Файл: Литература по изучаемым вопросам Пособие предназначено для изучения дисциплины "Муниципальное право", спецкурсов по муниципальному праву "Нормотворчество органов местного самоуправления", "Правовая основа местного самоуправления" и др.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 493
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Муниципальное право - отрасль права, наука и учебная дисциплина
§1. Понятие муниципального права. Предмет и метод муниципального права
§2. Система муниципального права
§3. Источники муниципального права
§4. Муниципально-правовые нормы, институты, субъекты
§5. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Глава 2. Историко-теоретические основы местного самоуправления
§1. Основные теории местного самоуправления
«Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления
«Государственная» теория самоуправления
§2. Зарубежные муниципальные системы
§3. Самоуправление в дореволюционной России
Временное правительство и местное самоуправление
§4. Организация местной власти в советский период. Местное самоуправление в постсоветский период
Глава 3. Сущность местного самоуправления
§1. Местное самоуправление в системе народовластия
§2. Основные тенденции развития местного самоуправления в России
Глава 4. Особенности организации местного самоуправления
§1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения
§2. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
§4. Организация местного самоуправления на приграничных территориях
Глава 5. Гарантии местного самоуправления
§7. Правотворческая инициатива граждан
§8. Территориальное общественное самоуправление
§10. Собрание и конференция граждан
§12. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Глава 7. Вопросы местного значения
Глава 8. Муниципальные правовые акты
§1. Муниципальные правовые акты
§2. Система муниципальных правовых актов
§3. Устав муниципального образования
§4. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан
§6. Вступление в силу муниципальных правовых актов. Отмена и приостановление их действия
Глава 9. Территориальная организация местного самоуправления
§1. Типы и территории муниципальных образований
§2. Границы муниципальных образований
§3. Изменение границ муниципального образования
§4. Преобразование муниципальных образований
Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления
Муниципальное имущество поселений
Имущество муниципальных районов
Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
Муниципальные предприятия и учреждения
Подготовка и утверждение проекта местного бюджета
Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении
§3. Расходы и доходы местных бюджетов
Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов
Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов
Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов
§4. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
§6. Муниципальные заимствования
Глава 11. Органы и должностные лица местного самоуправления
§1. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
§2. Структура органов местного самоуправления
§3. Органы местного самоуправления как юридические лица
§4. Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
Глава 12. Представительный орган муниципального образования
§1. Представительный орган в структуре органов местного самоуправления
§2. Порядок формирования представительного органа
§3. Численность депутатов представительного органа
§4. Компетенция представительного органа
§5. Организация деятельности представительного органа
§6. Председатель представительного органа
7. Досрочное прекращение полномочий представительного органа
Глава 13. Глава муниципального образования
§1. Статус главы муниципального образования
§2. Полномочия главы муниципального образования
§3. Подотчетность главы муниципального образования
§4. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования
Глава 14. Администрация муниципального образования
§1. Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления
§2. Основные полномочия администрации муниципального образования
§3. Назначение главы местной администрации по контракту
§4. Досрочное прекращение полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта
Глава 15. Контрольный орган, избирательная комиссия муниципального образования
§1. Контрольный орган муниципального образования
§2. Избирательная комиссия муниципального образования
Порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
Глава 16. Муниципальная служба
§1. Понятие и принципы муниципальной службы
§2. Муниципальная должность. Муниципальный служащий
§3. Права и обязанности муниципального служащего
Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
§4. Гарантии для муниципального служащего
Поощрение муниципального служащего
§5. Прохождение муниципальной службы
Основания для прекращения муниципальной службы
Глава 17. Межмуниципальное сотрудничество
§4. Взаимодействие органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности
Глава 19. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 20. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
§1. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
§2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
§3. Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления
§4. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
§5. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 21. Полномочия органов местного самоуправления
§1. Классификация полномочий органов местного самоуправления
§2. Основные формы реализации полномочий органов местного самоуправления
Глава 22. Осуществление органами местного самоуправления управленческих полномочий
§1. Полномочия органов местного самоуправления в общественно-политической сфере
§2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере экономики
§3. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере
§6. Полномочия органов местного самоуправления в иных сферах и областях управления
Глава 23. Осуществление органами местного самоуправления функций контроля
Глава 24. Оказание органами местного самоуправления публичных услуг
Глава 25. Исполнение органами местного самоуправления государственных и иных полномочий
§1. Формы передачи органам местного самоуправления государственных и иных полномочий
§2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
§3. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Рекомендуемая литература к главе
1. Воронин А.Г., Лапин В.Л., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1997.
2. Селюков А.Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления. М., 2003.
3. Ефимчук И.В. Муниципальная собственность и ее эффективность в системе рыночных отношений. Н.-Новгород, 1999.
4. Зуев В.М., Кузнецов С.С. Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: правовой аспект. Томск, 1999.
Глава 11. Органы и должностные лица местного самоуправления
§1. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет достаточно широкую степень независимости органов местного самоуправления от решений и действий органов государственной власти.
Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Однако содержание конституционного термина "общие принципы" законодательно не определено, что дает федеральному законодателю практически неограниченные возможности в регламентации деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Можно полагать, что в предусмотренном ст. 72 Конституции Российской Федерации федеральном законе должны содержаться лишь основные, исходные положения по организации деятельности органов местного самоуправления. В свою очередь, субъекты Российской Федерации в своих нормативных правовых актах должны конкретизировать такие основные принципы.
В развитие федерального и регионального законодательства статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах соответствующих муниципальный образований. В данных уставах регулируются основные положения по организации органов местного самоуправления. Помимо этого во многих муниципальных образованиях принимаются и специальные положения, регулирующие статус органов местного самоуправления (о представительном органе, главе муниципального образования, администрации муниципального образования, контрольном органе муниципального образования и др.). Однако в этих положениях отдельные полномочия органов местного самоуправления могут лишь получать дальнейшую конкретизацию и в них не должно осуществляться изменение компетенции органов местного самоуправления
, установленной уставом муниципального образования.
Вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, решаются ими самостоятельно. Вмешательство органов государственной власти в их компетенцию недопустимо. Органы местного самоуправления обладают значительными полномочиями в различных сферах жизни соответствующего муниципального образования. Конечно же, нельзя забывать, что компетенция органов местного самоуправления не может быть безграничной, поскольку значительная часть полномочий в соответствующих сферах осуществляется также федеральными и региональными органами государственной власти.
§2. Структура органов местного самоуправления
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Что именно необходимо понимать под структурой органов местного самоуправления в Конституции Российской Федерации - не уточняется. Полагаем, что структура органов местного самоуправления включает в себя перечень органов местного самоуправления, которые делятся на выборные и иные органы. Данные органы должны образовываться в соответствии с общими принципами построения системы органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании и уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления муниципального образования должна закрепляться в его уставе, в котором также должны быть указаны выборные и иные органы местного самоуправления, имеющиеся в муниципальном образовании. При этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой понятия "органы местного самоуправления" и должностные лица местного самоуправления" не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от его полномочий может выступать в качестве органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, осуществляющие функции публичной власти на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией на решение вопросов местного значения, а также могут исполнять некоторые государственные полномочия по поручению органов государственной власти.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
представительный орган;
глава муниципального образования;
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
контрольный орган муниципального образования;
иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу регионального закона об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом о проведении местного референдума.
Избирательная комиссия субъекта Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные федеральными и региональными законами полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации.