Файл: Литература по изучаемым вопросам Пособие предназначено для изучения дисциплины "Муниципальное право", спецкурсов по муниципальному праву "Нормотворчество органов местного самоуправления", "Правовая основа местного самоуправления" и др.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 483

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Муниципальное право

Введение

Общая часть

Глава 1. Муниципальное право - отрасль права, наука и учебная дисциплина

§1. Понятие муниципального права. Предмет и метод муниципального права

§2. Система муниципального права

§3. Источники муниципального права

§4. Муниципально-правовые нормы, институты, субъекты

§5. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Глава 2. Историко-теоретические основы местного самоуправления

§1. Основные теории местного самоуправления

Теория свободной общины

«Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления

«Государственная» теория самоуправления

§2. Зарубежные муниципальные системы

§3. Самоуправление в дореволюционной России

Временное правительство и местное самоуправление

§4. Организация местной власти в советский период. Местное самоуправление в постсоветский период

Глава 3. Сущность местного самоуправления

§1. Местное самоуправление в системе народовластия

§2. Основные тенденции развития местного самоуправления в России

Глава 4. Особенности организации местного самоуправления

§1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения

§2. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

§3. Организация местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации и иных территориях инновационного развития

§4. Организация местного самоуправления на приграничных территориях

Глава 5. Гарантии местного самоуправления

Глава 6. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении

§1. Формы и принципы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении

§2. Местный референдум

§3. Муниципальные выборы

§4. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

§5. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

§6. Сход граждан

§7. Правотворческая инициатива граждан

§8. Территориальное общественное самоуправление

§9. Публичные слушания

§10. Собрание и конференция граждан

§11. Опрос граждан

§12. Обращения граждан в органы местного самоуправления

§13. Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

Глава 7. Вопросы местного значения

Глава 8. Муниципальные правовые акты

§1. Муниципальные правовые акты

§2. Система муниципальных правовых актов

§3. Устав муниципального образования

§4. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан

§5. Правотворческий процесс

§6. Вступление в силу муниципальных правовых актов. Отмена и приостановление их действия

Глава 9. Территориальная организация местного самоуправления

§1. Типы и территории муниципальных образований

§2. Границы муниципальных образований

§3. Изменение границ муниципального образования

§4. Преобразование муниципальных образований

Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления

§1. Муниципальное имущество

Муниципальное имущество поселений

Имущество муниципальных районов

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Муниципальные предприятия и учреждения

§2. Местные бюджеты

Подготовка и утверждение проекта местного бюджета

Исполнение местного бюджета

Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении

§3. Расходы и доходы местных бюджетов

Расходы местных бюджетов

Доходы местных бюджетов

Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов

Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов

Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов

§4. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений

§5. Муниципальный заказ

§6. Муниципальные заимствования

Глава 11. Органы и должностные лица местного самоуправления

§1. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

§2. Структура органов местного самоуправления

§3. Органы местного самоуправления как юридические лица

§4. Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

Глава 12. Представительный орган муниципального образования

§1. Представительный орган в структуре органов местного самоуправления

§2. Порядок формирования представительного органа

§3. Численность депутатов представительного органа

§4. Компетенция представительного органа

Контрольные полномочия

§5. Организация деятельности представительного органа

§6. Председатель представительного органа

7. Досрочное прекращение полномочий представительного органа

Глава 13. Глава муниципального образования

§1. Статус главы муниципального образования

§2. Полномочия главы муниципального образования

§3. Подотчетность главы муниципального образования

§4. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

Глава 14. Администрация муниципального образования

§1. Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления

§2. Основные полномочия администрации муниципального образования

§3. Назначение главы местной администрации по контракту

§4. Досрочное прекращение полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта

Глава 15. Контрольный орган, избирательная комиссия муниципального образования

§1. Контрольный орган муниципального образования

§2. Избирательная комиссия муниципального образования

Порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования

Глава 16. Муниципальная служба

§1. Понятие и принципы муниципальной службы

§2. Муниципальная должность. Муниципальный служащий

§3. Права и обязанности муниципального служащего

Дисциплинарная ответственность муниципального служащего

§4. Гарантии для муниципального служащего

Поощрение муниципального служащего

§5. Прохождение муниципальной службы

Стаж муниципальной службы

Основания для прекращения муниципальной службы

Глава 17. Межмуниципальное сотрудничество

Глава 18. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и иными субъектами управления

§1. Формы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации

§2. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации

§3. Взаимодействие органов местного самоуправления с общественными, иными объединениями граждан и гражданами

§4. Взаимодействие органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности

Глава 19. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава 20. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

§1. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

§2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

§3. Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления

§4. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

§5. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Особенная часть

Глава 21. Полномочия органов местного самоуправления

§1. Классификация полномочий органов местного самоуправления

§2. Основные формы реализации полномочий органов местного самоуправления

Глава 22. Осуществление органами местного самоуправления управленческих полномочий

§1. Полномочия органов местного самоуправления в общественно-политической сфере

§2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере экономики

§3. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере

§4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования

§5. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительства, жилья, транспорта и связи

§6. Полномочия органов местного самоуправления в иных сферах и областях управления

Глава 23. Осуществление органами местного самоуправления функций контроля

Глава 24. Оказание органами местного самоуправления публичных услуг

Глава 25. Исполнение органами местного самоуправления государственных и иных полномочий

§1. Формы передачи органам местного самоуправления государственных и иных полномочий

§2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

§3. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий

§4. Передача органам местного самоуправления иных государственно-властных и административно-властных полномочий

§5. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

опубликование информации о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ как оказание публичной информационной услуги. Для получения такой информации получателю услуги не обязательно заключать с органом местного самоуправления договор, а достаточно обратиться в орган местного самоуправления и получить необходимую информацию, которую не представить указанный орган не может.

Публичные услуги имеют различные процедуры их оказания, но для органов местного самоуправления одной из главных является процедура непосредственного оказания публичной услуги.

Процедурами непосредственного оказания публичных услуг являются те, которые осуществляются в процессе взаимодействия органа местного самоуправления, оказывающего услугу, с получателем публичной услуги. Такое взаимодействие может быть в виде прямого контакта (при прямом общении) и заочного или дистанционного (через средства связи - телеграф, почту, телефон, электронную почту и т.п.).

В качестве примера непосредственного оказания публичных услуг можно привести схему организации процесса приватизации жилья, действующую в городе Москве *(44).

Так, граждане старше 14 лет с паспортами, свидетельствами о рождении и их ксерокопиями, дополнительными справками о неучастии в приватизации тех, кто прибыл в приватизируемое жилье после 1 сентября 1991 г., могут обратиться в Службу "одного окна" и оформить заявление на подготовку документов для приватизации занимаемого ими жилья. Указанная Служба оформляет запрос в БТИ *(45) и ЕИРЦ *(46) и получает от них данные о том, было ли жилое помещение переоборудовано без разрешения соответствующих органов власти, наличествуют ли подсобные помещения, насколько сведения, представленные заявителем, соответствуют фактическому состоянию дел, существуют ли задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, отсутствует ли ордер. Если жилое помещение переоборудовано без соответствующего разрешения, то Службой направляются письма в межведомственные комиссии районов, а если отсутствует ордер на жилое помещение, то Служба предпринимает меры по решению вопроса о возможности получения разрешения на приватизацию без ордера.


В обоих случаях Служба обязана уведомить заявителя о приостановлении оформления документов.

В тех случаях, когда БТИ и ЕИРЦ подтверждают данные, указанные заявителем, то Службой начинается подготовка договора социального найма, подготовка и заключение договора передачи жилья в собственность гражданина, подготовка доверенности и оплата за счет средств гражданина услуг по подготовке документов для приватизации. Подготовленные документы передаются Службой на государственную регистрацию, а гражданин может получить зарегистрированные документы о праве собственности в месте, где он и подавал заявление на приватизацию жилья.

Процедуры непосредственного оказания публичных у слуг могут классифицироваться как одномоментные и длящиеся.

Одномоментными процедуры оказания публичных услуг являются в тех случаях, когда получатель публичной услуги может обратиться к органу местного самоуправления, обязанному оказать публичную услугу и получить ее в короткое время - в течение нескольких минут или в течение иного короткого времени.

К длящимся можно отнести процедуры, на совершение которых требуется не только определенное время (более одного рабочего дня), но и те, которые состоят из нескольких этапов.

Длящиеся процедуры оказания публичных услуг, в свою очередь, могут подразделяться на срочные и постоянные.

К срочным процедурам можно отнести те, которые протекают в определенное время, срок которых заранее установлен.

Постоянными процедурами оказания публичных услуг можно считать те, которые совершаются все время, пока существует (жив) получатель публичной услуги, или до тех пор, пока получатель услуги не откажется от ее получения или пока у получателя публичной услуги не отпадет необходимость в ее получении.

Процедуры, в которых оказывающей стороной являются органы местного самоуправления, отличаются от процедур, в которых оказываемой стороной являются негосударственные образования. И отличаются они прежде всего тем, что органы местного самоуправления в редких случаях должны оказывать публичные услуги без обращения за ними получателя услуг (гражданина или юридического лица).

Это объясняется тем, что законодательство в России сформировано таким образом, что лицо, имеющее право на получение публичной услуги

, должно обратиться в орган местного самоуправления, с тем чтобы ему оказали необходимую услугу, т.е. как бы дать "сигнал" о том, что из всего перечня предоставленных ему прав гражданин изъявляет желание реализовать их определенную часть или приобрести дополнительный социальный статус, получив при этом публичную услугу от органа, в который он обращается.

Например, для того чтобы получить статус безработного, ветерана труда или иной социальный статус, гражданину необходимо обратиться в соответствующий орган местного самоуправления.

Хотя перечень публичных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, только формируется, их часть уже сегодня можно определить. Например, установление срока для приведения жилого помещения в прежнее состояние для нового собственника, приобретшего жилое помещение с самовольными перестройкой и (или) перепланировкой прежним собственником; дача согласия на обмен жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семьи нанимателя; предоставление иного жилого помещения гражданину и членам его семьи на период капитального ремонта или реконструкции дома, в котором они проживают; предоставление информации о размерах оплаты коммунальных услуг и платы за жилье и об изменениях названных платежей, о ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них; проведение конкурса по отбору управляющей организации управления многоквартирным домом; об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ по содержанию являются публичными услугами.
Рекомендуемая литература к главе
1. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные//Журнал российского права. 2004. N 10.

2. Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике//Право и экономика. 2002. N 6.

3. Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг//Журнал российского права. 2006. N 4.


Глава 25. Исполнение органами местного самоуправления государственных и иных полномочий




§1. Формы передачи органам местного самоуправления государственных и иных полномочий



Государственные полномочия, полностью или частично, могут передаваться органам местного самоуправления в двух формах: посредством наделения и делегирования.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только законом. Такое требование установлено ч. 2 ст. 132 Конституции РФ.

Делегирование некоторых государственных полномочий органам местного самоуправления может осуществляться в особых случаях нормативным правовым актом органа государственной власти Российской Федерации или правовым нормативным актом субъекта Российской Федерации в виде поручения.

Между наделением и делегированием государственных полномочий существует четкое разграничение, а следовательно, и юридические последствия, которые наступают до, при и после выполнения переданных государственных полномочий, различны.

В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется законом (федеральным конституционным, федеральным или субъекта Российской Федерации), переданные полномочия исполняются органами местного самоуправления весь период действия этого закона. Прекращается исполнение отдельных государственных полномочий только в связи признанием этого закона утратившим силу либо исключением норм о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями из действующего закона.

В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется в форме делегирования, объем передаваемых полномочий, виды юридических действий либо содержание поручения, а также срок, на который делегируются полномочия, указываются в акте, которым закрепляется такая форма передачи.

§2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями



Статья 132 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств, т.е. данной статьей установлены необходимые требования:

наделение государственными полномочиями законом - форма правовой регламентации;

передача необходимых средств для выполнения государственных полномочий как гарантия государственного обеспечения выполнения этих полномочий, что может быть востребовано органами местного самоуправления, в том числе и в судебном порядке.

Эти же положения продублированы другими федеральными законами.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации, если это не противоречит федеральным законам.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий,