории индивидов. Например, несмотря на то, что дети сами по себе являются уязвимыми существами, среди них есть категории наиболее уязвимых, которые относятся к таковым в силу объективных или субъективных причин: дети с ограниченными возможностями, беженцы, дети, временно или постоянно лишенные семейного окружения.
Принцип универсальности, неделимости, взаимосвязи и взаимозависимости прав человека выражен в международных документах: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием» (ст. 5 Венской декларации и Программы действий 1993 г.).
Иными словами, все права и свободы человека одинаково ценные и должны уважаться.
Принцип гендерного равенства постулирует обеспечение равных прав мужчин и женщин и равные возможности для их реализации в различных сферах общественных отношений. Одним из международных договоров, раскрывающим содержание данного принципа, является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
Источниками международного права прав человека являются международные договоры, которые можно традиционно разделить на универсальные и региональные.
Среди универсальных следует выделить комплексные международные договоры, к числу которых относятся Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года.
Оба пакта основаны на Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (именно поэтому в этот день ежегодно принято отмечать международный день прав человека). Несмотря на то, что данная декларация имеет рекомендательный характер и провозглашалась «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства» ее значение трудно переоценить. Она являлась и до сих пор является эталоном для разработки всех международных документов в области прав человека.
К Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах в 2008 году был принят Факультативный протокол о рассмотрении сообщений Комитетом по экономическим, социальным культурным правам (вступил в силу 5 мая 2013 г.). К Международному пакту о гражданских и политических правах были приняты два дополнительных протокола: о рассмотрении индивидуальных жалоб Комитетом по правам человека (1966 г.); об отмене смертной казни 1989 года (РФ в нем не учувствует).
В силу определенных причин были заключены универсальные международные договоры, регламентирующие права отдельных групп индивидов:
- Конвенция о статусе беженцев 1951 г.,
- Конвенция о статусе апатрида 1962 г.,
- Конвенция о политических правах женщин 1951 г.,
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и факультативный протокол к ней об индивидуальных обращениях в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин 2000 г.,
- Конвенция о правах ребенка 1989 г. и три факультативных протокола к ней, касающихся торговли детьми, детской проституции, детской порнографии 2000 г., участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г. и процедуры сообщений 2011 г.,
- Конвенция о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г.,
- Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (Россия не участвует),
- Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и факультативный протокол к ней об обращениях (2006 г.).
Под эгидой МОТ, ЮНЕСКО были разработаны международные договоры, направленные на защиту прав человека в определенных областях: Конвенция о запрете принудительного труда 1930 г., Конвенция об охране заработной платы 1949 г., Конвенция о минимальном возрасте приема на работу 1973 г., Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г., Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года.
Самостоятельную группу составляют международные договоры, касающиеся пресечения грубых и массовых нарушений прав человека: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.
С целью конкретизации и адаптации универсальных международных стандартов прав человека под эгидой региональных международных организаций были приняты комплексные международные договоры:
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ),
- Американская конвенция о правах человека 1969 г.,
- Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.,
- Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.,
- Хартия основных прав Европейского союза 2000 г.
Особо следует отметить Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Ее принятие состоялось задолго до разработки Международных пактов 1966 г. Десять европейских государств были «преисполнены решимости… сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации» (преамбула). Создатели конвенции подошли к ее тексту весьма взвешенно и включили в него только те права, которые они действительно готовы и могут обеспечить. Впоследствии к ней было принято 14 протоколов. Ряд протоколов принимался с целью реформирования конвенционного контрольного механизма. Другие – с целью расширения перечня прав, закрепленных конвенцией: 1, 4, 6, 7, 12, 13. Вступив в Совет Европы, Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и некоторые протоколы к ней (вступили в силу для России 5 мая 1998 г.).
2. Международные стандарты прав человека
Термин «международные стандарты прав человека» является устоявшимся в науке международного права.
Под международными стандартами прав человека понимается определенный комплекс международно-правовых норм, касающихся регламентации, обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека. Большая часть таких норм содержится в международных договорах. Общее значение международного стандарта прав человека состоит в том, что он является нормативным минимумом, стартовой планкой для государств.
Международные стандарты прав человека не являются однородными и делятся на группы.
Первую группу составляют нормы, закрепляющие определенные права и свободы.
Например, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политически правах 1966 г.: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».
Вторая группа – нормы, конкретизирующие те или иные права и свободы, раскрывающие их содержание.
Например, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политически правах 1966 г.: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам». А также ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.: «Для целей настоящей Конвенции определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно».
Конкретизация прав и свобод человека имеет важное значение для их обеспечения, реализации и защиты. К сожалению, в международных договорах редко раскрывается содержание того или иного права. Этот вакуум, в определенной степени, заполняют международные механизмы, созданные в целях обеспечения выполнения положений того или иного международного договора. Например, Комитет по правам человека может давать общие комментарии в отношении норм, содержащихся в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.
Особое значение приобрели постановления Европейского суда по правам человека. Применяя при рассмотрении индивидуальных жалоб положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней, он осуществляет конкретизацию через толкование.
В третью группу входят нормы, содержащие обязательства государств уважать, обеспечивать закрепленные в том или ином международном документе прав и свобод всем лицам. Так, в ст. 4 Конвенции о правах ребенка 1989 г. государства-участники «принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции». Такое обязательство, безусловно, носит общий характер, и государство самостоятельно в выборе мер.
Иным образом сформулирован стандарт, закрепленный в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: « Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». Это обусловлено особенностями реализации прав, закрепленных в данном договоре.
Некоторые стандарты данной группы сформулированы весьма конкретно. В ст. 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. достаточно четко определено какие меры должны быть предприняты:
1. Каждое Государство-участник обеспечивает, чтобы все акты пыток рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством. То же относится к попытке подвергнуть пытке и к действиям любого лица, представляющим собой соучастие или участие в пытке.
2. Каждое Государство-участник устанавливает соответствующие наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера.